Юридическая консультация: что одесситам нужно знать о проверках по охране труда

0

В украинском законодательстве усилена ответственность за нарушения в охране труда и внесены изменения в сфере проведения проверок.

Принимая во внимание последние изменения в законодательстве по вопросам контроля в сфере труда и усиления ответственности за нарушения, ВОЛНОРЕЗ обратился к юристам, чтобы выяснить, на что необходимо обратить особое внимание работодателям.

КОНТРОЛЬ ПО ВОПРОСАМ ТРУДА: основные положения

І. Применимое законодательство и органы уполномоченные осуществлять контроль

Как объяснили специалисты Юридической фирмы «АНК», контроль за соблюдением законодательства о труде и занятости населения осуществляется в порядке установленном Законом «Об основах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (далее – «Закон о гос. контроле») с учетом особенностей, определенных законами в соответствующей сфере и международными договорами. При этом, в обязательном порядке, независимо от норм специальных законов, должны соблюдаться требования ст. 1, ст. 3, ч. 1, 4, 6-8, абз. 2 ч. 10, ч. 13, 14 ст. 4, ч. 1-4 ст. 5, ч. 3, ст. 6, ч. 1-4, 6 ст. 7, ст. ст. 9, 10, 19, 20, 21, ч. 3, ст. 22 Закона о гос. контроле, что установлено абз. 4 ст. 2 данного Закона.

Специальные законы, регулирующие порядок контроля за соблюдением законодательства о труде, в Украине отсутствуют.

Таким образом, Закон о гос. контроле в полном объеме распространяет свое действие на порядок контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения.

В соответствие с Законом об гос. контроле, Приказом Минсоцполитики Украины № 390 от 02.07.2012 г. утвержден Порядок проведения проверок должностными лицами Государственной инспекции Украины по вопросам труда и ее территориальных органов (Далее – «Порядок № 390»).

Порядок № 390 уточняет некоторые положения Закона о гос. контроле и устанавливает формы документов, которые составляются в ходе контроля, а именно:

— акта проверки (содержит перечень вопросов проверки);

— предписания;

— протокола об административном правонарушении;

— постановления о наложении административного взыскания.

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляет центральный орган исполнительной власти, то есть, Государственная служба Украины по вопросам труда (далее – «Гоструд»), что установлено в ст. 259 Кодекса законов о труде (КЗоТ), п. 1 Положения «О Государственной службе по вопросам труда», утвержденного Постановлением Кабмина от 11.02.2015 г. №96.

Следует отметить, что Гоструд является правопреемником Государственной инспекции по вопросам труда и Государственной службы горного надзора и промышленной безопасности (Постановление Кабмина от 10.09.2014 г. №442).

26.04.2017 г. Постановлением Кабмина № 295 «О некоторых вопросах реализации ст. 259 КЗоТ и ст.34 Закона Украины «О местном самоуправлении Украины» утвержден Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде (далее – «Порядок № 29).

При этом Порядок №295 устанавливает механизм контроля за соблюдением законодательства о труде, который не соответствует, а в некоторых случаях даже противоречит положениям Закона о гос. контроле и самой ст. 259 КЗоТ, во исполнение которой он был принят.

Так, уполномоченными осуществлять контроль за соблюдением законодательства о труде согласно Порядку № 295 являются:

— инспекторы территориальных органов Гоструда (что соответствует ст. 259 КЗоТ и Порядку №390);

— инспекторы исполнительных органов местных советов (относительно вопросов оплаты труда и оформления трудовых отношений).

Вместе с тем, органы местного самоуправления в силу ч. 3 ст. 34 Закона «О местном самоуправлении» наделены делегированными полномочиями осуществлять контроль за соблюдением законодательства о труде на соответствующих территориях и налагать штрафы за нарушения в порядке, предусмотренном законодательством. Согласно ст. 17,18 указанного Закона органы местного самоуправления имеют право выступать с инициативой и организовывать проверки по вопросам осуществления делегированных полномочий, а в сфере контроля за соблюдением законодательства о труде проводить проверки на предприятиях, учреждениях и в организациях в коммунальной собственности, а также физических лиц, которые использую труд наемных работниках.

При этом ни ст. 259 КЗоТ, ни Закон о гос контроле не наделяют инспекторов исполнительных органов местных советов никакими полномочиями осуществлять контроль за соблюдением законодательства о труде.

