Сегодня ведущая рубрики Татьяна Руднева расскажет о событиях, которые произошли в Украине в этот день много лет назад. Итак…
9 января в истории Украины
В 1876 году в Киеве основан стационарный цирк «Альказар»
До этого в городе существовали только временные деревянные или брезентовые цирки, каждый из которых работал несколько месяцев, после чего их разбирали.
В 1868 году французский подданный Огюст Бергонье купил земельный участок на углу улиц Фундуклеевской и Ново-Елизаветинской (современные Богдана Хмельницкого и Пушкинская), на месте, где расположен Национальный академический театр российской драмы имени Леси Украинки.
27 февраля 1875 года (по ст. ст.) Бергонье обратился к Городской управе за разрешением построить в своей усадьбе стационарный каменный цирк, на что вскоре получил разрешение.
Его открытие, под названием цирк «Альказар» состоялось в воскресенье 28 декабря 1875 года (старый стиль) 9 января 1876 года (новый стиль). Директором цирка стал князь В.Оболенский. В нем выступали дрессировщик лошадей Соботт и труппа «Альказар». Цирк «Альказар» пользовался большой популярностью у киевлян и гостей города, репертуар постоянно обновлялся, часто с гастролями приезжали иностранные труппы.
Но через три года планы владельца поменялись: вместо цирка заработал драматический театр, который вплоть до революции носил имя Бергонье.
В 1894 году одесский механик-конструктор Тимченко осуществил демонстрацию аппарата-кинескопа и показал первые киноленты
История украинского кино начинается с Одессы — 9 января 1894 года механик-конструктор Тимченко осуществил прилюдную демонстрацию своего аппарата-кинескопа и показал первые киноленты — на три месяца раньше, чем Эдисон и на год раньше братьев Люмъер. Его аппарат предоставлял возможность делать фиксированные изменения фотоизображений, с помощью чего он и показал свои ленты о метателях копий и кавалеристах. Изобретение было продемонстрировано на IX съезде русских естествоиспытателей и врачей.
А вот что писал по этому поводу Любомир Госейко в своей книге «История украинского кинематографа»: «Ще 1893 року Тимченко сконструював був стрибковий черв’ячний механізм-завитушку, що забезпечував переривчасту зміну зображень для проекційного стробоскопічного апарата російського фізика Ніколая Любімова. Апарат було представлено в Москві на IX Конгресі натуралістів і лікарів 9 січня 1894 року. Саме тоді Тимченко змайстрував з М. Фрайденбергом прототип кінетоскопа, більше схожий на люм`єрівський пристрій, ніж на едісонівський кінетоскоп. Ним і зафільмував кінотників та юнаків, які метали списи. Після кількох приватних показів стало зрозуміло, що апарат не зацікавив нікого і про винахід українського інженера просто забули…».
В 1921 году Симон Петлюра подписал закон о Раде Республики, как временном органе народной власти, которому принадлежит полнота власти на время пребывания правительства УНР за пределами страны
Рада Республики сформировалась 3 февраля 1921 года на территории Польши и просуществовала до 5 августа 1921 года. Это была попытка создать временный орган по типу парламента на базе политических сил, эмигрировавших с Украины с целью дальнейшего определения внутренней и внешней политики правительства УНР демократическим парламентским путем, поскольку идея созыва на чужой территории Государственной Народной Рады (законодательного органа) в соответствии с законом «Про Державну Народну Раду» не могла быть реализована Государственным Центром УНР в изгнании.
9 января 1921 года Симон Петлюра после проведения консультаций с представителями политических партий подписал, одобренный Радой Народных Министров УНР, закон о создании Рады Республики, как временного парламента. Законом «Про Раду Республіки» было предусмотрено, что из-за невозможности созвать в эмиграции Государственную Народную Раду надо создать Раду Республики, как временный парламент.
После подписания Польшей Рижского мирного договора правительство УНР, по мнению Польши, должно было сложить полномочия. Это привело к тому, что, начиная с апреля месяца, заседания Рады проводились полу подпольно, а Рада Республики изменила свое название на Сеньорен–Конвент.
Через несколько месяцев Рада перестала существовать. Это было связано, прежде всего, с вышеизложенными событиями, а также с серьезными противоречиями в среде политических сил, которые создали этот орган и другими житейскими проблемами, — выезд членов Рады в другие страны в поисках работы.
В 1939 году Приказом наркома обороны СССР Климента Ворошилова создан Ансамбль Киевского Особого военного округа, сегодня — Ансамбль песни и танца Вооруженных Сил Украины — профессиональный музыкальный коллектив Министерства обороны Украины, ведущий творческий коллектив Украины
Как военный творческий художественный коллектив Ансамбль был создан 9 января 1939 года (приказ от 9 января 1939 года «О введении в штаты некоторых округов ансамблей красноармейской песни и пляски и в МВО коллектива рожечников») и за годы Великой Отечественной войны обеспечил свыше 3000 концертных мероприятий в Ковельском, Ленинградском, Сталинградском оперативных направлениях, на Курской Дуге, на Днепре, Висле, Одере.
Апофеозом фронтовой страницы в истории ансамбля стало выступление коллектива 3 мая 1945 года в Берлине у свергнутого Рейхстага.
