Одесситам на заметку: в этот день много лет назад

0

Ведущая рубрики Татьяна Руднева расскажет, чем знаменателен этот день в нашей стране. Итак…

21 сентября в истории Украины

В 1920 году введено обязательное изучение украинского языка в школах

В начале 20-го века, после возобновления украинской государственности в 1917 году, украинский литературный язык начал бурное развитие. Если до этого его всячески подавляли и запрещали, то теперь правительство делало все возможное для его возрождения.

ukrainazatsia1

Так, на украинском языке начали печатать как художественную, так и научно-публицистическую литературу, газеты, журналы. Всячески поддерживались украинская духовность и культура. Украинский язык постепенно начал входить абсолютно во все сферы общественной жизни. Он стал орудием науки, культуры и образования.

Не остался без рассмотрения вопрос об украинской школьной системе образования. Еще в январе 1919 года был создан Народный комиссариат образования Украинской ССР и было введено обязательное начальное образование для детей школьного возраста, а уже в марте 1920 года в столице УССР городе Харькове прошло первое всеукраинское совещание по образованию. На совещании была утверждена система образования Советской Украины. 21 сентября 1920 года Советом Народных Комиссаров Украины было введено обязательное изучение украинского языка в школах с неукраинским языком обучения.

Дальнейшие шаги относительно украинизации также имели достаточно действенный характер. Советом Народных Комиссаров Украины была создана нормативно-правовая почва для правового ввода украинского языка в УССР.

В 1939 году открыт Львовский театр оперы и балета

Львовский национальный академический театр оперы и балета им.С.А.Крушельницкой — театр во Львове. Необходимость в отдельном здании для городского театра стала особенно ощутимой в конце XIX века. В это время Львов находился в составе Австро-Венгрии, официально назывался Лемберг и был столицей отдельной крупной австрийской провинции — Королевства Галиции и Лодомерии.

lvovskij teatr

В 1895 году был объявлен конкурс, в котором победила работа директора Львовской высшей художественно-промышленной школы З.Горголевского. Он предложил смелое решение для места постройки нового театра. Так как центр города к тому времени был плотно застроен, проект предусматривал перекрытие городской реки, Полтвы, сплошными бетонными сводами. З.Горголевский руководил всеми земляными и строительными работами. Основная нагрузка легла на львовскую фирму инженера И.Левинского. Строительство началось в июне 1897 года и длилось почти три года.

Театр построен в классических традициях с использованием элементов архитектурных стилей ренессанса и барокко, в духе так называемого венского псевдоренессанса. Театр был декорирован и снаружи и внутри, продемонстрировав искусство скульпторов (П.Войтович, А.Попель, Э.Печ, Т.Баронч) и художников (Т.Попель, М.Герасимович, Т.Рыбковский, З.Розвадовский, С.Дембицкий, С.Рейхан).

Большой городской театр (так назывался Оперный театр до 1939 года) открылся 4 октября 1900 года. В торжественном открытии приняли участие писатель Генрик Сенкевич, композитор И.Падеревский, художник Г.Семирадский. В этот вечер в театре показывали постановку драматической оперы «Янек» В.Желенского о жизни жителей карпатской Верховины.

В 1934 году театр закрыли из-за экономического кризиса. В 1939 году здесь прошли Народные сборы Западной Украины, которые поддержали присоединение Галиции и Волыни к УССР. Театр был вновь открыт в сентябре 1939 года и получил название Львовского государственного оперного театра. В 1956 году получил имя Ивана Франко, в 1966 — звание академического. В конце 1970-х закрывался на реконструкцию, вновь был открыт в 1984 году. В 1996 году здесь происходила одна из встреч президентов стран Центральной и Восточной Европы.

В 1943 году Чернигов был освобожден от немецких оккупантов — день города

Чернигов — город на северо-востоке Украины, административный центр Черниговской области, а также Черниговского района (в состав которого не входит). Исторический центр Левобережной Украины, один из крупнейших городов Киевской Руси.

chernigov

Изначально эти территории были центром восточнославянского племени северян. Судя по археологическим исследованиям, город существовал уже в конце 9 века, когда вошел в состав Киевской Руси. Чернигов быстро рос и развивался, и в скором времени превратился в богатый и хорошо укрепленный город, который мог достойно соперничать с Киевом. Об этом свидетельствует первое письменное упоминание о Чернигове в 907 году как о большом городе, который значился вторым после Киева.

