Кросс-культура: Умри, монстр, умри! Цвет из космоса

0

Умри, монстр, умри!

Die, Monster, Die!

1965

Актёр Ник Адамс, как всегда, выглядит как негодяй, в особенности, когда его подозрительный персонаж Стивен Рейнхарт пытается добраться автостопом в поместье Уитли. Все водители проигнорировали его, поэтому Стивен вынужден искать транспорт в аренду, но он отказывается замечать, что местных жителей приводит в оцепенение название поместья и они в любом случае не станут помогать.

Герой кажется абсолютно наивным, его бессмысленные блуждания продолжаются вплоть до появления на экране самого Бориса Карлоффа.

Возможно, фильм покажется вам более веселым и впечатляющим, если вы не видели «Падение дома Ашеров» (1960), так как сценарии обеих лент практически идентичны. Парень приезжает в большой и пугающий дом в поисках своей девушки Сьюзан Уитли, однако до этого ему предстоит встреча с её родственником — Нейхемом Уитли, роль которого исполняет легенда американского хоррора Борис Карлофф. Нейхем пытается предостеречь безрассудного жениха и советует держаться от дома подальше.

В поместье даже существует стена с портретами, где зрителям объясняют, кто есть кто и дают нам понять, что на семье лежит страшное проклятье. Вот почему они стали отшельниками, начали вести затворническую жизнь, а местные жители успели сложить о них десятки легенд, которые даже чудовищнее действительности.

Спустя некоторое время фильм разворачивает историю возникновения проклятья. В то время как «Падение дома Ашеров» имеет открытую концовку и даёт зрителю шанс сделать свой вывод, «Умри, монстр, умри!» полностью раскрывает все карты.

Зелёный осколок метеорита семейство Уитли использовало не в благих целях и с помощью него выращивало странных существ и растения, похожие на смесь из созданий Джима Хенсона и мифов про Ктулху. Зрителям не раскрывают секрет многогранной силы метеорита, предположительно по причине того, что режиссёр старался работать для современников 60-х, опираясь на более пугающую тематику для человечества ХХ века – радиацию. Способности метеорита подробно описаны в небольшом рассказе «Цвет из иных миров» (1927) Говарда Филлипса Лавкрафта, на котором основана данная кинолента.

Откровенно говоря, фильм имеет мало общего с литературным источником. В то время как рассказ наполнен большим количеством персонажей (группа учёных и целая семья на ферме), кинокартина нам подаёт лишь тройку героев, если не считать жену Нейхема Уитли Летицию, которая скрывается за занавесом в своей спальне. Фильм полностью абстрагируется от научно-фантастического аспекта рассказа, даже зомби-муви «Проклятье» 1987 года более приближён к повести.

Очевидно, компания AIP была намерена поместить данную киноленту в цикл своих удачных картин, снятых на основе литературных произведений жанра ужасов (Роджер Корман –Эдгар Аллан По). В связи с этим обычную ферму заменили на зловещее поместье, отдаляясь от фаст-фуд-стиля, как выражается Стивен Кинг, к возвышенной мистике. «Умри, монстр, умри!» вышел спустя несколько лет после известного «Заколдованного замка» Роджера Кормана, пытаясь продлить былую славу. Несмотря на это картина всё ещё способна развлечь аудиторию. Борис Карлофф бесподобен, он отлично исполняет свою роль, не героя и не злодея.

Грим проклятых членов семьи особенно наводил ужас на зрителей 60-х годов, в частности сияющее чудовище в последней сцене. Можно с уверенностью сказать, что эпизод «знакомства» с женой Уитли вызвал ночные кошмары у всех детей и подростков (фильм транслировался в кинотеатрах вместе с лентой Марио Бавы «Планета вампиров»).

Режиссёра Дэниела Хэллера нельзя сравнивать с Роджером Корманом в плане постановки. Хэллер наполнил «Умри, монстр, умри!» шаблонными клише своего учителя, но сумел создать необходимую атмосферу: особенно в начале, когда Адамс пробирается к поместью, и в финальной, объятой пламенем, сценой.

«Умри, монстр, умри!» идеально подходит для просмотра на хэллоуинской вечеринке, благодаря простоте и шарму в одном флаконе. Несколько лет назад Николас Кейдж пытался возродить жанр и создать фильм в схожей стилистике, однако подходящей для производства компании не нашлось. Возможно, сейчас с успехом «Заклятья», созданного под влиянием кинематографа 70-х, и ремейка фильма студии Hammer «Женщина в чёрном», Кейдж сможет попытаться заново. Многие из сегодняшних поклонников хоррора были бы только «за».

Даже если подобные киноленты не являются шедеврами, они представляют собой значимую часть истории кинематографа и всё ещё способны неслабо напугать зрителя.

Материал подготовила Marianna May

Больше новостей на нашем телеграм-канале: https://t.me/volnorezodessa