Кстати, знаменитая советская песня «Смуглянка», на слова Якова Шведова и музыку Анатолия Новикова, была написана в 1940 году по заказу ансамбля Киевского Особого военного округа. Однако песня в довоенные годы так и не исполнялась. Клавир ее был потерян. У авторов остались только черновики. Впервые ансамбль спел песню в Концертном зале имени Чайковского в 1944 году. Запевал ее солист Краснознаменного ансамбля Николай Устинов, которому песня эта в значительной степени обязана своим успехом. Концерт транслировался по радио. «Смуглянку» услышало, таким образом, очень много людей. Ее подхватили в тылу и на фронте.
В разные годы в ансамбле работали П.Вирский, Ю.Тимошенко и Е.Березин, М.Фрадкин, Е.Гуцал, Л.Венедиктов, певцы и музыканты: П.Зибров, В.Билоножко, Тина Кароль, Злада Огневич и многие другие…
Сегодня ансамбль состоит из 150 человек, а художественным руководителем и главным дерижером является Дмитрий Антонюк.
Репертуар ансамбля составляет более 300 музыкальных произведений — от мировой классики, духовной музыки до современных произведений.
Сегодня коллектив гастролирует по всей территории Украины, даря свои уникальные сценические произведения, поддерживая военных, поднимая их моральный дух.
В 1952 году создан радиофизический факультет Киевского национального университета имени Тараса Шевченко
Приказом Министра высшего образования СССР №18 от 09.01.1952 года для подготовки радиофизиков-исследователей для высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, заводов, предприятий Министерства обороны и для создания специальных научных школ в этом направлении создан радиофизический факультет Киевского национального университета имени Тараса Шевченко.
В феврале 1952 года вышел приказа ректора университета А.З.Голика о создании радиофизического факультета, базой которого стал физический факультет, в то время его возглавлял доцент А.З.Жмудский.
Была введена должность заместителя декана, который непосредственно отвечал за организацию радиофизического факультета — им стал старший преподаватель Иван Андреевич Дерюгин.
В 1952 году только закончилось восстановление главного (Красного) корпуса университета, сожженного немцами при отступлении из Киева осенью 1943 года. Именно в этом корпусе размещалась большинство факультетов, включая физический. Здесь расположился и вновь созданный радиофизический факультет.
Он занял помещение в северо-восточном углу третьего этажа (со стороны Ботанического сада и бульвара Шевченко). Эти помещения имели отдельный вход и специальную охрану.
Первый выпуск состоялся уже в 1953 году, т.к. старшекурсники физического факультета были переведены на вновь созданный — радиофизический.
Стипендию назначили вдвое выше, чем на других факультетах университета. Вновь созданный факультет подчинялся не Министерство образования, а непосредственно военному ведомству. О самом его существовании старались не вспоминать. Впоследствии факультет получил «открытое» название — «Факультет №3». То же самое было с созданными на базе радиофизического факультета кафедрами: кафедра электрофизики получила 1-й номер, электроники — 2-й, радиофизики — 3-й.
Подготовка специалистов велась по трем специальностям: физической электроники, физики полупроводников и квантовой радиофизики (в то время радиофизики) по программам стационарного отделения.
В 1924 году родился Сергей Иосифовича Параджанов — украинский кинорежиссер и сценарист, Народный артист Украины
«Мною всю жизнь движет зависть. Я завидовал красивым — и стал обаятельным, я завидовал умным — и стал неожиданным. Завидовал талантливым — и стал гениальным».
Сергей Параджанов
Сергей Иосифович Параджанов родился в Тбилиси 9 января 1924 года в армянской семье.
В 1949 году Сергей Параджанов поступил на работу ассистентом режиссера на Киевскую киностудию имени А.Довженко, где и проработал до 1960 года; затем был режиссером на студиях «Арменфильм» и «Грузия-фильм».
В 1952 году Сергей Параджанов окончил режиссерский факультет ВГИКа.
Дебютом режиссера в кино стал фильм «Андриеш», затем, помимо нескольких художественных картин, он снял ряд документальных и научно-популярных картин — «Наталия Ужвий», «Думка», «Золотые руки».
С 50-х по 60-е годы Параджанов жил и работал в Украине. Первые четыре картины режиссера — «Андриеш», «Первый парень», «Украинская рапсодия», «Цветок на камне» — критиками были оценены как посредственные. Параджанов проработал в кинематографе целых десять лет, не снискав ни престижных наград, ни признания у зрителей.
Никто и подумать не мог, что скоро он станет одним из самых значительных режиссеров Советского Союза. Прорыв наступил, когда в 1966 году Параджанов снял картину по мотивам произведения Михаила Коцюбинского «Тени забытых предков» о жизни гуцула Ивана.
«Тени забытых предков» — фильм, ставший одним из самых ярких событий советского кино первой половины 1960 годов.
В другом своем фильме – «Цвет граната» – Параджанов рассказал биографию армянского поэта Саят-Новы, воссоздав на экране колоритный исторически фон средневекового Кавказа. Жизни кавказских народов были посвящены и многие другие его работы. В их числе – фильм «Легенда о Сурамской крепости», «Ашик-кериб».
Помимо фильмов Сергей Параджанов трудился над созданием изобразительных произведений в технике коллажа. Многие его работы экспонировались на выставках, их собрание можно увидеть в книге Василия Катаняна «Параджанов. Цена вечного праздника».