Кросс-культура: Призрак дома на холме. Психология паранормального

0

Призрак дома на холме

The Haunting

1963

Регулярно возникающая в списках «самых страшных фильмов» картина Роберта Уайза «Призрак дома на холме» является не только одним из ранних кинематографических примеров жанра «заколдованный дом», но и одним из лучших. Фильм снят по мотивам одноимённого романа под авторством классика американской литературы XX века — Шерли Джексон. Новелла повествует о группе людей с экстрасенсорными способностями, которые по приглашению исследователя паранормальных явлений доктора Марквея остаются на несколько дней в доме, известном частыми случаями сверхъестественной активности. Вскоре призраки снова дают о себе знать и напряжение начинает накаляться.

Сценарист Нельсон Гиддинг с позволения писательницы сместил акцент повествования. Если изначально история фокусировалась на сверхъестественном, то фильм делает упор на психологическом аспекте. Сам сценарист утверждал, что история описывает безумие Элеонор, дом представляется психиатрической лечебницей, доктор – психиатром, а постоянный «металлический» звон в доме – звуки часто применяемой к больным электрошоковой терапии.

«Призрак дома на холме» — один из сравнительно редких фильмов ужасов, где основной упор делается именно на атмосфере и персонажах. Героев в киноленте немного, но каждый раскрывается в полной мере и, что самое главное, остается в памяти зрителей после просмотра. Помимо упомянутого Марквея (Ричард Джонсон), персонажи представляют собой команду экстрасенсов: Элеонор «Нелл» Лэнс (Джули Харрис), Теодора «Тео» (Клер Блум) и Люк Сэндерсон (Расс Тэмблин) – потенциальный наследник дома.

Элеонор, по большому счету, является самым трагическим героем фильма. Большую часть времени она плачется или жалуется, доходя порой до суицидального уровня («Я сплю на левой стороне потому, что это вредно для сердца»). Тем не менее, она не вызывает раздражения и напротив зритель сопереживает героине. Мы узнаем безрадостную историю Элеонор и понимаем, что до финальной точки ее доводят не призраки, а жизненные обстоятельства: отношения с близкими, неразделенная любовь и нечестные поступки людей.

Остальные действующие лица вызывают только положительные впечатления и ведут себя соответственно ситуации. Характер Блум особенно интересен – она испытывает романтические чувства к бедной Элеонор, но тратит половину фильма, пытаясь разозлить ее (часто для ее же блага, хоть параноидная Нелл этого не замечает). Доктор Марквей не типичный для подобного жанра сумасшедший ученый, ставящий под угрозу других для своей выгоды, а скорее наоборот – довольно очаровательный и представительный. Люк, как персонаж, не несет никакой повествовательной функции, а выполняет роль «простака», попавшего в зловещую ситуацию. Как и в любом фильме про призраков, тут есть загадочная престарелая женщина – смотритель. Она привносит некий шарм в картину, учитывая, что старуха не оказывается главным злодеем.

Многие герои в диалогах прерывают друг друга и говорят поверх фраз (схоже с реальной жизнью). Эту характерную черту отметил Стивен Спилберг, который, по его же словам, является большим фанатом данного фильма. Позже Спилберг использовал этот же метод в своем легендарном «Полтергейсте» (где он выступил сценаристом), который так же делал упор на развитии персонажей, а не на типичных внезапных испугах.

Работа оператора заслуживает отдельных похвал. Визуальный подход и монтаж сработались вместе для создания особой атмосферы, вызывая у зрителя чувство дискомфорта. К примеру, Элеонор часто демонстрируют сверху, и в одной из сцен камера приближается к ней настолько вплотную, что едва не сталкивает ее с перил лестницы. В фильме большое количество резких смен кадра, что дезориентирует зрителя и приводит в замешательство. Фильм также часто пользуется «датскими углами», приемом, при котором камера отклоняется набок. Метод резкого взлёта камеры вверх по спиральной лестнице стал одним из самых известных и бесконечно имитировался в последующих кинолентах.

«Призрак дома на холме» бесспорно вышел раньше своего времени и стал революционным фильмом для той поры, оказав огромное влияние на своих последователей, как в плане режиссуры, так и в плане повествования. Сделайте себе милость и посетите «Дом на холме». Этот визит станет незабываемым…

Материал подготовила Marianna May

Больше новостей на нашем телеграм-канале: https://t.me/volnorezodessa