К тому же сам новый Порядок №295, как указано в п. 3 Постановления Кабмина, которым он утвержден, носит рекомендательный характер для органов местных советов.

То есть на законодательном уровне для органов местного самоуправления отсутствует какой-либо обязательный порядок осуществления контроля за соблюдением законодательства о труде. При этом, как видно из норм закона такой контроль в форме проверки органами местного самоуправления может проводиться исключительно по отношению к юридическим лицам коммунальной формы собственности и физическим лицам, использующим наемных работников.

Учитывая, что Закон имеет высшую силу над подзаконными актами, независимо от очередности их принятия, Порядок № 295 может быть применим после приведения в соответствие норм данного Порядка и Закона. До этого момента проведение контроля в соответствии с Порядком № 295 можно поставить под сомнение

Несмотря на это, по официальным данным пилотная компания по контролю за соблюдением законодательства о труде с учетом положений нового Порядка №295 начата с мая текущего года в Одесской, Львовской, Черкасской и Херсонской областях. Информация о фактах проведения инспекционных посещений или официального обжалования Порядка № 295 на текущий момент не известна.

Учитывая противоречивость механизма контроля за соблюдением законодательства о труде, утвержденного Законом о гос. контроле и Порядком № 390 и нового механизма, утвержденного Порядком №290 целесообразно рассмотреть их по-отдельности.

ІІ. Проверки по труду (согласно Закону о гос. контроле и Порядком № 390)

Мероприятия государственного надзора (контроля) осуществляются в форме проверок, ревизий, осмотров, и в других формах, определенных законом. Обобщенно будем называть их «проверками».

Тут речь пойдет о «традиционных» и всем «привычных» плановых и внеплановых проверках по труду, которые проводят инспекторы Гоструда.

Основаниями для проверок по труду является:

— для плановых проверок — план проведения проверок, утвержденный на год;

— для внеплановых проверок:

  • заявление Компании о проведении проверки по собственному желанию;
  • выявление недостоверных сведений в документах обязательной отчетности;
  • проверка выполнения Компанией предписаний, выданных по результатам предыдущих проверок;
  • обращение лица о нарушении, которое нанесло ему вред (проверка проводится после согласования с органом Гоструда);
  • и иные (исчерпывающий перечень установлен в ст. 7 Закона о гос. контроле)

Продолжительность проверки не может превышать (рабочих дней):

Средние/крупные предприятия Микро/малые предприятия
плановая проверка 10 5
внеплановая проверка 10 2

Продление строка не допускается.

О проведении плановой проверки орган Гоструда обязан письменно уведомить Компанию за 10 дней до проведения проверки.

Инспектор имеет право на проведение проверок при наличии у него служебного удостоверения и направления на проверку.

Важно: в контексте Закона о гос. контроле под «удостоверением» и «направлением» понимается единый документ.

Компания должна ознакомится с основанием проведения проверки и получить копию направления

В направлении указываются:

  • наименование органа государственного контроля;
  • наименование и местонахождение Компании;
  • номер и дата приказа (решения, распоряжения) о проведении контроля;
  • перечень вопросов проверки;
  • срок действия направления;
  • данные инспектора, уполномоченного проводить проверку.

Основанием для недопуска инспектора по труду с проверкой является:

  • превышение периодичности или продолжительности проведения проверок;
  • неполучение письменного уведомление о плановой проверке;
  • невнесение инспектором записи в журнал проверок перед началом проверки, если Компания требовала этого;
  • если предмет повторной внеплановой проверки совпадает с предметом прошлой внеплановой проверки;
  • если инспектор не предоставил копию направления на проверку или решения органов Гоструда (при внеплановой проверке по заявлению физических или юридических лиц).

Предметом проверки могут выступать следующие вопросы

(исчерпывающий перечень которых утвержден Приказом Минсоцполитики № 390):

  • оформление трудовых отношений с работниками;
  • оформление коллективного договора;
  • рабочее время;
  • оплата труда;
  • социальная защита работников (в т.ч. инвалидов, женщин, несовершеннолетних);
  • трудовая дисциплина;
  • гарантии работников;
  • материальная ответственность работников;
  • охрана труда;
  • использование труда иностранцев;
  • общеобязательное государственное страхование.

