Одесситам на заметку: в этот день много лет назад

0

Сегодня ведущая рубрики Татьяна Руднева расскажет о событиях, которые произошли в Украине в этот день много лет назад. Итак…

9 января в истории Украины

В 1876 году в Киеве основан стационарный цирк «Альказар»

До этого в городе существовали только временные деревянные или брезентовые цирки, каждый из которых работал несколько месяцев, после чего их разбирали.

В 1868 году французский подданный Огюст Бергонье купил земельный участок на углу улиц Фундуклеевской и Ново-Елизаветинской (современные Богдана Хмельницкого и Пушкинская), на месте, где расположен Национальный академический театр российской драмы имени Леси Украинки.

cirk

27 февраля 1875 года (по ст. ст.) Бергонье обратился к Городской управе за разрешением построить в своей усадьбе стационарный каменный цирк, на что вскоре получил разрешение.

Его открытие, под названием цирк «Альказар» состоялось в воскресенье 28 декабря 1875 года (старый стиль) 9 января 1876 года (новый стиль). Директором цирка стал князь В.Оболенский. В нем выступали дрессировщик лошадей Соботт и труппа «Альказар». Цирк «Альказар» пользовался большой популярностью у киевлян и гостей города, репертуар постоянно обновлялся, часто с гастролями приезжали иностранные труппы.

Но через три года планы владельца поменялись: вместо цирка заработал драматический театр, который вплоть до революции носил имя Бергонье.

В 1894 году одесский механик-конструктор Тимченко осуществил демонстрацию аппарата-кинескопа и показал первые киноленты

История украинского кино начинается с Одессы — 9 января 1894 года механик-конструктор Тимченко осуществил прилюдную демонстрацию своего аппарата-кинескопа и показал первые киноленты — на три месяца раньше, чем Эдисон и на год раньше братьев Люмъер. Его аппарат предоставлял возможность делать фиксированные изменения фотоизображений, с помощью чего он и показал свои ленты о метателях копий и кавалеристах. Изобретение было продемонстрировано на IX съезде русских естествоиспытателей и врачей.

Kineskop

А вот что писал по этому поводу Любомир Госейко в своей книге «История украинского кинематографа»: «Ще 1893 року Тимченко сконструював був стрибковий черв’ячний механізм-завитушку, що забезпечував переривчасту зміну зображень для проекційного стробоскопічного апарата російського фізика Ніколая Любімова. Апарат було представлено в Москві на IX Конгресі натуралістів і лікарів 9 січня 1894 року. Саме тоді Тимченко змайстрував з М. Фрайденбергом прототип кінетоскопа, більше схожий на люм`єрівський пристрій, ніж на едісонівський кінетоскоп. Ним і зафільмував кінотників та юнаків, які метали списи. Після кількох приватних показів стало зрозуміло, що апарат не зацікавив нікого і про винахід українського інженера просто забули…».

Kineskop_1

В 1921 году Симон Петлюра подписал закон о Раде Республики, как временном органе народной власти, которому принадлежит полнота власти на время пребывания правительства УНР за пределами страны

Рада Республики сформировалась 3 февраля 1921 года на территории Польши и просуществовала до 5 августа 1921 года. Это была попытка создать временный орган по типу парламента на базе политических сил, эмигрировавших с Украины с целью дальнейшего определения внутренней и внешней политики правительства УНР демократическим парламентским путем, поскольку идея созыва на чужой территории Государственной Народной Рады (законодательного органа) в соответствии с законом «Про Державну Народну Раду» не могла быть реализована Государственным Центром УНР в изгнании.

9 января 1921 года Симон Петлюра после проведения консультаций с представителями политических партий подписал, одобренный Радой Народных Министров УНР, закон о создании Рады Республики, как временного парламента. Законом «Про Раду Республіки» было предусмотрено, что из-за невозможности созвать в эмиграции Государственную Народную Раду надо создать Раду Республики, как временный парламент.

главный атаман Симон Петлюра
главный атаман Симон Петлюра

После подписания Польшей Рижского мирного договора правительство УНР, по мнению Польши, должно было сложить полномочия. Это привело к тому, что, начиная с апреля месяца, заседания Рады проводились полу подпольно, а Рада Республики изменила свое название на Сеньорен–Конвент.

Через несколько месяцев Рада перестала существовать. Это было связано, прежде всего, с вышеизложенными событиями, а также с серьезными противоречиями в среде политических сил, которые создали этот орган и другими житейскими проблемами, — выезд членов Рады в другие страны в поисках работы.

В 1939 году Приказом наркома обороны СССР Климента Ворошилова создан Ансамбль Киевского Особого военного округа, сегодня — Ансамбль песни и танца Вооруженных Сил Украины — профессиональный музыкальный коллектив Министерства обороны Украины, ведущий творческий коллектив Украины

Как военный творческий художественный коллектив Ансамбль был создан 9 января 1939 года (приказ от 9 января 1939 года «О введении в штаты некоторых округов ансамблей красноармейской песни и пляски и в МВО коллектива рожечников») и за годы Великой Отечественной войны обеспечил свыше 3000 концертных мероприятий в Ковельском, Ленинградском, Сталинградском оперативных направлениях, на Курской Дуге, на Днепре, Висле, Одере.

koncert

Апофеозом фронтовой страницы в истории ансамбля стало выступление коллектива 3 мая 1945 года в Берлине у свергнутого Рейхстага.

