Кросс-культура: Туман

0

Туман

The Fog

1980

«Туман» — последователь невероятно успешного фильма ужасов «Хэллоуин», созданного режиссером Джоном Карпентером и его спутницей Деброй Хилл. Во время съемок «Тумана» Карпентер решил полностью изменить манеру повествования, фокусируясь на мистической истории о призраках, но во время монтажа он не удержался и разбавил картину ярко-красными красками хоррора. Результатом стала очередная культовая классика Джона Карпентера.

Лента начинается с появления Джона Хаусмена, рассказывающего истории о привидениях детям, сидящим вокруг костра. В фильме задействована впечатляющая подборка актёров, включая Джейми Ли Кёртис, Джанет Ли, Ненси Лумис, Хэла Холбрука и Эдриенн Барбо. Карпентер, как всегда, отличился своеобразным чувством юмора: у него есть привычка называть персонажей фильмов именами реальных людей, которых он знал, или работал с ними над предыдущими картинами – Дэн О’Бэннон и Томми Ли Уоллес.

В связи с отходом от оригинальной идеи, призраки в фильме не маячат перед людьми с угрожающими «Буу!», это не шаблонные духи из загробного мира, а смертельно опасные существа, вооружённые мечами и крюками. Кроме того, они достаточно отвратительны на вид, что сразу наводит ужас на зрителей. Итак, призрачные мертвецы — бывшие пираты-утопленники, которые были поражены чумой, потому они выглядят реалистично разложившимися, зелёными и покрытыми опарышами. Гримом и спецэффектами занимался гуру Роб Боттин, который позднее презентовал свои труды в следующем легендарном карпентеровском фильме «Нечто». Здесь он проделал замечательную работу и даже сыграл роль главаря призраков – Блэйка.

Возможно, одним из лучших моментов в фильме является открывающая сцена, где три хмельных рыбака внезапно видят призрачный галеон, выплывающий рядом с их лодкой. Сцена показывает идеальную смесь романтики и насилия.

«Туман», как и его предшественник, демонстрирует женских персонажей намного храбрее и независимее, чем в типичных лентах данного жанра. Одним из первых знаковых фильмов с девушкой в беде (на которую лучше не нарываться) был «Чужой» с Сигурни Уивер, исполнившей роль отчаянной Эллен Рипли. Она стала для актрисы прорывом в мире кинематографа и по сей день остаётся её самой известной ролью. Подобные картины помогли превратить американские фильмы ужасов в жанр, где сильные женские персонажи — правило, а не исключение.

На замысел Карпентера повлиял британский хоррор 1958 года «Ужас Тролленберга» (The Trollenberg Terror), повествующий об инопланетянах, обезглавливающих в тумане местных жителей и гостей швейцарского горного курорта. Образ наступающего на город тумана создавался под впечатлением от посещения Стоунхенджа: режиссёру запомнилось зрелище окутанной туманом долины.

Как правило, Джон Карпентер написал музыку к фильму самостоятельно и, возможно, данный саундтрек является одним из его лучших. Операторская работа была отдана в руки Дину Канди (также давний коллега Карпентера), и в данном фильме она просто потрясает. Эти два элемента сильно помогли успеху фильма, но стоит учитывать и достойную игру актёров.

Барбо преподнесла один из самых запоминающихся образов в фильме: мать-одиночка, ведущая собственной радиостанции на маяке, отгоняющая незваных гостей. Холбрук добавляет необходимой мистичности сценам, которые могут показаться затяжными. Его приглушенный томный голос превращает такие моменты в действительно пугающие.

Материал подготовила Marianna May

Больше новостей на нашем телеграм-канале: https://t.me/volnorezodessa