В суровые годы Великой Отечественной войны Чернигов был разрушен практически полностью. В августе 1941 года город был варварски сожжён гитлеровской авиацией. Разрушены все промышленные предприятия, культурно-просветительские и медицинские учреждения, многие архитектурные и исторические памятники, свыше 70% жилого фонда.

В ночь на 9 сентября 1941 года, после многодневных боев гитлеровцы захватили Чернигов. Началась двухлетняя оккупация фашистскими войсками, сопровождавшаяся массовыми расстрелами, разбоем и отправкой на принудительные работы в Германию мирных граждан.

Бои за освобождение Чернигова начались в средине сентября 1943 года и осуществлялись силами 13-ой армии Центрального фронта под командованием генерал-лейтенанта Н.П.Пухова. 21 сентября 1943 года, после трехдневных упорных боев, Красная армия штурмом овладела городом и областью.

21 сентября 1943 года город был освобождён от немецких оккупантов. В связи с этим событием было принято отмечать День города в этот памятный день.

В 1945 году создан Киевский мотоциклетный завод

ОАО «Киевский мотоциклетный завод» является единственным в Украине предприятием по производству мотоциклов тяжелого класса. Также в разные годы завод выпускал небольшими сериями автомобильную технику.

kievskij mototsikletnij zavod

Киевский мотоциклетный завод был создан на основании Постановления Совета народных комиссаров СССР №2435—652 от 21 сентября 1945 года и приказа Народного Комиссара среднего машиностроения СССР за №362/С от 26 сентября 1945 года на базе бывшего Бронетанкового ремонтного завода №8 в Шевченковском районе города Киева по улице Кагатная,8 (в настоящее время улица Семьи Хохловых).

Автобронетанковые мастерские стали основанием и базой для создания Киевского мотоциклетного завода. В 1932 году на территории и в производственных корпусах завода размещались автобронетанковые мастерские Киевского военного округа. С октября 1945 года до конца марта 1953 года завод был подчинен Главному Управлению мотоциклетной и велосипедной промышленности (Главмотовелопром).

dvuxkolesnij mototsikl

Первая модель двухколесного мотоцикла «Киевлянин» К-1Б, была изготовлена по документации и на оборудовании, полученном по репарации из Германии. Там он назывался «Wanderer-1Sp» (Странник). Первоначально двигатель для «Киевлянина» получали по кооперации, но уже с 1947 года завод начал серийный выпуск мотоциклов К-1Б с двигателем собственного производства.

В конце 1946 года на базе уже находившегося в производстве К-1Б начали изготавливать первую советскую мотоколяску для инвалидов К-1В.

С 1947 года началась разработка трехколесного мотоцикла, предприятие развернуло работу по строительству производственных цехов и сооружений литейного и заготовительного цехов.

Motorcycle_M-72

В 1949 году на завод приехало 100 специалистов из ликвидированного Горьковского мотоциклетного завода, началась подготовка к выпуску мотоциклов тяжелого класса М-72.

С конца марта до середины 1953 года завод подчинялся Первому Главному Управлению мотоциклетной промышленности Министерства машиностроения СССР.

Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1954 года, на базе предприятий Министерства машиностроения СССР образовалось Министерство автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, которому подчинялся к июлю месяца 1957 года Киевский мотоциклетный завод.

mototsikletnij zavod

С 1956 года на заводе разработали и начали выпускать новую, более усовершенствованную модель К-750. За период с 1955 года по 1970 год выпуск мотоциклов составлял 45-50 тыс. штук в год.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР 1957 года №556 и приказом Министерства автомобильной промышленности СССР от 14 июня 1957 года №136, завод передан в Управление машиностроительной промышленности Совета Народного хозяйства Киевского экономического административного района Украинской ССР.

KMZ mototsikl zavod

В 1959-1962 гг. на заводе велись работы по созданию развозных микрогрузовиков для народного хозяйства. В 1959году был построен первый образец КМЗ-1 «Киев». Грузовик получил 2-цилиндровый оппозитный двигатель воздушного охлаждения от мотоцикла К-750 (26 л.с.), который поместили под грузовой платформой, 4-ступенчатую коробку передач и привод на задние односкатные колеса. В 1960 году была выпущена серия автомобилей КМЗ-3 «Киев», у которых двигатель от мотоцикла К-750 (26 л.с.) был размещен классически – спереди под коротким капотом. Кабина – двухместная алюминиевая. Грузовая платформа – деревянная. Тормоза и рулевой механизм были позаимствованы от легкового автомобиля ЗАЗ-965. Следом, в 1961 году, был выпущен развозной фургон КМЗ-4 «Киев», который отличался от КМЗ-3 только цельнометаллическим кузовом. Завершил серию микрогрузовиков в 1962 году фургон КМЗ-5 «Киев», имевший упрощенную конструкцию и минимальный вес (525 кг). Машина была сделана с расчетом на армию. Однако запускать микрогрузовики в крупную серию признали нецелесообразным.

