Кросс-культура: Биг Билл Брунзи

0

Я чувствую себя так хорошо: жизнь и времена Биг Билла Брунзи

I Feel So Good: The Life and Times of Big Bill Broonzy

Боб Рисман

2012

Звезду 1950-х годов Биг Билла Брунзи называли «великим певцом кантри-блюза», а после смерти в 1958 году — «последним из своего вида». Он был одним из немногих артистов, сыгравших настолько важную роль в развитии блюза в XX веке. Билл записал сотни песен, многие из которых («All by Myself», «Key to the Highway») теперь являются классическими, стандартными номерами в этом жанре.

Обширное творчество Биг Билла Брунзи стало одним из пазлов в фундаменте того блюза, каким мы его слышим сегодня. Музыку Билла иногда называли фолком, на что музыкант отвечал: «все песни — фолк-песни. По крайней мере, я никогда не слышал, чтобы их пела лошадь». Биг Билл Брунзи даже не подозревал, что в итоге его будут считать едва ли не прадедушкой классического блюза, который вырос в среде оригинального фолка и блюза, а не стал играть в таком стиле после изучения жанра.

Он смог завоевать с помощью музыки сердца стольких людей только потому, что вовсе не являлся певцом кантри-блюза. По сравнению с южными исполнителями, такими как Фред Макдауэлл, Билл был таким же городским, как молниеносный гоночный автомобиль.

В 1930-х годах во время проживания в Чикаго, Билл обрел репутацию выдающегося композитора и гитариста с пластинками, заполненными рассказами о повседневной жизни. Однако стоило прожектору популярности осветить Билла, и он представал совершенно в другом обличье.

Под влиянием энтузиастов фолк-музыки и политических активистов (Джона Хэммонда, Аллана Ломакса и Уина Старка) Билл примерил новый образ, который покорил целую плеяду слушателей. Игнорируя десятилетие игры для своей коммуны – прошлое, о котором знали только коллекционеры пластинок – он вышел на сцену в качестве менестреля, всеамериканского фолк-певца, чья песня – это смесь из блюза, фолковых ритмов и старых поп-мотивов. Если бы он предложил зрителям в Гринвич-Виллидж или бельгийских концертных залах свои старые «расовые» пластинки, такие как Bull Cow Blues или Serve It To Me Right, то потерял бы их за считанные секунды.

Вместо этого Билл решил задобрить толпу кавер-версиями, подвести их поближе с песнями-историями, например Mopper’s Blues (посвящённую тому, как Билл работал уборщиком). А уже после этого сбивал слушателей с ног другим типом «расовой» песни, в которой повествовал о том, на каком месте он находится в американском обществе: «Если ты белый – всё в порядке, если ты коричневый – можешь оставаться, но если ты чёрный, брат, — уходи, уходи, уходи».

Довольно хитрый ход для самопрезентации. Удачей стал своевременный приход Билла, он первым смог затронуть такую разношёрстную и широкую базу зрителей.

Книга Боба Рисмана, вышедшая в 2012 году, включает мнения многих знаменитостей, таких как режиссёр Майк Никколз и радиоведущий Стадс Теркель; плюс Эрик Клептон, Рей Девис и Мартин Карти. А основные открытия в этой необыкновенной книге касаются не только успехов Билла, но и его неудач — истории, которые он не желал рассказывать, или умалчивал ради своих целей.

Биг Билл Брунзи родился на десять лет позже, чем говорил. На самом деле его звали не Билл и не Брунзи. Он придумал себе армейское прошлое и службу во Франции во времена Первой Мировой. Книга содержит истории о его интрижках на стороне и ложные рассказы о внебрачных детях.

С умением и тонкостью автор книги Боб Рисман смог отыскать эти разбросанные по миру семьи и друзей, вместе с письмами, фотографиями и видеоплёнками, которые им удалось сохранить. Он проделал столь тяжёлую работу для того, чтобы собрать воедино полотно жизни исполнителя и одну из лучших блюз-биографий.

Материал подготовила Marianna May

Больше новостей на нашем телеграм-канале: https://t.me/volnorezodessa