Чужое лицо
他人の顔
1966
Рубрика «Кросс-культура» приготовила для одесситов и читателей из других городов и стран новый материал… ➡
«Чужое лицо» — третья работа в тетралогии сотрудничества режиссёра Хироси Тэсигахары и писателя Кобо Абэ, основанная на романе последнего. «Чужое лицо» является одним из основных и, возможно, лучших сочинений автора, а также самым эффектным кинематографическим дуэтом, в результате которого появился фильм-исследование о параноидности, фантомной идентичности, притворстве, сексуальности, верности и невидимости.
Повествование сосредотачивается вокруг учёного Окуямы (Тацуя Накадаи), серьёзно пострадавшего вследствие неудачного химического опыта. Мужчина в прямом смысле лишился лица и, казалось, был обречён ходить с перебинтованной головой всю оставшуюся жизнь. Окуяма не смог адаптироваться в мире, где люди оценивают друг друга по внешности.
Всё изменила фаустовская идея пластического хирурга/психиатра (Микидзиро Хира), предложившего скрыться под маской, идеально имитирующей лицо. Окуяма соглашается, вживается в новую роль и начинает страдать диссоциативным расстройством идентичности. В маске он довольствуется и разочаровывается успехам незнакомца…
Картина, сменяя одни кадры другими, призрачно раскрывает психологический смысл о личной идентификации и безликости. Создатели фильма делают тонкие намёки зрителям с помощью декоративной символики. В одной из сцен Окуяма находится напротив стены, обшитой плиткой с трёхмерными ушами. Стеклянная стена в сюрреалистическом кабинете доктора декорирована медицинскими диаграммами, геометрическими узорами и нарисованными точными копиями частей человеческого тела, создавая впечатление будто они подвешены в пространстве.
Душа человека не в силах обрести покой за маской. Окуяма понимает, что даже блестяще разработанная маскировка не может безупречно скрывать всё. Он теряет связь с реальностью, дрейфует в безнравственности и безумии, отказывается начинать новую жизнь и деформирует эту возможность в эго-состояние агрессивной, конфронтационной личности, которая обезболивает свои физические и психологические раны, причиняя боль другим. Этому человеку позволено всё. У него нет имени, биографии, лица. Он свободен!
«Чужое лицо» далек от хоррора или научной фантастики, но способен заинтересовать даже больше своей реалистичностью наряду с артхаус экспериментами, ультра-модернистской композицией и специфическими японскими киноприёмами 60-х.
Приятного просмотра! 😉
Материал подготовила Marianna May