На основании Постановления Киевского Совнархоза № 49 от апреля 1963 года Киевский мотоциклетный завод передан из Управления машиностроительной промышленности в Управление автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения Киевского Совнархоза.

В соответствии с Постановлением Совета министров СССР от 12 октября 1965 года № 755, Киевский мотоциклетный завод передан в связи с ликвидацией Киевского Совнархоза из Управления автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения Киевского Совнархоза по производству мотоциклов и велосипедов в Министерство автомобильной промышленности СССР.

С 1972 года освоен выпуск моделей МТ-9, МТ-10 с новой коробкой передач и задним ходом.

skortnij mototsikl motozavod

С 1976 года в Киеве началось усовершенствование эскортной техники, а в 1978 году была изготовлена первая партия из 25 специальных «Эскортных мотоциклов» для Кремля. Высокие технические характеристики удовлетворили требовательного заказчика. Мощностью 50 л.с., на специальных шинах, такой мотоцикл мог даже зимой по скользкой дороге уверенно ехать на скорости до 130 км/ч и имел электрозапуск, который разрешал проблему заведения мотора при температуре −40 градусов по Цельсию. Такую партию отправили в Москву в 1983 году. Министром обороны СССР «Ижмашу» было поручено сделать технику такого класса и в России. Но эта попытка успеха не имела. Большой опыт и умения киевских конструкторов так и остались непревзойденными и продолжали отвечать высоким требованиям Кремля, которые возрастали с каждым годом.

В 1989 году была изготовлена последняя партия этой наиболее совершенной техники.

В 1991 году на Киевском мотозаводе была выпущена первая партия одиночек класса 650 куб.см.

Открытое акционерное общество «Киевский мотоциклетный завод» основано согласно решению Министерства машиностроения, военно-промышленного комплекса и конверсии Украины №1720 от 26 декабря 1994 года согласно Указу Президента Украины № 210/93 «О корпоратизации предприятий» от 15 июня 1993 года. Зарегистрировано Шевченковской районной государственной администрацией г.Киева 12 января 1995 года № свидетельства 00231314. На данное время 100% акций ОАО «Киевский мотоциклетный завод» принадлежит государству в лице Фонда Госимущества Украины.

ОАО «Киевский мотоциклетный завод» является единственным в Украине предприятием по производству мотоциклов тяжелого класса.

ОАО «Киевский мотоциклетный завод» является монопольным предприятием страны по изготовлению мотоциклетной техники. Имеет механически-сборочное производство мототехники с законченным циклом и содержит в себе все стадии по изготовлению и сборке готовой продукции, контроля за ее качеством, транспортировке на всех этапах производственного процесса, организацию и обеспечение обслуживания рабочих мест и участков, технической подготовки производства.

Продукция

Мотоциклы «Днепр» постоянно совершенствуются, сейчас существует 16 модификаций этого мотоцикла. Разработан модернизованный двигатель, пятиступенчатая коробка передач, дисковые тормоза и прочее. Разработаны новые модели мотоциклов «Чоппер», которые пользуются спросом среди молодежи, трехколесный грузовой трицикл «Днепр-300» и трайк «Днепр-303». На базе трехколесного мотоцикла с кузовом начат выпуск специализированных мотоциклов для нужд коммунальных служб, торговли, фермерских хозяйств, лесничеств и др. С целью улучшения потребительских качеств мотоцикла начата разработка новых моделей агрегата с электрозапуском, бесконтактной системой зажигания. Это приблизит мотоцикл «Днепр» к требованиям мировых рынков.

На данное время предприятие освоило выпуск новой продукции – прицепы к автомобилям различных модификаций, кузова фургонов, спецавтомобили «Конвой-1» и «Фургон-3», прицепы для транспортировки водной техники, экспериментирует с концептами миниавтомобилей.

Сегодня на предприятии работает линия по производству декоративно-художественного стекла.

