Ведущая рубрики Татьяна Руднева расскажет, чем знаменателен этот день в нашей стране. Итак…
2 января в истории Украины
В 1649 году триумфальный въезд в Киев гетмана Богдана Хмельницкого
Я освобожу из польской неволи весь русский народ, если я воевал раньше за себя, то отныне я воюю за нашу веру православную.
Богдан Хмельницкий
Украинские земли в первой половине 17 века входили в состав Волыни, Венгрии, Османской империи и России, причем наибольшая часть Украины — от Карпат до Полтавы и от Чернигова до Каменец-Подольска — оставалась под властью Польши. Рост магнатского и шляхетского землевладения на Украине сопровождался увеличением крестьянских повинностей.
Кроме выполнения барщины, крестьяне были обязаны поставлять на панский двор хлеб, птицу, яйца. Особенно тяжелым было положение крестьян в имениях, сдаваемых в аренду купцам, ростовщикам или шляхтичам. Стремясь в кратчайший срок с лихвой возместить арендную плату, арендатор хищнически эксплуатировал имение и нередко начисто опустошал хозяйства крестьян. Чтобы предотвратить бегство крепостных, арендаторы часто высылали крестьян на работу в кандалах и неделями не отпускали их из имений. За малейшее неповиновение крестьянин мог подвергнуться жестоким пыткам. Непокорных паны приказывали вешать и сажать на кол. Почти в таком же бесправном положении находились жители городов — мещане.
Вооруженная борьба между отдельными шляхетскими группировками разоряла украинские села и города. Постоянной угрозой были и грабительские вторжения татарских отрядов.
Сопротивление украинского народа этому произволу усилилось в конце 16 и в первой половине 17 веков, когда на Украине одно за другим вспыхивали восстания крестьян, казаков и мещан.
В 1648— 1654 годах это вылилось в широкую освободительную войну, возглавленную выдающимся государственным деятелем и полководцем Богданом Хмельницким. Удачные военные действия, дипломатический расчет, прозорливость Богдана Хмельницкого помогли ему одержать ряд славных побед в войне с войсками Речи Посполитой.
2 января 1649 года победитель поляков под Желтыми Водами и Корсунем гетман Богдан Хмельницкий триумфально въехал через Золотые Ворота в Киев.
Город приветствовал его перезвонами колоколов и пушечными выстрелами. Возглавлял торжественную церемонию Иерусалимский патриарх Паисий, находящийся в Киеве проездом, и Киевский митрополит Сильвестр (Коссов). Тысячные толпы народа вышли встречать Хмельницкого как избавителя украинского народа от польской неволи. Студенты Киевской академии приветствовали победителя декламациями, называя его Моисеем, Богом данным освободителем.
В 1821 году родился Платон Симиренко — украинский предприниматель, меценат
Первые механические сахарные заводы, первые металлические пароходы на Днепре, первые промышленные фруктовые сады… все это создала династия Симиренко.
Выдающимся представителем этого рода был промышленник-сахарозаводчик, один из основателей рационального садоводства в Украине — Платон Федорович Симиренко.
Его сады стали рассадником, который до сих пор поставляет в Украине саженцы, кроме того, он был базой научной деятельности его сына Леонтия и внука Владимира.
Располагая большим капиталом, Платон Федорович в 1860 году финансировал выпуск «Кобзаря» Шевченко, помогал изданию «Научных записок» Научного общества имени Шевченко, оказывал финансовую поддержку хору Лысенко.
В 1873 году в Одессе сгорел дотла Городской театр
2 января 1873 года сгорел дотла Городской театр, построенный известным итальянским архитектором Францом Фраполли.
Первый Городской театр был сооружен по инициативе одесского градоначальника, выдающегося государственного деятеля герцога де Ришелье.
В 1803 году де Ришелье послал в Петербург прошение с просьбой выделить средства для строительства в Одессе церкви, таможни и театра. Права строить театр город добился в 1804 году, тогда же были выделены необходимые средства и начато его строительство, оконченное в 1809 году, и обошедшееся вдвое больше оговоренной суммы.
В мемуарных свидетельствах середины XIX века сохранилось любопытное описание здания:
«Зал старого театра был трехъярусным, с семнадцатью ложами, а галерея — под самым потолком, но таким низким, что публика почти касалась его своими головами. Люстры не было, она была подвешена позже. Зал освещался кенкетами, то есть пятисвечевыми канделябрами, прикрепленными к наружным стенкам лож. Свечи были сальные и восковые. Сцена освещалась большими лампадами с маслом. На галерее освещения не было вовсе, вследствие чего свет зала и сцены казался нам, сидящим на галерее, просто ослепительным. Театр имел свой особый, специфический запах от нагара свечей и дамских духов».
В ночь на 2 января 1873 года, через 64 года после открытия, Городской театр был полностью уничтожен пожаром, начавшимся из-за возгорания газового рожка, освещающего часы в ночное время. Ночевавшие в театре люди к счастью не пострадали, но утром перед взорами изумленной публики предстали лишь дымящиеся, не подлежащие восстановлению руины.
«Картина вырвавшегося наружу и бушевавшего на свободе пламени была поистине грандиозной. Колонны катились по площади, как бы в погоне за публикой, пришедшей посмотреть на пожар», — писал автор книги «Старая Одесса» Александр Дерибас.
Несмотря на то, что для тушения были мобилизованы все водовозы Города, пожар погасить не удалось, поскольку внутренняя несущая структура здания была деревянной.