Учитывая то, что перечень вопросов достаточно обширный (выше приведены обобщающие вопросы), особое внимание следует уделять направлению на проверку, в котором указываются конкретные вопросы для отдельно взятого случая проверки. Это означает, что инспектор не уполномочен проводить проверку по другим вопросам, не указанным в таком направлении.

Проверка по труду состоит из следующих этапов:

1) работа с документами, предоставленными Компанией по требованию инспектора;

2) оформление документов по результатам проверки;

3) ознакомление Компании с документами, оформленными по результатам проверки.

4) проведение разъяснительной работы по вопросам законодательного регулированения труда (факультативно).

Проверки должны осуществляться в присутствии Руководителя Компании либо уполномоченного им лица.

Документальное оформление проверки:

1) Гоструда выдает приказ о проведении проверки с указанием точного названия Компания и предмета проверки;

2) На основании приказа оформляется направление (удостоверение), копию которого Инспектор вручает Компании;

3) Инспектор расписывается по требованию Компании в журнале проверок;

4) По окончанию проверки составляется Акт.

Акт составляется в 2 экземплярах, один из которых хранится в Компании. Акт подписывают Инспектор по труду и руководитель Компании (либо его представитель).

В случае не согласия Компании с содержанием Акта, то в момент подписания Акта необходимо указывать замечания к нему.

5) В случае выявления нарушений Инспектор в течение 5 рабочих дней с момента окончания проверки (подписания Акта) составляет предписание/распоряжение и отправляет Компании. Руководитель Компании подписывает предписание/распоряжение

Предписание – это письменное требования об устранении нарушений в указанный срок.

Распоряжение – это письменное требования об устранении нарушений в указанный срок, которое может предусматривать применение санкций.

Предписание/распоряжение могут быть оспорены Компанией в вышестоящий орган Гоструда либо в суд.

ІІІ. Инспектирование как особая форма контроля за соблюдением законодательства о труде (согласно норм Порядка № 295)

Контроль согласно Порядка № 295 может осуществляться в таких формах как инспекционное посещение и невыездное инспектирование (далее – «Инспектирование»).

В контексте ст. 1 Закона о гос. контроле инспектирование относится к иным формам гос контроля. Хотя ч. 3 ст. 7 Закона об гос. контроле упоминает «инспектирование» как форму мероприятия по контролю!

При этом Инспектирование всегда носит внеплановый характер.

Инспектор труда наделен широким спектром прав:

— в любое время суток посещать помещения предприятия;

— знакомится с любыми документами, делать их копии;

— наедине или в присутствие свидетелей ставить вопросы директорам и работникам, получать устные/письменные пояснения;

— привлекать правоохранительные органы;

— иметь рабочее место на предприятии;

— осуществлять фото-, видео- съемку;

— получать информацию от государственных органов.

При этом инспекторам запрещено:

— рассматривать и проверять вопросы, которые были предметом рассмотрения в суде;

— разглашать производственную и коммерческую тайну;

— изымать оригиналы документов.

Требования инспектора предоставить информацию, документы, пояснения обязательны для выполнения.

Полномочия инспектора по труду подтверждаются служебным удостоверением (форма утверждена Приказом Минсоцполитики от 24.05.2017 г. №866

Удостоверения инспекторам Гоструда и инспекторам органов местного самоуправления выдает Гоструда, которая также ведет единый реестр таких удостоверений.

Удостоверение имеет вид книжки в твердой обложке темно красного цвета.

На лицевой стороне изображены герб и надпись «ІНСПЕКТОР ПРАЦІ» золотыми буквами.

Внутренняя сторона выглядит следующим образом:

ІНСПЕКТОР ПРАЦІПОСВІДЧЕННЯ № _____

Місце

для фото

___________________________

(прізвище, ім’я та по батькові)

___________________________

___________________________

 

Голова ___________________

М. П.

Дата видачі «___»_______20___ року

Орган контролю______________________________________________________

 

Посада ___________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

Особистий підпис

посадової особи_______________

 

Підлягає поверненню                М. П.

ОДНАКО отсутствие такого направления при инспекционном посещении не является основанием для недопуска инспектора! Отсутствие направления может стать поводом для оспаривания результатов инспекционного посещения.

