Их вклад бесценен: кто помог победить в войне

0

Суровые условия Великой Отечественной Войны требовали десятки тысяч танков. Однако большим препятствием к увеличению выпуска танков стали бронекорпуса, которые необходимо было сваривать. Для выполнения этой работы нужны были сотни, а то и тысячи высококвалифицированных сварщиков. Но во время войны такое количество кадров взять было неоткуда, да и подготовить в кратчайший срок – просто немыслимо. И в это трудное время Институт электросварки АН УССР под руководством Евгения Патона начал разработку технологии автоматической сварки брони под флюсом. Скоростная сварка позволила улучшить весь процесс изготовления корпусов. Так, чтобы сварить корпус бронированной машины, опытному сварщику нужно было трудиться целые сутки. Патон же со своим коллективом в кратчайшие сроки создал автомат, выполнявший эту работу за пару часов.

regnum_picture_1449165977239408_big

Благодаря технологии патоновцев до конца войны в Советском Союзе построили сто тысяч танков — больше, чем во всех странах вместе взятых. А о работе Евгения Патона даже легенду сложили. Танкисты, ездившие на заводы получать танки, рассказывали своим товарищам, что мол, ходит по цехам высокий седоусый профессор-академик, специально приехавший из Украины, выстукивает молоточком и выслушивает каждый танк. И если уж он дает «добро», за машину можно не беспокоиться — снаряд не сможет пробить ее броню.

4_5_paton_1

В начале войны Киевский институт электросварки АН УССР, который возглавлял Евгений Патон, был эвакуирован в Нижний Тагил, чтобы стать поставщиком вооружения для Красной Армии. В это время в Нижним Тагиле проводились работы по организации Уральского танкового завода, созданного в результате объединения завода имени Коминтерна, прибывшего из Харькова, и местного вагоностроительного гиганта. Завод сразу же стал головным предприятием по выпуску легендарных средних танков «Т-34». Журналист В.М.Бачелис в статье, помещенной в газете «Известия», писал: «И на Урале кипит сталь украинского замеса, строят танки ладные руки украинских мастеров, сваривает броню мысль украинского ученого… академика Патона».

 4_5_paton_2

Первая в мире автоматическая сварка под флюсом

Изначально танковые корпуса сваривали вручную. Этот процесс занимал много времени и требовал большого количества высококвалифицированных кадров. К тому же, при ручной сварке в металле получались поры, а иногда и непровары, что в свою очередь, делало военную технику более уязвимой. Тогда для большей надежности академик Патон предложил апробировать разработанную им технологию автоматической сварки под флюсом…

«Все мы были атеистами, но кто-то из нас, кажется это был директор, сказал: «С богом!». Девочка, которой до этого доверяли только уборку цеха и которую наш сотрудник обучил работе на автомате, как шутили, без отрыва от метлы, нажала кнопку. Электрод «примерз», но затем быстро установился нормальный процесс. Тележка с размещенной на ней сварочной головкой начала свой путь вдоль борта. Режим, как об этом сообщали приборы, был стабилен. Иногда над поверхностью флюса появлялись веселые синие огоньки. Они быстро исчезали, не нарушая нормального хода сварки. Борт был сварен со скоростью в восемь раз превосходящей скорость, достигнутую лучшими сварщиками цеха.

Готовый борт немедленно увезли на участок сборки корпуса. Через некоторое время на установку был подан следующий борт. Производительность сварки автоматом оказалась в 10 раз выше, чем ручной».

1

В швах, сваренных под флюсом, в большинстве случаев не было дефектов. Структура металлов шва и околошовной зоны была благоприятной. После такого успеха Евгений Патон проникся идеей массового внедрения автоматической сварки при «постройке» танков. Ведь преимущества автоматической сварки относительно ручной были, как говорится, налицо: трудоемкость изготовления корпуса танка «Т-34» снижалась в восемь раз, от рабочих совершенно не требовалось высокой квалификации, глубоких специальных знаний и больших физических усилий, поэтому автосварщиками могли работать подростки и женщины-разнорабочие.

