«Если считать тот случай катастрофой, — то это, несомненно, была самая большая катастрофа в истории мореплавания, по сравнению с которой даже гибель «Титаника», столкнувшегося в 1912 году с айсбергом,— ничто».
Гейнц Шен
30 января 1945 года экипаж подводной лодки С-13 под командованием капитана 3-го ранга одессита Александра Маринеско, на глазах кораблей конвоя, потопил в районе Данцингской бухты немецкий суперлайнер «Вильгельм Густлофф», на борту которого находился весь цвет германского подводного флота и огромное количество беженцев. Величайшая морская катастрофа за все века мореплавания вошла в историю под названием «Атака века». Именно об этой атаке, до сих пор вызывающей споры, пойдет сегодня речь в рубрике ВОЛНОРЕЗА «Их вклад бесценен»…
Непотопляемый немецкий лайнер — гордость нацистской Германии
В 1938 году на гамбургской верфи Германии был построен туристско-экскурсионный теплоход «Вильгельм Густлофф». Это был непотопляемый десятипалубный океанский лайнер, оборудованный по последнему слову техники. Два театра, церковь, танцплощадки, бассейны, гимнастический зал, рестораны, кафе с зимним садом и искусственным климатом, комфортабельные каюты и личные апартаменты Гитлера. Длина — 208,5 метров, ширина — 23,5 метра, запас топлива — до Йокогамы: полсвета без заправки. Он не мог затонуть, как не мог затонуть железнодорожный вокзал.
Судно было названо в честь Вильгельма Густлова — лидера швейцарских нацистов, убитого еврейским студентом в 1936 году.
Билеты на лайнер были доступны по цене для всех социальных слоев населения Германии. Корабль не только вызывал любовь немецкого народа к нацистскому режиму, но и являлся средством пропаганды «преимуществ» национал-социалистического строя во всем мире.
В круизных рейсах на «Вильгельме Густлоффе» побывали около 65 тысяч человек. Кроме этого, он перевозил добровольцев легиона «Кондор» для участия в гражданской войне в Испании.
25 августа 1939 года судно вышло в очередной круиз, но в Северном море капитан получил шифрованный приказ о возвращении в порт. Через неделю началась Вторая мировая война.
С началом войны «Вильгельма Густлоффа» переоборудовали в плавучий госпиталь. Его перекрасили в белый цвет и обозначили красные кресты. Согласно требованиям Гаагской конвенции, нападение на санитарные корабли было запрещено. Но уже летом 1940 года руководство ВМС Германии приписало судно к школе подводников в Готенхафене. Теплоход перекрасили в камуфляжный цвет и удалили красные кресты. Как плавучая казарма для школы подводников он использовался около четырех лет.
В начале 1945 года, когда бои шли на территории Германии, среди населения началась паника — люди пытались покинуть страну.
22 января 1945 года началась погрузка на борт «Вильгельма Густлоффа» военнослужащих и беженцев. Первыми разместили несколько десятков офицеров-подводников, затем несколько сотен женщин, проходивших службу во флотском вспомогательном дивизионе, около тысячи раненых солдат. В целом, судно было переполнено более чем в четыре раза, по спискам на нем насчитывали 6470 пассажиров. Уже в море, на выходе из Гдыни, «Вильгельм Густлофф» согласно операции «Ганнибал» по эвакуации населения морем, принял часть беженцев с малых судов, окруживших его, после чего в Данциге еще дополнительно были погружены раненые и медперсонал. 30 января 1945 года экипаж судна попросту не мог сосчитать всех пассажиров, количество которых превышало 10000. Мирное население в панике пыталось попасть на лайнер, считавшийся самым безопасным в Третьем Рейхе. Были заполнены все отсеки корабля, вплоть до пустого бассейна.
Атака и гибель «Вильгельма Густлоффа»
30 января 1945 года, в силу сложившихся обстоятельств, «Вильгельм Густлофф» шел в сопровождении единственного корабля — миноносца «Лев», а на соблюдение рекомендаций идти зигзагом, для осложнения возможных торпедных атак, у него не хватало топлива. К тому же, надеясь на встречу с конвоем тральщиков, для дальнейшего сопровождения корабля, капитан отдал распоряжение включить все огни. Таким образом, пассажирский лайнер превратился в отличную мишень.