Кстати, знаменитая советская песня «Смуглянка», на слова Якова Шведова и музыку Анатолия Новикова, была написана в 1940 году по заказу ансамбля Киевского Особого военного округа. Однако песня в довоенные годы так и не исполнялась. Клавир ее был потерян. У авторов остались только черновики. Впервые ансамбль спел песню в Концертном зале имени Чайковского в 1944 году. Запевал ее солист Краснознаменного ансамбля Николай Устинов, которому песня эта в значительной степени обязана своим успехом. Концерт транслировался по радио. «Смуглянку» услышало, таким образом, очень много людей. Ее подхватили в тылу и на фронте.

В разные годы в ансамбле работали П.Вирский, Ю.Тимошенко и Е.Березин, М.Фрадкин, Е.Гуцал, Л.Венедиктов, певцы и музыканты: П.Зибров, В.Билоножко, Тина Кароль, Злада Огневич и многие другие…

koncert_1

Сегодня ансамбль состоит из 150 человек, а художественным руководителем и главным дерижером является Дмитрий Антонюк.

Репертуар ансамбля составляет более 300 музыкальных произведений — от мировой классики, духовной музыки до современных произведений.

Сегодня коллектив гастролирует по всей территории Украины, даря свои уникальные сценические произведения, поддерживая военных, поднимая их моральный дух.

В 1952 году создан радиофизический факультет Киевского национального университета имени Тараса Шевченко

Приказом Министра высшего образования СССР №18 от 09.01.1952 года для подготовки радиофизиков-исследователей для высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, заводов, предприятий Министерства обороны и для создания специальных научных школ в этом направлении создан радиофизический факультет Киевского национального университета имени Тараса Шевченко.

fakultet

В феврале 1952 года вышел приказа ректора университета А.З.Голика о создании радиофизического факультета, базой которого стал физический факультет, в то время его возглавлял доцент А.З.Жмудский.

Была введена должность заместителя декана, который непосредственно отвечал за организацию радиофизического факультета — им стал старший преподаватель Иван Андреевич Дерюгин.

В 1952 году только закончилось восстановление главного (Красного) корпуса университета, сожженного немцами при отступлении из Киева осенью 1943 года. Именно в этом корпусе размещалась большинство факультетов, включая физический. Здесь расположился и вновь созданный радиофизический факультет.

Он занял помещение в северо-восточном углу третьего этажа (со стороны Ботанического сада и бульвара Шевченко). Эти помещения имели отдельный вход и специальную охрану.

fakultet_1

Первый выпуск состоялся уже в 1953 году, т.к. старшекурсники физического факультета были переведены на вновь созданный — радиофизический.

Стипендию назначили вдвое выше, чем на других факультетах университета. Вновь созданный факультет подчинялся не Министерство образования, а непосредственно военному ведомству. О самом его существовании старались не вспоминать. Впоследствии факультет получил «открытое» название — «Факультет №3». То же самое было с созданными на базе радиофизического факультета кафедрами: кафедра электрофизики получила 1-й номер, электроники — 2-й, радиофизики — 3-й.

Подготовка специалистов велась по трем специальностям: физической электроники, физики полупроводников и квантовой радиофизики (в то время радиофизики) по программам стационарного отделения.

В 1924 году родился Сергей Иосифовича Параджанов украинский кинорежиссер и сценарист, Народный артист Украины

«Мною всю жизнь движет зависть. Я завидовал красивым — и стал обаятельным, я завидовал умным — и стал неожиданным. Завидовал талантливым — и стал гениальным».

Сергей Параджанов

Сергей Иосифович Параджанов родился в Тбилиси 9 января 1924 года в армянской семье.

В 1949 году Сергей Параджанов поступил на работу ассистентом режиссера на Киевскую киностудию имени А.Довженко, где и проработал до 1960 года; затем был режиссером на студиях «Арменфильм» и «Грузия-фильм».

В 1952 году Сергей Параджанов окончил режиссерский факультет ВГИКа.

paradganov

Дебютом режиссера в кино стал фильм «Андриеш», затем, помимо нескольких художественных картин, он снял ряд документальных и научно-популярных картин — «Наталия Ужвий», «Думка», «Золотые руки».

С 50-х по 60-е годы Параджанов жил и работал в Украине. Первые четыре картины режиссера — «Андриеш», «Первый парень», «Украинская рапсодия», «Цветок на камне» — критиками были оценены как посредственные. Параджанов проработал в кинематографе целых десять лет, не снискав ни престижных наград, ни признания у зрителей.

Никто и подумать не мог, что скоро он станет одним из самых значительных режиссеров Советского Союза. Прорыв наступил, когда в 1966 году Параджанов снял картину по мотивам произведения Михаила Коцюбинского «Тени забытых предков» о жизни гуцула Ивана.

«Тени забытых предков» — фильм, ставший одним из самых ярких событий советского кино первой половины 1960 годов.

В другом своем фильме – «Цвет граната» – Параджанов рассказал биографию армянского поэта Саят-Новы, воссоздав на экране колоритный исторически фон средневекового Кавказа. Жизни кавказских народов были посвящены и многие другие его работы. В их числе – фильм «Легенда о Сурамской крепости», «Ашик-кериб».

Помимо фильмов Сергей Параджанов трудился над созданием изобразительных произведений в технике коллажа. Многие его работы экспонировались на выставках, их собрание можно увидеть в книге Василия Катаняна «Параджанов. Цена вечного праздника».

Больше новостей на нашем телеграм-канале: https://t.me/volnorezodessa