Однако начальство все еще боялось. На просьбы Патона был такой ответ: «Все это впечатляет, но представляете, что будет, если сорвем план — нас расстреляют».

Тогда помог народный комиссар танковой промышленности Вячеслав Малышев приказал внедрять проект автоматической сварки и выпуск танков наладили на десятках заводов Урала и Сибири, а Патону выделили служебный самолет, чтобы он мог оперативно перемещаться между предприятиями — везде следовало наладить автоматическую сварку.

2

В цехе, где проводилась автоматическая сварка, был изменен порядок рабочих мест, из вагонеток был сооружен конвейер для сборки и сварки танковых корпусов. Теперь уже заготовки в строгой последовательности поступали на сборочно-сварочные места, где из них формировались узлы и корпуса боевых машин.

Производительность автоматической сварки под флюсом значительно превзошла возможности сварки покрытыми электродами. Например, чтобы приварить днище подкрылка к борту старым способом сварки, высококвалифицированному сварщику нужно было затратить около 20 часов. Новичок после 5 — 10 дней обучения варил эти швы новым способом сварки за 2 часа. Ввод одной автоматической сварочной установки обеспечивал экономию 42% электроэнергии. Но главное — это высокое качество и необходимое количество танков.

3

Систематически проводившиеся испытания узлов корпуса танка на обстрел многократно подтверждали, что соединения, сваренные под флюсом, превосходили по прочности и качеству соединения, выполненные ручной сваркой. Также поступали положительные отзывы ремонтных баз и заводов, танкистов-фронтовиков, приезжавших на предприятие за новыми машинами. Патоновцы дотошно расспрашивали танкистов о надежности корпуса танка. Беседы с ними стали для них источником свежей и прямой информации. Фронтовики сообщали, что швы прочные, красивые. Варит их машина. Придумал ее старый ученый. «Если случаем встретите его, передайте большую благодарность от танкистов и их матерей. Его сварка повышает живучесть машины, а следовательно, и наши шансы дожить до конца войны».

Легендарный танк «Т-34» признан лучшим танком второй мировой войны, в производстве которого была задействована новая технология, разработанная Евгением Патоном. К слову, в США сваривать броню с помощью автоматов научились только в 1944 году, а в Германии танки всю войну варили вручную.

Евгений Оскарович Патон советский ученый-механик и инженер, работавший в области сварки, мостостроения и строительной механики. В 1934 году Патон создал в Киеве Институт электросварки АН УССР, директором которого оставался до конца жизни. Евгений Оскарович является руководителем и автором свыше 50 проектов железных клепаных мостов, а также создателем первого в мире цельносварного моста. А электрическая дуговая сварка, с которой Патон впервые познакомился в 1928 году, став делом всей его жизни, прославила ученого на весь мир.

Его коллектив решил важнейшую оборонную задачу: сварка металла позволила отказаться от клепаных конструкций в бронетехнике, военном судостроении и при строительстве подводных лодок, что значительно повысило надежность конструируемой техники. 

paton

Родился Евгений Патон в 1870 году в Ницце в семье русского консула. Окончил Дрезденский политехнический институт в Германии, а также Институт инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге. С 1904 года жил и работал в Киеве. Преподавал в Киевском политехническом институте и Киевском строительном техникуме железнодорожного транспорта. Умер 12 августа1953 года. Похоронен в Киеве на мемориальном Байковом кладбище.

При подготовке статьи были использованы следующие материалы:

Игорь Осипчук: «Ровно 60 лет назад в Киеве состоялось открытие первого в мире цельносварного моста, признанного Американским сварочным обществом выдающимся инженерным сооружением», ФАКТЫ

«Внедрение автоматической сварки в отечественном танкостроении», Русская DARPA

Патон, Евгений Оскарович, Википедия

Б. Е. Патон: «Шов длиною в 4 000 000 метров»

Татьяна Руднева

Больше новостей на нашем телеграм-канале: https://t.me/volnorezodessa