Закон предусматривает исчерпывающий перечень оснований для проведения инспектирования:

Прямые, при наличии которых инспектирование проводится в любом случае:

1) обращение работника о нарушения законодательства о труде в отношении него;

2) обращение лица, в отношении которого нарушены правила оформления трудовых отношений;

3) решение руководителя органа контроля о проведении инспекционного посещения исключительно по вопросу оформления трудовых отношений. Основанием для принятия такого решения может быть информация, свидетельствующая о наличии нарушений полученная в т.ч. из СМИ;

4) решение суда, на основании сообщения правоохранительных органов о фактах, свидетельствующих о наличии нарушений;

Косвенные, при наличии которых решение о целесообразности инспектирования принимает руководитель контролирующего органа;

5) сообщения о нарушениях от должностных лиц органов государственного надзора;

6) информация о нарушениях от органов фискальной службы и Пенсионного фонда.

К фактам, свидетельствующим о наличии нарушений относятся (среди прочего):

  • наличие работников, которые выполняют работы (услуги) по гражданско-правовым договорам у одного работодателя более 1 года.
  • более 30 % работников на предприятии работают на условиях гражданско-правовых договоров;
  • отсутствие уведомления налоговой о приеме на работу;
  • в течении года не проводилась индексация зарплаты;
  • в течении месяца количество работников, которые работают на условиях неполного рабочего дня увеличилась на 20% и более.

Продолжительность инспектирования не может превышать:

  • 10 рабочих дней – для средних и крупных предприятий;
  • 2 рабочих дня — для микро и малых предприятий.

Количество и суммарная продолжительность инспектирования за какой-либо период НЕ ОГРАНИЧЕНЫ!

Основания для недопуска инспектора к инспектированию:

  • отсутствие служебного удостоверения;
  • отсутствие на сайте Гоструда решения Минсоцполитики о формах служебного удостоверения инспектора труда, акте, справке, предписании, требовании, перечне вопросов, которые полежат инспектированию (ОТСУТСТВУЮТ!!!- такие формы акта, справки, предписания еще не утверждены далее – «формы»).
  • если срок проведения инспекционного посещения превышает установленные законом сроки (10 или 2 рабочих дня).

Так, не сегодняшний день существует основание для недопуска к инспектированию. Однако, в любой момент такие формы могут быть приняты и размещены на сайте.

Документальное оформление инспектирования:

1) Приказ о проведении инспектирования выдается не во всех случаях (только при косвенных основаниях);

2) Инспектор показывает руководителю Компании удостоверение;

3) Направление не требуется;

4) По окончанию проверки составляется Акт;

Акт составляется в двух экземплярах, один из которых хранится на предприятии. Акт подписывают Инспектор по труду и руководитель Компании (либо его представитель).

В случае не согласия Компании с содержанием Акта, в течение 3 рабочих дней с момента подписания Акта Компания готовит письменные замечания к нему.

Инспектор в течение 3 рабочей дней с момента получения замечаний обязан предоставить мотивированный ответ на них в письменной форме.

Перед подписанием Акта, как указано в пп. 4 п. 14 Порядка, Инспектор по требованию предприятия обязан расписаться в журнале инспекционных проверок предприятия.

2) В случае выявления нарушений составляется Предписание об их устранении.

Инспектор не позднее следующего рабочего дня после подписания Акта выносит предписание с указанием срока на устранение выявленных нарушений.

В случае выполнения предписания в установленный в нем срок Компания к ответственности не привлекается, штраф не налагается.

Исключение: штраф налагается одновременно с вынесением предписания и независимо от факта устранения нарушений в случаях:

— использования труда неоформленных работников;

— несвоевременной / неполной выплаты заработной платы;

— несоблюдения минимальных гарантий в сфере оплаты труда.

Порядок обжалования предписания и иных требований инспектора:

— в течении 10 календарных дней с даты получения предписания путем подачи жалобы руководителю (заместителю руководителя) территориального органа Гоструда;

— в случае несогласия с решением руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Гоструда – такое решение можно обжаловать путем подачи жалобы руководителю (заместителю руководителя) Гоструда (срок на обжалование не установлен).

Жалоба рассматривается в течении 30 дней с даты получения.

Подача жалобы приостанавливает срок исполнение предписания или требования.


ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕРОК

Возможно предположить, что когда в Компанию придет контролирующий орган однозначно понять КТО (инспектор Гоструда или органа местного самоуправления) и с ЧЕМ (инспектирование или проверка) пришел, будет не просто.

Так, до момента утверждения и опубликования форм инспектирования, у Компании есть основание не допускать такого инспектора или требовать направление на проверку.

ОДНАКО, учитывая нормы Закона № 1774- VIII (вступил в силу 01.01.2017 г.), которым внесены изменения в КЗоТ в части увеличения ответственности за нарушение законодательства о труде, следует соизмерять риски, связанные с проведением контроля по труду в Компании с риском привлечения Компании к ответственности за недопуск или препятствование контролю.

На сегодняшний день ст. 265 КЗоТ предусматривает следующие штрафы:

  • за фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора, оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, и выплаты зарплаты без начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов — в 30 — кратном размере минимальной зарплаты за каждого работника, относительно которого совершенно нарушения (96 000 грн);
  • за нарушение сроков выплаты зарплаты работникам более как за 1 месяц, выплата зарплаты не в полном объеме — в 3-кратном размере минимальной зарплаты (9600 грн);
  • за несоблюдение минимальных государственных гарантий по оплате работы — в 10-кратном размере минимальной зарплаты (32 000 грн);
  • за недопуск/препятствие в проведении проверки по труду – 3х кратный размер минимальной зарплаты (9600 грн);
  • за недопуск/препятствие в проведении проверки по вопросам выплаты зарплаты и иных выплат работникам — 100 кратный размер минимальной зарплаты (320 000 грн);
  • нарушение иных требований законодательства о труде – 1 минимальная зарплата (3 200 грн).

Несоответствие порядка инспектирования требованиям закона о гос. контроле, с одной стороны, создает условия для произвола со стороны контролирующих органов, с другой стороны, позволяет Компании ссылаться именного на Закон и оспаривать неправомерные действия, поэтому особенно важно помнить о правах Компании и ее работников:

1) Право понимать КТО и ЗАЧЕМ пришел, с этой целью Компания имеет право:

Переписать данные удостоверения инспектора (ФИО, дату выдачи и срок действия, орган, где работает, должность и звание);

Получить копию направления на проверку (в любом случае просить ее предоставить, а если такого направления нет, то написать об этом в замечаниях к акту в конце контроля;

Просить инспектора показать на сайте Гоструда опубликованные формы акта, предписания, а если он отказывается написать об этом в замечаниях к акту в конце контроля (если Компания примет решение допускать такого Инспектора к контролю);

Требовать у проверяющего внести запись в журнал ПЕРЕД началом проверки, ссылаясь на норму ч. 12 ст. 4 Закона о гос. контроле;

Получать второй экземпляр или копии всех документов с которыми пришел инспектор, если они касаются деятельности Компании.

2) Право работников не давать пояснений инспектору

Как указывалось выше, требования инспектора предоставить информацию, документы, пояснения обязательны для выполнения.

С одной стороны, это дает основание предположить, что невыполнение требований инспектора может быть истолковано как препятствование в осуществлении проверки, что является основанием для наложения штрафа в размере 9600 грн.

С другой стороны, согласно ст. 63 Конституции Украины лицо не несет ответственности за отказ от дачи показаний или пояснений в отношении себя.

Вывод: работники не обязаны давать пояснений инспектору если у них есть опасения, что эти показания в дальнейшем будут использованы против них. Так, возможный вариант ответа работника инспектору: «Я не буду давать пояснений, потому что я не знаю как в будущем они будут использованы, возможно, и против меня».

Все сотрудники должны знать, кто контактирует с проверяющими, и в случае каких-либо вопросов переадресовывать на них. Отвечать: «я не знаю, это не относится к моим задачам».

3) Право присутствовать при проведении проверки

Инспектору должно быть выделено рабочее место в Компании, он имеет право, входить во все помещения Компании и знакомится с документами. Так, на протяжении всего времени проверки в интересах Компании, чтоб рядом с Инспектором находился сотрудник компании, контролировал все его действия и немедленно сообщал о любых нарушениях со стороны инспектора выше стоящим гос. органам.

При этом общение с инспектором должен вести либо руководитель либо его представитель (уполномоченное им лицо).

