Кошка о девяти хвостах
Il gatto a nove code
1971
Слепой мужчина и маленькая девочка случайно подслушивают разговор, в котором обсуждается шантаж. Со временем они узнают, что злодеи обговаривали проникновение в институт, где проводят секретные исследования в области генетики. В компании с молодым журналистом они начинают собственное расследование, в ходе которого количество жертв резко возрастает…
«Кошка о девяти хвостах» — джалло Дарио Ардженто о серии жестоких, загадочных и сексуальных убийствах. Режиссер намеренно пытался отдалить фильм от своей предыдущей ленты «Птица с хрустальным оперением». «Кошка» выглядит реально, насколько это возможно в рамках итальянского детектива.
Визуальные концепции в картине тесно связаны с темой восприятия, часто встречающейся в фильмах Ардженто. В «Кошке о девяти хвостах» главным элементом является глаз. Протагонист Фрэнки Арно слеп, а актёр Карл Молден правдоподобно воспроизводит это.
О присутствии убийцы всегда сигнализирует резкий и крупный наезд объектива камеры на зрачок. В состояние саспенса зрителя могут погрузить сцены, где съёмка ведётся от первого лица – глазами убийцы. Также впечатляют кадры завораживающе красивого кладбища, реалистично загримированных трупов, дерзкой погони на автомобилях и отвратительно жестоких убийств.
У наших «следователей» имеются девять улик. Главный ключ к разгадке – обрезанная фотография, которая то и дело мелькает перед зрителем.
Открывающая сцена ограбления признана самой интригующей. Зрителям показывают, как Арно разгадывает кроссворд с помощью специального прибора, и тогда наблюдателя ошарашивают резкими кадрами преступления. Арно становится встревоженным и идёт проверить, всё ли в порядке с Лори — девочки под его опекунством. После он открывает окно, находящееся прямо над ограбленным учреждением, чтобы выглянуть наружу и естественно ничего не видит. Убийца, только что «разобравшийся» с охранником, смотрит наверх, но замечает лишь закрывающиеся жалюзи. Данная сцена даёт прямые намёки на телепатические способности, будто слепота Арно открыла для него новые грани восприятия. Это интересный опыт, так как в будущем экстрасенсорные способности станут важным элементом в поздних фильмах Ардженто.
В ленте множество перипетий и практически каждый персонаж является подозреваемым. Главный подозреваемый – Доктор Браун – немецкий учёный, который отличается прямолинейностью, грубостью и, как выясняется, гомосексуальностью.
Операторской работой и постановкой кадров занимался Эрико Менцер, выполнявший функцию рабочего, в отличие от Витторио Стораро, который, в первую очередь, был художником. В кинофильме присутствуют интересные съемки лестниц и буйно «ползающей» по ним камеры.
Саундтрек создал легенда музыкальных сопровождений Эннио Морриконе. Работая с режиссером оркестра Бруно Николаи, как он обычно поступал, сочиняя для джалло, композитор Морриконе представил интригующую музыку, настойчиво двигающую фильм вперед.
Карл Молден впечатляет в образе Арно, Джеймс Франсискус отлично справляется с ролью репортёра Джордани, а звезда европейского хоррора Рада Рассимов достойно исполнила роль подружки одной из жертв. Однако самым запоминающимся является Хорст Франк в роли доктора Брауна.
Герои попадают в неприятную ситуацию. Практически в каждом джалло Дарио Ардженто, протагониста влечёт к убийствам до степени наваждения. В данной ленте перед нами предстают журналист с диким желанием сделать репортаж и мужчина, фанатеющий от всяческих головоломок. Каковы их мотивы для расследования, остается загадкой.
Концовка фильма поразит каждого своей символичностью и красотой. Действие происходит на крыше, где оба наших героя по отдельности встречаются с убийцей. Фильм не играет по правилам и судьба некоторых персонажей туманна. Ясно только одно – хаос никогда не прекратится.
«Кошку о девяти хвостах» можно смело поставить на одну полку с лучшими работами Умберто Ленци и Серджо Мартино, но если сравнивать его с другими фильмами Дарио Ардженто, он немного блекнет. Однако всё это вопрос восприятия…
Материал подготовила Marianna May