Таки здравствуйте снова, дамы и господа, — все, кто любит качественно и с улыбкой провести свое немножко свободное время! Мы продолжаем прогулку по одной из самых знаменитых улиц Южной Пальмиры — Греческой.
В прошлый раз мы остановились на пересечении улиц Греческой и Пушкинской. Потому, давайте взглянем на четную сторону магистрали, а именно, на особняк по адресу ул.Греческая,16 – бывший «Дворец Абазы». Своим главным фасадом строение выходит на улицу Пушкинскую.
Это красивое здание строилось в период с 1856 по 1858 годы под влиянием архитектора Л.Ц.Оттона и принадлежало крупному помещику А.А.Абазе.
Отличительной особенностью этого дома являлось то, что его часть предназначалась для сдачи в аренду, и со стороны улицы Греческой имелся специальный въезд во двор, который сохранился до наших дней.
Угол дома срезан и обогащен эркером, который поддерживается кронштейном в виде грациозно прорисованной корзины.
Замечательно выглядит ажурный навес над главным входом, выполненный из тонкостенного чугуна.
Сегодня бывший дворец занимает Музей Западного и Восточного искусства.
Напротив находится величественное здание №18, которое также выходит фасадом на улицу Пушкинскую.
Огромный особняк был построен в 1903 году по проекту архитектора Бернардацци.
Надо отметить, что неоднократно рассматривались предложения о создании в этом здании театра юмора и сатиры, а также создания отделения союза кинематографистов и дома кино.
Однако уже в середине ХХ века здание стал занимать центральный городской банк.
Переходим на нечетную сторону прекрасной улицы Греческой.
Топаем к зданию №15. Когда-то именно оно принадлежало некоему господину Бриццу и было построено примерно в конце позапрошлого века. Однако позже, по неизвестным на то причинам, особняк был разрушен, а на его месте, в 1990-х годах возведен новый дом при участии известного советского архитектора – Г.В.Топуза.
Данное строение имеет одну интересную особенность: в левой части здания находится 4,5 этажа, а в правой – 4.
Двор этого дома очень просторный и, несмотря на свое «шумное» расположение, привлекает своей по-домашнему уютной атмосферой.
Отдельное внимание хочется уделить аккуратно развешенному белью, которое, в буквальном смысле, ослепляет своей белизной. Одесситки таки могут, когда захотят!
Во дворовом флигеле сохранилась металлическая лестница с ажурными ступенями и перилами. Очень часто лестницы с подобным рисунком встречаются в старых домах нашего города.
Жаль только, что жители этого дома позаботились только об уюте двора, а о подъезде как-то подзабыли… Несмотря на красивый орнамент, старушка-лестница имеет очень жалкий вид. Да и стены не помешало бы освежить…
При выходе из арки, настенные граффити молодых «дарований» очень портят конечное впечатление о таком колоритном дворике…
Следующий на нашем пути дом под №17. Здание, которое вы имеете удовольствие наблюдать сегодня, было построено в 2005 году (как-то непривычно писать столь современный год постройки) по проекту архитектора Олешко и инженера Савкиной.
Сие здание было возведено на месте другого дома, построенного в 1854 году архитектором Иваном Даллаквой.
В 90-е годы позапрошлого века в том здании размещалось благотворительное общество при римско-католической церкви. Здесь же находилась контора торгового дома Барбаша и Рафаловича, занимавшаяся торговлей прованским маслом, какао и шампанским (интересное сочетание продуктов).
В конце прошлого века тут размещался «Сельэнерго» и приемный пункт химчистки. Ну а сегодня в этом здании можно найти различные офисы, кафе и магазины.
Несмотря на современный стиль модерн, это здание на удивление удачно вписалось в компанию старых домов, возведенных в ХIХ – ХХ столетиях.
Здесь все. Теперь снова перебираемся на четную сторону магистрали, чтобы познакомиться с 20-ым адресом.
Это бывший доходный дом Ф.Маврокордато, построенный в 1870-е годы по проекту архитектора Ф.В.Гонсиоровского.
В разные времена тут шили и продавали мужскую одежду, изготавливали мебель, делали прически и ремонтировали зубы…
Перед революцией 17-го года здесь открывал двери ресторан Денисова, а также работало рекламное депо «Глобус».
Сразу после войны в здании корпели художественно-скульптурные курсы, и появился клуб медработников, который находится на этом месте до сих пор. Сегодня в доме медработников располагается национальный союз художников.
Фасад здания очень гармонично украшен лепниной, а также ажурными перилами балконов.
Оригинальные ворота с головами драконов ведут во двор дома. Правда, и такую красоту испортили вандалы…
В двором флигеле видим старинную, потрепанную от времени дверь.
Дворик дома имеет вид «не первой свежести», однако это ни чуть его не портит, а наоборот, придает особого шарма…
Возможно, неблагоприятный вид здания возмещают цветочные вазоны, расположенные во всех уголках старинного дворика.
По соседству расположился 22-й дом Дистуни, построенный по проекту Ф.Боффо в 1831 году.
Однако в 1880-м году здание подверглось серьезной реконструкции: был пристроен эркер и мансардный этаж – за работами следил архитектор Д.Мазиров.
Неожиданно в этом доме одновременно ужились трактир и ресторан – от разных владельцев, разумеется.
В другое время во дворе этого здания работали прачечная и белошвейная мастерская. Портной мужской одежды Каппер обшивал всех способных заплатить за хороший костюм.
Сквозной дворик этого дома очень скромный, построенный по принципу питерских дворов-колодцев.
Детали, расположенные на фасаде здания в виде скульптур и лепнины имеют очень респектабельный вид. Вот только парадные ворота выглядят очень непривлекательно и портят всю конечную картину о доме из-за нелепых граффити… Что они вообще означают?
На углу улицы Ришельевской расположен 24-й дом. Это здание построил Ф.Гонсировский в 1870-х годах. Всегда, как и сегодня, это был жилой дом, где жили и живут вполне себе счастливые одесситы.
Однако в наши дни весь первый этаж здания арендует магазин женской одежды с экзотическим названием «Mango».
Взглянем на последний дом, расположенный в этом квартале. А именно, на особняк №19, который занимает угол ул.Ришельевской.
Сие здание было возведено в 1912 году по проекту архитекторов Минкукса и Домбровского для азовско-донского банка.
Но уже в конце ХIХ века этим участком владел одесский городской голова Григорий Маразли.
Стоит отметить, что на рубеже веков в этом доме размещались фабрика и магазин хирургических, оптических и электротехнических инструментов Ф.Карлсона (не путать фамилию с персонажем детской книжки!).
Однако сие красивое здание стоит на месте другого, не менее красивого, выстроенного архитектором Торичелли в 1835 году.
Здесь нам открывается невероятно красивый вид на улицу Ришельевскую. В конце магистрали, как свет в конце тоннеля, восстает знаменитый одесский театр оперы и балета.
Сегодня на этом все, друзья!
Вскоре мы вновь отправимся в историю и в настоящее этой чудесной улицы, имя которой — Греческая. Ну, а пока… — пока! И до новых встреч!
По Греческой гуляла Дарья Готье