4) Право воспользоваться правовой помощью адвоката

Согласно ст. 59 Конституции Украины каждый имеет право на профессиональную правовую помощь (адвоката).

Каждый работник самостоятельно и Компания в целом имеют право в любой момент в ходе проведения контроля, чтобы их сопровождал адвокат. В случае необходимости об этом следует заявлять, в том числе и в письменной форме.

5) Право предоставлять инспектору объяснения, замечания или возражения к акту

Такие пояснения желательно предоставлять в письменной форме, подробно излагая все детали. В любом случае, в Акте НЕОБХОДИМО сделать пометку, что возражения прилагаются (или будут дополнительно подготовлены). При подготовке таких замечаний, следует писать о всем, что вызывает смущение во время контроля, даже если есть неуверенность, что это было нарушением.

6) Право обжаловать неправомерные действия инспекторов

При этом ждать окончания контроля совсем не обязательно. Действовать необходимо сразу, как только замечено нарушение.

Существуют, так называемые, «горячие линии» — телефоны, по которым можно сообщить о нарушениях со стороны проверяющих органов и потребовать поддержки (вплоть до вызова полиции).

Например, работает «горячая линия» для предпринимателей: 0-800-503-045 (в в нерабочее время звонки на «горячую линию» для предпринимателей переадресовываются на правительственную «горячую линию»).

Также возможно применять другие меры обжалования, как обращение к вышестоящему органу или суд.

7) Право получать консультативную помощь от инспектора на любом этапе проведения контроля

Консультативная помощь может заключаться в разъяснении прав и обязанностей Компании и ее работников, требований к осуществлению контроля. Индивидуальные консультации предоставляются Компании в течении 15 календарных дней с момента получения запроса. Компания не может быть привлечена к ответственности, если она действует в соответствии с консультацией контролирующего органа.

8) И напоследок — Право не допустить инспектора к проведению контроля

Как указывалось выше, для недопуска инспектора с проверкой и с инспектированием предусмотрены разные основания.

Безусловными основаниями являются отсутствие удостоверения инспектора и превышение сроков для проведения контроля (то есть сначала вы допустили инспектора в Компанию, но он задержался более чем на 2 (10) рабочих дня).

По иным основаниям возможно не допустить к контролю, если Вы на 100% уверены, что такие основания существуют. В противном случае, к Компании может быть применен штраф в размере 9600 грн, а если предметом такой проверки были вопросы выплаты заработной платы и иных выплат работникам, то в размере 320 000 грн.

Также обращаем Ваше внимание на несколько основных правил, которые следует помнить при проведении контроля по труду:

  1. О визите инспекторов должны быть уведомлены руководитель и назначенные им лица.
  2. Следует завести на охране (или ресепшене) журнал проверок и предоставлять журнал для подписи всем, кто называет себе «проверкой» или «инспекторами».
  3. Строить диалог с инспекторами желательно в спокойной, в меру любезной манере, демонстрируя стремление содействовать в меру своих возможностей.
  4. В ходе проведения контроля следует выполнять законные требования инспекторов – предоставлять им те документы и информацию, которые относятся к предмету контроля. Важно, что это должны делать лица, которые назначены контактировать с инспекторами.

Инспектор не имеет права запрашивать документ у первого встречного сотрудника, и первый встречный сотрудник НЕ ОБЯЗАН предоставлять документы.

ПОЭТОМУ: если документ запрашивают у кого-то, кто прямо не уполномочен, оптимальный ответ: «Я не располагаю такой информацией, обратитесь, пожалуйста, к директору».

  1. В ходе контроля важно фиксировать нарушения, которые вы замечаете, и затем доводить до сведения руководства.

На практике также применяется ряд превентивных мер по избежанию рисков внепланового контроля по вопросам труда. Хотя они носят весьма «радикальный» характер, стоит упомянуть о некоторых:

1) Использования наемного труда на условиях аутсорсинга — по договору о предоставлении персонала. Так, компания не будет являться работодателем в отношении к наемному персоналу;

2) Получение судебного решения по «контролируемому» спору, в котором будут установлены потенциально спорные обстоятельства, например, признание договора между Компанией и «работником» гражданско-правовым. Обстоятельства, установленные в судебном порядке в ходе проверки не проверяются.

ojrana truda

Больше новостей на нашем телеграм-канале: https://t.me/volnorezodessa