С 1 апреля вступил в силу Закон 922-VIII о публичных закупках, который предписывает переход на систему электронных закупок с 1 апреля 2016 года всех центральных органов исполнительной власти и заказчиков, осуществляющих деятельность в отдельных сферах хозяйствования, а с 1 августа 2016 года – всех заказчиков.
О новшествах и о том, как Ильичевский порт работает в условиях апробации новой системы PROZORRO, мы поговорили с заместителем начальника Службы материально-технического обеспечения и закупок (СМТО и З) Олег Трайдакало.
— Олег Игоревич, Законом предусматривается обязательное проведение закупочных процедур через электронную систему. Как это осуществляется на практике.
Надо отметить, что в системе PROZORRO объединены два закона о закупках — Закон об осуществлении государственных закупок и Закон об особенностях осуществления закупок в отдельных сферах хозяйственной деятельности. Ими предусмотрено осуществление госзакупок с применением следующих процедур регулирования: открытые торги, конкурентный диалог, и переговорная процедура а также возможность осуществлять допороговые закупки с помощью электронной площадки. Также предусматривается возможность образования централизованных закупочных организаций (ЦЗО), которыми являются юридические лица, которые определяются Кабинетом Министров Украины, органами местного самоуправления, заказчиками, ответственными за организацию и проведение процедур закупок и закупок по рамочным соглашениям в интересах заказчиков. Законом предусматривается обязательность проведения закупочных процедур через электронную систему. В Законе «О публичных закупках четко прописаны процедуры по которым проходят электронные торги, которые осуществляются посредством Интернета через электронную площадку (это не биржевые торги). Эта система предназначена для проведения электронных торгов и электронных аукционов (электронные допороговые закупки) по товарным группам удаленными пользователями в реальном времени по интернет каналам связи. Термин «государственная закупка» ушел в небытие, уступив дорогу новому — «публичная закупка». Новые правила ведения торгов дают возможность покупателю приобрести товары по оптимальным ценам, причем в кратчайшие сроки. Электронные закупки позволяют экономить существенные средства при приобретении товаров и услуг.
В Законе, предусматривается:
— обязательность проведения закупочных процедур через электронную систему (ЭСЗ);
— введение электронного аукциона, который предусматривает автоматическую оценку тендерных предложений.
— Вы уже имеете определенный опыт работы по новой системе. Какие преимущества получит предприятие от внедрения ЭСЗ?
— Прежде всего, — это экономия времени и ресурсов. Электронная площадка — система предусматривает проведение открытых торгов на основе публичности и доступности и конкурентный диалог. Все закупки проходят на основе открытого и прозрачного конкурса, предложения и документации конкурсных торгов, мы незамедлительно получаем оперативную информацию от организаторов аукционов. Еще одно преимущество — неограниченный круг участников и доступность информации. Исключено, ранее обязательное, подтверждение финансовой состоятельности (балансы, отчеты) предприятия. Квалификацию проводим только на соответствии материально-технической базы и квалификации сотрудников (необходимый опыт, образование, допуск к работам повышенной опасности). Кроме того, система исключает бумажный документооборот. Все действия осуществляются быстро и удобно- в электронной форме. Система в автоматическом режиме выставляет и контролирует сроки поставки ТМЦ. Также, отменен залог, обеспечением гарантии при новой системе является банковская гарантия без залога. Электронная площадка исключает коррупционные проявления в сфере закупок, так как переговорная процедура отходит на второй план.
— Олег Игоревич, насколько готовы предприятия и организации к переходу на новую систему закупок?
— Что касается нашего предприятия, то ко вступлению в действие нового закона мы готовы во всеоружии. Не только готовы — у нас уже есть первые наработки. Можно с уверенностью констатировать, что сроки, отведенные на заключение договоров, сократились в полтора раза — до 20 дней. Это позволяет нашему предприятию максимально эффективно закупать товары и услуги. В ГП ИМТП уже накоплен определенный опыт проведения аукционов. Только в марте текущего года мы приняли участие более чем в 20 аукционах по закупкам. Изначально ориентировочная стоимость закупок составляла 450 тыс. грн. Окончательная сумма закупок по окончании аукционов – на 300 тыс.грн., то есть на треть меньше. Даже, если учесть, что такой показатель нельзя назвать чистой экономией, так как на момент заключения договора участник может отказаться от заключения договора, но в 80% таких случаев, договора заключаются. Если договор по каким-то причинам отменяется — заключаем новый. Но такие ситуации встречаются крайне редко.
Ассортимент товаров и услуг, закупаемых ИМТП, носит сезонный характер. С наступлением весны изменилась конъюнктура рынка. Сейчас мы закупаем лакокрасочную продукцию, горюче-смазочные материалы, песок, асфальт, щебень, запчасти для судов, транспорта, погрузочной техники и механизмов, подшипники, шины и продукты питания, в том числе сезонные овощи, фрукты. По мере поступления заявок.
— Стоило ли ломать старую систему?
— Необходимость перехода на новую систему продиктовало время. Ведь, отстает тот, кто не умеет или не хочет идти в ногу с научно-техническим прогрессом. Наше предприятие — передовое в своей отрасли, можно сказать — ее лицо. Поэтому, на ИМТП опережающими темпами внедряются все передовые технологии. Руководство порта делает все для роста экономического потенциала порта, обновления его материально-технической базы и поддержания имиджа порта, внедрение передовых технологий находится на особом контроле руководства. Как говорится, «рука всегда на пульсе». Мы только начали работать по новой системе и уже имеем первые плоды. Уже в апреле сможем рассказать много интересного из накопленного опыта закупок по новым правилам. Мы же, со своей стороны, надеемся, что переход на электронную систему закупок принесет предприятию немалые дивиденды.