Интересная Одесса: первый морской пассажирский рейс

0

4 июля 1827 года из Практической гавани Одессы вышел в свой первый пассажирский рейс колесный пароход «Надежда», тем самым положив начало отечественному коммерческому паровому судоходству на Черном море. Пароход отправился в Херсон и спустя 27 часов благополучно прибыл по назначению.

А принадлежало колесное суденышко тогдашнему губернатору Новороссийского края, графу Михаилу Воронцову.

voroncov

Плоскодонный деревянный колесный буксирный пароходик построили в 1821-1823 годах в Мошнах Киевской губернии на Днепре – имении графа. Затем корабль водоизмещением 111 тонн, мощностью паровой машины в 20 лошадиных сил и скоростью 5,5 узлов был переведен для испытаний в Херсон. Здесь «Надежду» использовали в качестве буксира – корабль транспортировал баржи до Николаева.

Когда в 1823 году Воронцов стал генерал-губернатором Новороссийского края и переселился в Одессу, он забрал с собой и «Надежду». В Одессе кораблик переоборудовали под буксирно-пассажирский, и в 1927 году он ушел в свой первый пассажирский рейс.

1

«Надежда» по меркам того времени была достаточно комфортным судном. Так, на корабле имелось две каюты, общей вместимостью в 12 человек, а также место на палубе – для размещения дополнительных пассажиров.

Вот что писала о втором рейсе «Надежды» в Херсон популярная газета того времени «Одесский вестник»: «Пароход прибыл туда, невзирая на противный ветер, в 35 часов, а назад возвратился в 27. Бывшие на нем пассажиры отзываются весьма выгодно на счет внутреннего расположения, чистоты и порядка на сем судне. 29 июля многие из почтеннейших особ Херсона, в том числе нескольких дам, удостоили пароход своим посещением. Предположено было сделать прогулку по Днепру. Поднялся дым из трубы, раздался стук колес, и чудное судно, без весел и без парусов, горделиво поплыло против течения реки. Сначала дамы несколько робели; но вскоре рассеялись все опасения; удивление и удовольствие заступили их место, и любезные посетительницы с особенным вниманием рассматривали устроение парохода».

2

Проработало суденышко 19 лет. Сначала, в 1829 году, его купило Военное ведомство для нужд Дунайской транспортной флотилии, а с 1832 года пароход использовался на Черноморском флоте в качестве портового судна. В 1842 году «Надежду» разобрали.

Татьяна Руднева

Больше новостей на нашем телеграм-канале: https://t.me/volnorezodessa