В Одессе настоятельница Свято–Архангело–Михайловского женского монастыря отметила День Ангела

0

11 августа День Ангела отметила настоятельница Свято – Архангело – Михайловского женского монастыря Игумения Серафима. (Имя Серафима – это женский вариант мужского имени Серафим. Оно образовано от позднелатинского имени Seraphinus, происходящего от древнееврейского названия шестикрылых ангелов серафимов. Имя Серафима означает «огненная»).  В монастырь Серафима пришла в 17-летнем возрасте, после благословения на служение старцев Свято-Успенской Почаевской лавры. В 1995 г. стала настоятельницей Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря. Основала единственный в Украине музей — «Христианская Одесса». Игуменья Серафима — автор 15 книг (в основном по истории православия и духовной культуры Украины). Первая книга была посвящена Спасо-Преображенскому кафедральному собору, вышла в 1993 году. Своим главным трудом считает исследование истории Киево-Печерской лавры.

2

Монастырь живёт сегодня совершенно самостоятельной жизнью, это естественно, но, наверняка связан и с городской средой. Ведь даже находится в центре города.  Какие  совместные проекты удалось реализовать с начала этого года, хотя 7 месяцев не такой уж и большой срок?

В первую очередь  в наших стенах действует Городская муниципальная художественная галерея. Много лет уже, с тех пор, как их выдворили из здания, которое находилось напротив Дома учёных, мы все помним это здание, где находилось и управление культуры и эта галерея «Мост». Затем помещение было продано. А галерея была выброшена на улицу. Никто её не смог принять, кроме Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря. И теперь в выставочном зале Дома милосердия мы проводим с ними очень много совместных выставок, участвуем в больших культурных проектах. К примеру, у  нас вместе с Грузинским консульством и  Департаментом культуры и туризма горсовета была проведена великолепная выставка, посвящённая творчеству Нико Пиросмани. Это было очень серьёзное культурное совместное мероприятие. Мы работаем с Генеральными консульствами разных стран. В своих стенах мы размещаем выставки, вернисажи,  другие творческие акции, которые  открывают перед нами новые горизонты, посвящённые связям городов – побратимов Одессы. И для нас это очень важно. Люди любят нашу галерею, приходят к нам в монастырь. У нас существует такое сотворчество и с Союзом художников и другими творческими союзами также задействованы в этом очень большом и важном деле. Мы работаем с общественными организациями, с Областным советом мира. Сейчас через общественный бюджет  был выигран проект по обустройству в Одессе Сквера мира, напротив Приморской райадминистрации. Там сейчас впервые за многие десятилетия вкладываются немалые средства в благоустройство. Там есть памятник в виде земного шара. Уже договорились, что в сентябре будем открывать новый сквер, посвящённый миру. Одесса всегда была городом, где уживались различные национальности, где мирно сосуществовали люди различных национальностей и культур. И мы хотим продолжать эту традицию здесь. Для этого мы сотрудничаем с общественными организациями  с городской властью, мэром. Мы  планируем сделать ещё очень много в этом плане.

1

Всегда волновал такой вопрос: Серафима, серафимы (  ред.: огненное небесное войско ), — это огненная стихия. А ведь вера, служение в монастыре – это  обучение смирению. Как же это сочетается?

Да. Смирение устремляется вниз, взгляд устремлён вниз. Смирение, действительно, связывает крылья для полёта, но крылья-то как раз связанные с земным, чем-то меркантильным, чем-то не нужным. И вот как раз, когда мы больше уделяем внимания  не духовному, когда мы своё плотское  Я, себялюбие, эгоизм, стремление к обогащению, к мирским благам, связываем ради  Господа, то освобождается наш дух, как некая мощная ракета, которая теперь имеет возможность устремляться ввысь. И вот тогда дух поднимается на новые высоты. Вот тогда-то и панорама увеличивается, и обзор куда шире становится.  И начинаешь видеть то, чего не видел раньше, постигаешь те глубины, которые тебе доселе были неизвестны  и неподвластны. И я бы сказала, что  это действительно очень важно. Поменьше Я, поменьше плоти, побольше духа и Бога.

Матушка, кто сегодня стучится в монастырь, кто хочет укрыться в обители, отречься от прежней жизни, познать истину, служить Богу… Средний портрет таких людей каков?