С 2002 года отмечается Международный день мира

Международный день мира (англ. International Day of Peace) — отмечается 21 сентября с 2002 года. Был учрежден на 36-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Резолюция № A/RES/36/67 от 30 ноября 1981 года). Вначале праздник отмечался в третий вторник сентября — в день открытия ежегодной сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

den mira

Решение о праздновании Международного дня мира 21 сентября было принято на 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (специальная резолюция № A/RES/55/282 от 28 сентября 2001 года).

Генеральной Ассамблеей этот день провозглашён как день отказа от насилия и прекращения огня во всем мире. Всем странам было предложено воздерживаться от проведения военных действий в этот день.

Ежегодно 21 сентября в ООН проводятся различные мероприятия, традиционно начинаемые с церемонии у Колокола мира. Церемония начинается с обращения Генерального секретаря ООН, после которого он ударяет в колокол. Затем, после минуты молчания, с обращением выступает председатель Совета безопасности ООН.

Широкую известность и влияние получила некоммерческая организация Peace One Day, которая стремится добиться реализации ежегодного дня всемирного прекращения огня и отказа от насилия.

В 1966 году родился Ринат Ахметов — бизнесмен, самый богатый украинец

Ринат Ахметов — бизнесмен, самый богатый украинец, владелец крупнейшей в Украине управляющей компании System Capital Management, футбольного клуба «Шахтер», с 2006 года народный депутат Украины, один из лидеров бывшей Партии регионов (ПР), учредитель фонда «Эффективное управление» (англ. Foundation for Effective Governance) и благотворительного фонда «Развитие Украины».

ahmetov

Родился 21 сентября 1966 года в Донецке в семье шахтера из Татарстана. Мать работала продавцом. В начале 1990-х годов закончил экономический факультет Донецкого государственного университета. В 2001 году окончил Донецкий национальный университет по специальности «маркетинг» (квалификация — экономист).

Как рассказывал лично Ринат Леонидович, свой бизнес ему пришлось начинать с нуля, поскольку большого капитала у его семьи никогда не было, скорее, наоборот…

«Я из бедной семьи. Я всегда боролся с бедностью. Мы жили в домике большой семьей… Как вам объяснить?… Ну, если пьяный идет по улице и так ударит ногой по забору, то дом развалится. Жили мы в доме на 20 квадратных метров. Спали на полу, на раскладушке. В доме у нас не было ни туалета, ни умывальника. Туалет был на улице, умывались мы тоже на улице, из кружки. В зрелом возрасте я опять побеждал бедность, на своих предприятиях». («Украинская правда», 20 февраля 2006 г).

В начале 90-х годов Ринат Леонидович стал одним из учредителей компании АРС, которая занималась углем и коксом. Название якобы расшифровывается так: «Алик, Ринат, Самсон» (Алик – Ахать Брагин, Ринат – Ринат Ахметов, Самсон – Яков Богданов, погибший в апреле 1995 года).

В 1995 г. инициировал создание Донецкого городского банка («Донгорбанка»), став одним из самых молодых украинских банкиров. Впервые фамилия Рината Ахметова получила достаточно широкую известность в середине 1990-х после того, как он сменил на посту (1996 г.) президента футбольного клуба «Шахтёр» Ахатя Брагина. Стоит отметить, что о том, чем Р.Ахметов занимался в конце 80-х – в начале 90-х и как восходил на бизнес-олимп существуют разные версии. В биографии самого богатого человека в Украине много неизвестного. Так, до сих пор остается загадкой, только ли дружба и легальный бизнес связывали Р.Ахметова с Ахатем Брагиным (известен также под прозвищем Алек Грек), который был авторитетным донецким предпринимателем и, по данным правоохранительных органов, – влиятельным криминальным авторитетом. В своих интервью Ахметов говорит, что смог разбогатеть, пойдя на многие предпринимательские риски в первые годы после распада СССР.

Уже к концу 1990-х стал самым влиятельным человеком на Донбассе. По инициативе Рината Ахметова в 1999 году создана футбольная школа ФК Шахтер с действующей сетью филиалов. В этом же году введена в строй современная спортивно-тренировочная база Кирша, являющаяся одной из лучших в Европе.

15 ноября 2000 года Р.Ахметов основал крупнейшую в Украине многоотраслевую финансово-промышленную группу. Управляющая компания — АО «Систем Кэпитал Менеджмент» («СКМ»). Ему принадлежит 100% акций.

