Продолжаем рубрику, в которой рассказывается о событиях, произошедших в этот день много лет назад. Итак…
31 декабря в истории Украины
В 1943 году Житомир окончательно освобожден от немецко-фашистских захватчиков
Житомир освобождали дважды. С первых дней войны Житомир подвергся бомбардировке, а после ухода из него советских войск в начале июля 1941 года (в ходе Киевской оборонительной операции), немецкие войска захватили город и установили здесь жестокий оккупационный режим, за время которого было уничтожено свыше 110 тысяч советских граждан — военнопленных и мирных жителей. В общей сложности Житомир находился под фашистской оккупацией два с половиной года.
Помимо человеческих жертв за это время был нанесен огромный ущерб и самому городу — были разрушены практически все промышленные предприятия, около половины жилых домов, больницы, образовательные и культурные учреждения, ряд административных зданий. Центр города представлял собой руины. Но жители Житомира по мере сил оказывали сопротивление врагу.
Так, к началу 1942 года в городе действовало около 20 подпольных групп, которые действовали и совместно с отрядами партизанских соединений. В ноябре 1943 года, в ходе Киевской наступательной операции, советские войска отвоевали у немцев Житомир — важный узел коммуникаций на Правобережной Украине. 12 ноября 1943 года город освободили части 23-го стрелкового корпуса и объединение 1-го гвардейского кавалерийского корпуса под командованием генералов Баранова и Чувакова. Однако, это не стало окончательной победой.
Решающая битва на Житомирском направлении началась в декабре 1943 года (в ходе Житомирско-Бердичевской операции 1943—1944 годов).
А 31 декабря после артиллерийского обстрела и бомбардировки с воздуха войска 1-го Украинского фронта под командованием генерала Ватутина прорвались сквозь вражескую оборону и взяли Житомир. К вечеру 31 декабря 1943 года город был полностью и окончательно очищен от немецко-фашистских захватчиков.
В 1953 году, после разрушения, был введен в действие Полтавский паровозоремонтный завод
ПАО «Тепловозоремонтный завод» (Полтава, Украина) — крупнейшее промышленное предприятие отрасли, по праву считающееся одним из первенцев локомотиворемонтного производства не только Украины, но и бывшего Советского Союза.
Первое крупное промышленное предприятие в городе основано в 1871 году как «Главные Паровозные мастерские» станции «Полтава» Харьково-Николаевской железной дороги, владельцем которой было Русское акционерное общество.
В советское время завод стал государственным предприятием и после капитальной реконструкции «Паровозоремонтных мастерских» в 1929 году предприятие получило новый статус и стало именоваться «Полтавский паровозоремонтный завод».
В годы Великой Отечественной войны оборудование и персонал завода были эвакуированы в Красноярск, где за короткие сроки было налажено производство минометов, боеприпасов, строились и оборудовались бронепоезда и санитарные составы, оснащались модифицированными двигателями самолеты.
При отступлении из Полтавы в сентябре 1943 года практически все здания и сооружения завода были разрушены и сожжены немецкими оккупантами. Полностью завод был восстановлен лишь в 1953 году, хотя довоенные объемы производства были достигнуты уже в 1949 году.
За почти столетнюю историю существования паровозоремонтного производства в Полтаве был отремонтирован 16 561 локомотив.
После частичной реконструкции начала 60-х годов и постройки тепловозоремонтного комплекса завод обрел новый статус и отныне именовался «Полтавский ордена Трудового Красного Знамени тепловозоремонтный завод им. А.А.Жданова».
С октября 1994 года тепловозоремонтный завод в Полтаве — акционерное общество открытого типа.
В 1974 году была задута и выдала первый чугун знаменитая доменная печь №9, — мощнейшая в Европе
Доменная печь № 9 (ДП-9, Девятая домна, Девятка) — металлургическая плавильная печь шахтного типа для выплавки чугуна.
Начало строительства крупнейшей в мире доменной печи на заводе «Криворжсталь» было утверждено решением XXIV съезда КПСС в 1972 году. Строительство домны-гиганта было столь же грандиозным как и она сама: вынуто 18067 тыс м³ земли, уложено 261,4 тыс м³ бетона и железобетона. И вот, 30 декабря 1974 года, в рекордно короткие сроки ДП-9 была введена в эксплуатацию. Участники строительства доменной печи № 9 награждались одноименным знаком.
На момент ввода была самой мощной доменной печью в мире, оснащенная автоматической системой управления с применением вычислительной техники.
С пуском ДП-9 «Криворожсталь» вышла на первое место в СССР по объемам выплавки чугуна, обойдя по этому показателю Магнитогорский меткомбинат, ранее традиционно считавшийся флагманом советской черной металлургии.
В 1989 году в Киеве открыт первый участок длиной 1,9 км «зеленой» ветки метро
В Киеве открыт первый участок длиной 1,9 км третьей, Сырецко-Печерской линии киевского метрополитена с тремя станциями: «Золотые ворота», «Дворец спорта », «Мечникова» (ныне «Кловская»).
В 2009 году создан Древлянский природный заповедник
Древлянский природный заповедник — природный заповедник, расположенный на территории Народичского района в Житомирской области.
Заповедник был создан с целью сохранения типичных природных комплексов Полесья, охраны реликтовых и эндемических растений и животных и воспроизведения и обогащения природных лесов региона.
И еще несколько интересных событий дня:
В 1932 году, 31 декабря, Всеукраинский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров УССР приняли постановление «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописке паспортов».
В паспортах образца 1932 года указывались следующие сведения: имя, отчество, фамилия, дата и место рождения, национальность, социальное положение постоянное местожительство и место работы, прохождение обязательной военной службы и документы, на основании которых выдавался паспорт.
В 1941 году в Одессе, оккупированной румынами, к 31 декабря уже открыто 500 магазинов. Из них 47 кондитерских, 7 книжных, 4 цветочных, а 2 — домашних животных и кормов к ним.
К Новому году организована массовая продажа мяса по низким ценам.
Также, собрав брошенные в окрестностях Одессы автомобили и подводы, удалось частично наладить вывоз мусора и доставку товаров.
Рубрику ведет Татьяна Руднева