Ужасный доктор Файбс
Abominable Dr. Phibes
(1971)
«За каждым успешным мужчиной стоит женщина…»
Когда британская студия «Hammer» истощилась в начале 70-х, другие режиссеры «туманного Альбиона» решили нести знамя хоррора, выпуская свои ленты разнящегося качества и содержания. Одним из наиболее известных и любимых экземпляров жанра того времени является картина «Ужасный доктор Файбс» (1971) снятая Робертом Фуэстом, режиссером специализирующимся на, порой странном, но невероятно сильном материале, включая английский сериал «Мстители» и картину 1973 года «Последняя Программа» (так же известная, как «Последние Дни Человека на Земле»).
Фильм рассказывает о череде убийств докторов странными способами, олицетворяющими десять «казней Египетских» из Второзакония. Убийства совершаются безумным органным музыкантом, с помощью немого помощника. Расследование заходит в тупик, пока детектив Гарри Троут (Питер Джеффри) не натыкается на тот факт, что все убитые эскулапы причастны к смерти жены некоего Антона Файбса, погибшего в автокатастрофе.
Бесспорно, главным достоинством данной черной комедии является легенда жанра Винсент Прайс, который играет здесь привычный для себя трагический и опасный образ обезумевшего, изуродованного доктора, поглощенного жаждой мести. Прайс идеально справляется со своей мелодраматичной ролью – он любит пристально смотреть в камеру, играть на органе и разговаривать через голосовой синтезатор, вживленный прямо в шею. Сами убийства, которые представляют собой вторую по величине привлекательную черту фильма, скорее интригуют своей экстравагантностью, а не пугают, но именно в этом и была задумка авторов. Возможно эта лента слегка уступает в плане динамичности таким британским фильмам , как, к примеру, «Театр Крови» (1973 (тоже с Прайсом в главной роли)), но тем не менее «Доктор Файбс» без труда способен принести зрителю массу удовольствия.
Уильям Голдстайн и Джеймс Уитон написали оригинальный сценарий и еще один титан ужасов Питер Кушинг должен был сыграть одну из главных ролей — доктора Весалиуса, но отклонил предложение в связи с болезнью жены. Вместо него пригласили ветерана Голливуда Джозефа Коттена, который также отлично справился с ролью.
Фильм способен уложить на лопатки большим количеством черного юмора и невероятной стилистике, имеющей что-то общее со стимпанком и арт-деко. Персонаж Файбса является гением, профессором музыки и инновационным конструктором, создающим уникальные приборы. К примеру, в оригинальном сценарии, даже помощница доктора Вульнавия (Вирджиния Норт) должна была быть механической конструкцией, похожей на человека, но позже от этой идеи отказались.
Кинофильм очень прибыльно прошелся по кинотеатрам и в 1972 году вышел более неоднозначный сиквел «Возвращение Доктора Файбса». Позже было запланировано еще несколько продолжений, включая «Phibes Resurrectus» (1984), в котором должны были сыграть Орсон Уэллс, Джон и Дэвид Каррадин и Дональд Плезенс, но, к невероятному разочарованию, фильм никогда не увидел свет.
Однако можно с уверенностью сказать, «Ужасный Доктор Файбс» — это отличная картина своего времени, демонстрирующая великолепный визуальный ряд и декорации, легендарных актеров и недюжинное воображение. Если вы любите нестандартные ленты в этом жанре, положительно относитесь к черному юмору или просто любите Винсента Прайса — крайне рекомендуется к просмотру.
Материал подготовила Marianna May