Кросс-культура: Тролль. Умилительная отвратительность

0

Тролль

Troll

1986

По безумной задумке авторов, «Тролль» был рассчитан на несовершеннолетнюю аудиторию, исключительно для развлечения, но внезапно нашел почитателей среди всех возрастных категорий, как один из лучших «худших фильмов». Это именно та кинолента, где популярный певец 60-х Сонни Боно мутирует, надувается и распадается на мелкие кусочки, взрываясь и превращаясь в кучу волшебной пыли и странных существ, которые внезапно начинают петь. Теперь вы понимаете, о чем я?

Задолго до выхода книг о Гарри Поттере имя знаменитого волшебника дважды мелькнуло в «Тролле». По сюжету фильма, литературный редактор Гарри Поттер (Майкл Мориарти) вместе с женой-домохозяйкой Энн (Шелли Хэк), сыном Гарри (ещё одним Поттером) и дочерью Венди переезжает в новый многоквартирный дом в Сан-Франциско. Венди отправляется в подвал, где подвергается нападению отвратительного тролля. Он принимает облик девочки и начинает безобразно себя вести, попутно обращая всех жильцов в различных мифических персонажей.

Родители кажутся лишь слегка взволнованными, когда у их дочери идёт изо рта пена, она начинает рычать и беспощадно пожирает бургер за бургером, пытаясь откусить часть собственной руки. «Это всего лишь стресс от переезда», — они пожимают плечами и продолжают заниматься своими делами.

Только Гарри Поттер младший замечает, что все вокруг просто сходят с ума. К счастью для парня, его соседка, как выясняется, ведьма, которую зовут Юнис Сент Клэр (Джун Локхарт), знает все о троллях. Похоже, тролль когда-то был её бойфрендом – магом по имени Торок (на портрете, который висит у Юнис на стене, изображён Торок в человеческом обличии – это режиссёр Джон Карл Бюхлер). Торок начал войну, чтобы объединить миры фей и людей. Его превратили в тролля в качестве наказания, и теперь он пытается закончить то, что начал. Юнис веками была на чеку и ждала, когда Торок осмелится на этот шаг.

Девочка-тролль тем временем бродит по соседским квартирам, превращая жильцов в мифических существ. Интересно, что все мужчины превращаются в маленьких, уродливых, резиновых монстров, а единственная женщина (Джулия Луис-Дрейфус) — в группу симпатичных и практически нагих молодых нимф.

Посреди всего этого сюрреалистического хаоса Гарри старший играет на «воздушной гитаре», прослушивая свою коллекцию пластинок, а Энн просто гуляет, не замечая ничего вокруг.

Некоторые сцены «Тролля» достаточно тяжело вынести. Когда нам демонстрируют персонажей второго плана во время пожарной тревоги, является ярким примером. В дополнение к ревущей сигнализации игра актёров превышает все допустимые нормы «Золотой малины». Только когда сигнализация умолкает, можно спокойно выдохнуть и продолжить просмотр.

Мориарти, выдававший эксцентричное и чувственное исполнение в фильмах Лари Коуэна, играет Гарри старшего — узколобого глупца, а Хэк исполняет, можно смело сказать, роль камня. Маленькая Дженни Бек, по всей видимости, получала море удовольствия, играя Торока в теле ребёнка. Джун Локхарт отлично справляется с ролью Юнис, и в ленте даже появляется её дочь Энн Локхарт. Однако Ноа Хэтэуэй (Гарри младший) немного подкачал, хотя ранее отлично показал себя в роли Атрейю в «Бесконечной истории». Лучшим актёром в фильме бесспорно является Фил Фондакаро в роли Малкольма, университетского профессора, который заводит с дружбу с Тороком-Венди. Кроме того, Фондакаро играет и самого Торока с голосом легенды озвучивания Фрэнка Велкера («Гремлины», «Скуби Ду», «Телетеррор», «Кошачий глаз»).

Картина является представителем редкого жанра – фентези-хоррора. Спецэффекты выполнены достаточно хорошо, а монстры отличаются особо детализированной мимикой и аниматроникой. Режиссёр Джон Карл Бухлер когда-то был главным гримёром для студии Empire, его мастерство отлично применено и здесь. Торок лучший тому пример. Остальные существа выполнены на уровень проще, но всех их объединяет некая умилительная отвратительность.

Картину снимали в Италии, поэтому были задействованы многие итальянские мастера, включая кинематографиста Романа Альбани, который в прошлом работал с Дарио Ардженто над фильмами «Инферно» и «Феномена». Кинолента снабжена яркими элементами итальянского хоррора, благодаря команде из отца и сына Альберта и Чарльза Бэндов, а также их студии Empire.

«Тролль» — одна из первых работ Бэнда, который обожал снимать фильмы про «маленьких существ, сходящих с ума», учитывая его будущие Ghoulies 3 или Cellar Dweller (постер к его первому фильму The Dungeonmaster можно увидеть в комнате Поттера младшего). Те, кто не видел этот фильм, откроют для себя неповторимую странность картины, а те, кто видел «Тролль» в детстве, смогут переиспытать свои чувства. Несмотря на то, что «Тролль 2» является более известным фильмом в узких кругах, первая часть остаётся заманчивым артефактом для интересующихся киноманов.

Материал подготовила Marianna May

Больше новостей на нашем телеграм-канале: https://t.me/volnorezodessa