Как видите у нас много молодых сестёр. Как правило, это высокообразованные, интеллигентные девочки, которые хотят  служить Богу в этом жестоком и, я бы даже сказала,  забывающем Господа мире. Вот такие души высокие есть. Они разочаровываются в мирской жизни, которая требует от них полной самоотдачи, но ничего не предоставляя взамен. Мирская жизнь полностью поглощает сегодня человека, но даёт ему чрезвычайно мало.  И вот такие души, которые как раз не предназначены   для мелководья  и приходят в монастырь. Это  уход от жизни, ломающей людей. Но у них хватает силы духа уйти в тихие обители и пристанища мира, гармонии, божественной красоты.

3

Как Вы их принимаете, что  им говорите? Ведь в миру остаётся очень много соблазнов? Остались родные. Если они передумают, что их ждёт? Божья кара?

Во-первых, никто никакими карами здесь никого е пугает. Наши ворота открыты. Можно зайти, можно выйти. Два шага — и ты на Дерибасовской,  ещё несколько шагов – и ты уже у моря, на песочке. Наш монастырь находится в самой гуще, в самом центре города. Это и хорошо, и плохо. Плохо, потому что соблазнов очень много. Шагни вперёд и ты, действительно, абсолютно свободен. Там музыка, там дискотеки, молодые ребята, где, казалось бы всё. Но за всё нужно платить. Иногда очень дорогой платой. Поэтому никого не свяжешь, никого не заставишь. Люди приходят добровольно и также уходят. Никто их не держит. Но, как правило, почти все возвращаются.

И Вы их принимаете?

Безусловно, они же не ко мне приходят, и не меня покидают. Они приходят к Богу.  Кто я такая, чтобы их не принимать?

Матушка, как сегодня. Вообще, можно управлять такой махиной, как монастырь? Я имею в виду под словом махина – духовное пристанище. Потому что, вопрос ведь не в административной единице, принадлежности к какому-то району. Как можно управлять людьми при помощи самого, наверное, сокровенного, духовного начала?

Каждая душа – это космос. Как  управлять человеком? Можно управлять машинами, коллективом, где каждый – единица производственная. А в совокупности – это коллектив.  Но как управлять человеческой душой?  Нельзя этого делать.  Я никогда не стремлюсь  глубоко проникнуть в тайну  человеческой души – это не моё дело. Мы знаем, мы верим, что игуменьей, настоятельницей нашего монастыря является Пресвятая Богородица. У нас есть прекрасный образ Игуменьи Богородицы, которая изображена в монашеской мантии с посохом. Мы кланяемся этому образу, просим благословения Пречистой Игуменьи и чудесным образом она нам помогает.  Когда я вижу, что душа пришедшего в монастырь в смятении,  человек не может найти себя, я  просто за него молюсь. Никоим образом не вторгаясь в эту глубочайшую тайну человеческого микро и макро мира.  И  знаете, любовь и молитва могут творить чудеса. Человек видит во мне любовь. Я люблю каждую сестру, учу всё прощать, делать всё для духовного роста. Именно это главное, думаю, что это фермент, который всё скрепляет, — это любовь во Христе. Иначе не получается.

4

Многие думают: я приду в монастырь, подойду к Матушке Серафиме, скажу, что хочу уйти  от всего в обитель….И тогда пройдёт моя депрессия. Решатся сами собой все проблемы, всё будет потом совершенно иначе. Это так?

Если сюда приходят только для того, чтобы спрятаться от проблем, вылечить депрессию, решить какие-то важные вопросы, это происходит временно. И, конечно же,  мы всем помогаем. Есть те, кто остаются, а есть те, кто, получив огромное облегчение и помощь,  идут обратно в свои семьи. И, Слава Богу. Есть те, кто не в силах определиться. Они остаются в поисках. Путь у этого человека более длинный, значит его дистанция такова.  Все это только в Божьей власти, мы оставляем это на попечении провидения и молимся.  У нас были случаи, когда сюда приходили лечиться люди от алкоголизма в тяжёлой стадии.  Мы все молились за этого человека. Он очень страдал, но сорвался, не смог побороть эту немощь…Бог его забрал в одночасье, у него была очень лёгкая и неожиданная смерть. Я видела его искреннее и огромное желание побороть болезнь, но и очевидно было его абсолютное неумение проявить твёрдость духа.  У него было огромное раскаяние, но он не смог освободиться от власти зелёного змия. Я не дерзаю проникнуть в глубины  промысла Божьего каждого человека, но в данном случаи, такой уход был для него, очевидно, спасением. Были и другие случаи, когда оставались и, когда уходили. Я успевала полюбить каждого всей душой. Но повторю, что приходили они не ко мне, а  к Богу. Очень многие находили здесь свою радость  и свой смысл жизни. Они обретали гармонию, покой и радость. Это главное.

Беседовала Ольга Шубина

Больше новостей на нашем телеграм-канале: https://t.me/volnorezodessa