Интересная Одесса: американская тушенка в местном порту

0

Во время Второй Мировой войны Соединенные Штаты Америки, в рамках закона о ленд-лизе, оказывали значительную материальную поддержку Советскому Союзу, поставляя самые различные товары: от тушенки и до самолетов. Доставка осуществлялась как воздушным, так и морским путем, а одесситы принимали активное участие в ее реализации.

На третий день после нападения Германии на Советский Союз президент Соединенных Штатов Франклин Рузвельт заявил, что американское правительство намерено оказать помощь советскому народу, и уже к октябрю 1941 года СССР «арендовал» у США оружие и военную продукцию на сумму 41 миллион долларов.

Поставка товаров осуществлялась согласно закону о ленд-лизе, утвержденному конгрессом США 11 марта 1941 года.

lend_liz_1

В соответствии с законом, президент США наделялся полномочиями передавать, обменивать, давать в аренду, взаймы или поставлять иным способом боевую технику, вооружение, боеприпасы, снаряжение, продовольствие, а также военную информацию правительству любой страны, если ее оборона против агрессии жизненно важна для обороны Соединенных Штатов.

Таким образом, из США в СССР было доставлено по ленд–лизу 8000 самолетов. Секретная трасса шла через Аляску.

Большой популярностью пользовались гидросамолеты «Каталина», их еще называли летающими лодками. Поставка «летающих лодок» началась летом 1944 года. Советские морские летчики авиагруппы специального назначения прибывали в город Элизабет-Сити (штат Северная Каролина, США), где и получали самолеты.

Стоит заметить, что для Черноморского флота и полярной авиации Главсевморпути было выделено 59 машин. Их перегонка осуществлялась шестью экипажами самым длинным маршрутом: США – Пуэрто-Рико – Тринидад – Бразилия – Гамбия – Марокко – Тунис – Египет − Ирак – Баку − Севастополь.

lend_liz_2

Перегон одного самолета по этой трассе занимал около ста часов. Всего же в СССР было поставлено из США 185 самолетов «Каталина».

Печальным фактом в «биографии» перегонки самолетов было крушение самолета Catalina PBN-1, в составе экипажа которого находился одессит Владимир Левин. Он занимал должность штурмана в экипаже летчика Чикова.

Самолет Catalina PBN-1, бортовой номер 02915, потерпел крушение 11 января 1945 года при вылете из Элизабет-Сити, штат Северная Каролина. Катастрофа произошла вскоре после взлета − самолет упал в реку. Весь экипаж погиб.

***

После освобождения Одессы от фашистов, Одесский порт сразу начал работу и до конца 1944 года переработал около 250 тысяч тонн грузов, в основном, это были продтовары из США. А к весне 1945 года практически все причалы порта были заставлены штабелями ящиков с американской тушенкой, яичным порошком и другими продовольственными товарами. Интересно, что высота штабелей с тушенкой была такой, что крановщики, выходя из кабины, ступали прямо на ящики.

Разгрузка и погрузка судов осуществлялась с помощью все тех же американских кранов, прибывших в Одессу по ленд-лизу. На причалах стояли электрические краны «Вашингтон» и «Америкен хойст», «Клайд». А в 1946 году из США прибыли плавкраны «Биллей» грузоподъемностью 100 тонн и «Бридж-Драво» грузоподъемностью 60 тонн.

По материалам сайта Моя Одесса

Татьяна Руднева

Больше новостей на нашем телеграм-канале: https://t.me/volnorezodessa