День города: Чернигов

Чернигов – древнеславянский город и исторический центр Левобережной Украины. Расположен в северной части страны на правом высоком берегу реки Десна. Город славится своими памятниками времён Киевской Руси и Черниговского княжества.

Изначально эти территории были центром восточнославянского племени северян. Судя по археологическим исследованиям, город существовал уже в конце 9 века, когда вошёл в состав Киевской Руси. Чернигов быстро рос и развивался, и в скором времени превратился в богатый и хорошо укрепленный город, который мог достойно соперничать с Киевом. Об этом свидетельствует первое письменное упоминание о Чернигове в 907 году как о большом городе, который значился вторым после Киева.

В 1239 году город захватили и разрушили орды Батыя. Со второй половины 14 века город переходил к литовцам, москвичам, полякам, пока не отошёл к Речи Посполитой в 1618 году. В середине 17 века, в связи с объединением Украины и России, Чернигов входит в состав Российского государства.

Чернигов – один из значимых центров развития древнеславянского образования и культуры, с которым связан ряд фольклорных произведений, в частности – былин и переводов. Единого мнения в происхождении названия города нет.

Существует основная легенда о князе Чёрном и его дочери-красавице, которые жили в 8 веке. Есть версия о первом поселенце по имени Чернига или Чернега. Рассказывают о «чёрных» лесах, которые окружали город в старину. Выводят название даже от племени меланхленов, которые носили чёрные плащи, и которых упоминает в своей знаменитой «Истории» Геродот. К концу 19 века Чернигов был развитым торгово-ремесленным городом, а в советское время превратился в промышленный центр с развитой инфраструктурой и множеством образовательных учреждений.

Chernigov boldini goru

Болдины горы с множеством храмов – визитная карточка города. Название их происходит от древнерусского «болд», что означало «дуб». Здесь до сих пор сохраняется один из самых больших древнерусских курганных могильников.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

borisoglebskijj-sobor

Из древних церквей Чернигова примечательны Успенский Елецкий и Троицкий Ильинский монастыри, и Спасо-Преображенский собор, сооружённые в 11 веке, а также Борисо-Глебская церковь 12 века.

chernigov chorna mogula

За оградой Елецкого монастыря возвышается огромная земляная насыпь. Это всемирно известный курган Черная могила. Он был насыпан в 60-е годы 10 века над погребением знатного воина, как считают большинство историков, – последнего Черниговского князя дохристианской эпохи.

chernigov detinets

Детинец (Вал) – самая древняя часть Чернигова, холм на высоком берегу Десны, где находился княжеский детинец и комплекс оборонных сооружений города. Здесь обнаружены остатки княжеских теремов и жилищ бояр. Прекрасно сохранились два храма XI-XII вв., более позднее сооружение Коллегиума (1700 г.), Полковая канцелярия (XVIII в.), известная как «каменица Лизогуба», другие здания XVIII-XIX вв. После ликвидации Черниговской крепости в XIX в. оборонный вал над рекой превращён в парковую зону, установлены памятники Т.Шевченко и А.Пушкину. На валу размещены 12 чугунных бастионных пушек XVII в., которые считаются визитной карточкой города.

kamenica lizoguba chernigov

chernigov pushki

Ильинский монастырь с Антониевыми пещерами является древнейшей святыней Чернигова, входит в состав Троицко-Ильинского монастыря на Болдиных горах. Первый пещерный храм и монастырь основан преподобным Антонием Печерским в 1069 г., когда он покинул учреждённую им же Киево-Печерскую Лавру.chernigiv antonievi pecheru

chernigiv antonieva pecheru1

Через Ильинскую церковь (XII в.) можно попасть в пещерную часть (315 м), где находятся подземные храмы Св.Антония, Св.Феодосия и Св.Николая Святоши. На горе над монастырём находятся славянские курганы Безымянный и Гульбище, а также могила М.Коцюбинского с монументом. В подземельях продолжаются археологические раскопки, проводятся экскурсии.

chernigov krasnaja ploschad

Центральная площадь города носит название «Красная площадь», – очень красивое место, где проводятся различные общественные мероприятия.

Центральный парк культуры и отдыха Чернигова – популярное место времяпровождения горожан. На территории парка размещается Летний театр, аттракционный городок, цирк, фонтаны. В течении года проводятся культурно-массовые мероприятия, фестивали.

День города Чернигова отмечают 21 сентября. Именно в этот день в 1941 году город освобожден от немецких оккупантов.

Больше новостей на нашем телеграм-канале: https://t.me/volnorezodessa