Голова-ластик
Eraserhead
1977
Рубрика «Кросс-культура» приготовила для одесситов и читателей из других городов и стран новый материал, по случаю «Weekend фильмов Дэвида Линча» в Планета Кино! ➡
Дебютный полнометражный фильм стал невероятным достижением в начале карьеры Дэвида Линча, который потратил на него все деньги и шесть лет молодости. Картина была дискуссионной и новаторской во многих отношениях для зрителей 1977 года, и до сих пор понятна не всем, как классическая опера или импровизационный джаз.
Линч начал работать над своим фильмом «Голова-ластик» в 1971 году, во время учёбы в институте киноискусства. Изначально сценарий именовался «Gardenback». Многие преподаватели пытались расширить замысел Дэвида Линча своими идеями, на что молодой режиссёр ответил уходом.
Его переубедили остаться, дав полную свободу в создании проекта. И Линч начал всё заново.
За 20 дней был написан новый сценарий о растерянном и грустном молодом человеке Генри Спенсере, расхаживающем в каменных джунглях индустриального городка в единственном костюме. Его отпуск становится насыщенным после того, как бывшая подруга Мэри Икс приглашает Генри на сюрреалистический ужин со своей семьёй. Там Генри сообщают, что он стал отцом…
Не нужно быть психологом, чтобы поставить диагноз протагонисту Генри Спенсеру. В основе фильма лежит страх перед отцовством, ответственностью, женитьбой, совместной жизнью и интимными отношениями в целом.
Стоит отметить, что Джек Нэнс носил причёску Генри Спенсера на протяжении пяти лет съёмок.
Из-за странной образности, фантастической атмосферы, пугающего звукового сопровождения, а также отсутствия режиссёрского опыта, студии отказались сотрудничать с Линчем. Кинематографисту пришлось выкручиваться самостоятельно. Кроме того, в первый год работы над фильмом от Дэвида Линча ушла жена, решившая самостоятельно воспитывать их новорожденную дочь. Предположительно, режиссёр основал историю на личном опыте.
Учитывая количество испытаний и людей, мешавших творческому развитию Линча, можно прийти к выводу: только собственными силами Дэвид мог продемонстрировать миру свой стиль, своё исключительное видение. Жанр, в котором снимает только один в мире режиссёр — Дэвид Линч.
В результате, «Голова-ластик» получил «Золотую антенну» на Международном фестивале фантастических фильмов в Авориазе, был признан «культурно значимым» Библиотекой Конгресса США и выбран для хранения в Национальном реестре фильмов.
Он стал одним из любимых фильмов Стэнли Кубрика, который перед съёмками легендарного «Сияния» настраивал съёмочную группу на нужный лад с помощью «Голова-ластик». Джордж Лукас после просмотра киноленты предложил Линчу снять заключительный эпизод «Звёздных войн», однако Линч от предложения отказался в пользу работы над «Дюной». А Мэл Брукс пригласил Дэвида Линча в качестве режиссёра фильма «Человек-слон».
Рекомендую «Голова-ластик» к обязательному просмотру. А также, как пособие по воспитанию детей, оцените первую режиссёрскую работу Чарли Чаплина «Малыш», которая может вас приятно удивить.