В 21:04 советской подводной лодкой С-13, командуемой Александром Маринеско, была выпущена первая торпеда с надписью «За Родину» в корабль «Вильгельм Густлофф». Das war’s («Вот и все») произнес Капитан лайнера Петерсон. У него не оставалось сомнений — это субмарина. Затем были выпущены еще две торпеды — «За советский народ» и «За Ленинград». Четвертая, уже взведенная торпеда «За Сталина», застряла в торпедном аппарате и едва не взорвалась, но ее удалось обезвредить, закрыть люки аппаратов и погрузиться.
Первая торпеда попала в носовую часть судна, вторая взорвала пустой бассейн, где находились женщины флотского вспомогательного батальона, а последняя ударила в машинное отделение, двигатели заглохли, но освещение продолжало работать за счет аварийного дизель-генератора.
Покинуть тонущий корабль на спасательных шлюпках люди не могли, поскольку часть команды, ответственная за спасательные операции, оказалась заблокирована в нижних палубах закрытыми водонепроницаемыми отсеками. Началась паника, в результате чего погибло много детей и женщин. Солдаты открывали огонь по толпе, прокладывая путь к шлюпкам. Общими усилиями команды и пассажиров некоторые шлюпки удалось спустить на воду, и все же в ледяной воде оказалось много людей. От сильного крена судна с палубы сорвалась зенитная установка и раздавила одну из шлюпок, уже полную людей. «Вильгельм Густлофф» медленно тонул больше часа…
Спасательные работы на месте трагедии
Миноносец «Лев», боевой корабль Германии, под конвоем которого шел «Вильгельм Густлофф», первым оказался на месте трагедии. Со шлюпок и из воды команда вытащила 472 пассажира. Крейсер «Адмирал Хиппер» — второй корабль, ставший свидетелем трагедии — не остановился и пошел дальше, опасаясь атаки, поскольку был до отказа заполнен беженцами. Экипаж третьего судна, эсминца Т-38, спас еще 179 человек. В результате катастрофы погибло около 10 тысяч человек.
Был ли прав Маринеско?
Споры о законности потопления лайнера «Вильгельм Густлофф» советской подлодкой во главе с Маринеско долго не утихали и до сих пор актуальны. Но в любом случае практически неопровержимыми являются следующие пункты: судно числилось в составе военно-морских сил Германии; на его борту находились военнослужащие и зенитки, что не допустимо для гражданских судов; лайнер «Вильгельм Густлофф» не имел опознавательных знаков красного креста, а значит, мог быть принят за военное судно и стать целью нападения; судно шло под конвоем боевого корабля Германии миноносца «Лев», как ходят военные суда. Все эти факторы дают право считать судно законной военной мишенью.
Александр Маринеско: краткая справка
Александр Иванович Маринеско родился 15 января 1913 года в Одессе.
Уже в 13 лет, с конца 1926 года, Александр начал плавать учеником матроса на кораблях Черноморского пароходства. В школе юнг ему, как лучшему, сократили срок обучения и без экзаменов перевели в Одесский мореходный техникум. Учитывая хорошие характеристики, Маринеско в 1933 году по набору ЦК ВКП(б) призывают в ВМФ и направляют в Учебный отряд подводного плавания на штурманское отделение. Накануне войны старший лейтенант Маринеско принимает в командование подводную лодку М-96, и его экипаж становится лучшим по боевой подготовке на Балтике. В апреле 1943 года капитан 3-го ранга Маринеско назначен командиром подлодки С-13 и в тяжелых боевых условиях на Балтике показал высокий результат: три потопленных транспорта противника, наиболее значимые из которых — лайнер «Вильгельм Густлофф» и военный транспорт «Штойбен». По потопленному тоннажу судов противника Маринеско является подводником № 1 отечественного флота.
При подготовке статьи были использованы следующие материалы:
Владимир Зуев: ««Атака века» Александра Маринеско», Независимое военное обозрение
Гибель теплохода «Вильгельм Густлофф», REPIN.INFO
«Крупнейшая катастрофа в истории мореплавания, о которой помнят до сих пор»
Александр Король: «Биография Александра Ивановича Маринеско», Podlodka.info
Татьяна Руднева