Украинская «Мечта» состоит из санкционных российских запчастей?

0

На днях отдел образования Кодымской райгосадминистрации в Одесской области провел тендер на закупку школьного автобуса стоимостью 1600000 гривен. Свои предложения зарегистрировали всего два участника – ООО «АК «ИНТЕР АВТО-ТРЕЙДИНГ» и ООО «РАДИАЛ-Украина». Первое предприятие избрано победителем, однако интересны оба общества. Ведь и то, и другое фигурируют в многочисленных судебных разбирательствах по поводу продажи автобусов, незаконно ввезенных на территорию Украины из Российской Федерации и переоборудованных уже в Украине. Аналитики Офиса регионального развития расскажут о том, что известно о транспортную схему, учитывая, что реформа образования набирает обороты, и общины остро нуждаются школьных автобусов.

«Братские» поставки

По данным проекта «Наши Деньги», компания «РАДИАЛ-Украина» за последние два года оказалась в центре сразу нескольких автобусных скандалов, и, как следствие, нескольких уголовных производств. Так, Нацполиция Сумской области в 2017 году открыла уголовное производство по факту преступного сговора между ООО «РАДИАЛ-Украина» и областным департаментом образования при закупке школьных автобусов. В материалах отмечается, что автобусы были приобретены у российского Павловского завода (ООО «Русские автобусы Группа ГАЗ»).

Также, прокуратура Луганской области в 2017 году установила, что Попаснянская райгосадминистрация Луганщины приобрела в ООО «РАДИАЛ-Украина» два российских (по версии следствия) школьных автобуса по завышенным ценам, чем нанесла материальный ущерб государству.

Опять же, в прошлом году «РАДИАЛ-Украина» планировала продать те же автобусы Закарпатскому областному эколого-натуралистическому центру учащейся молодежи. Однако после выяснения подробностей происхождения транспортных средств и общественного резонанса, заказчик отменил победу общества. Впрочем, победитель в судебном порядке хотел обжаловать решение, но безрезультатно. Суд тогда установил, что якобы украинские автобусы «Мечта» – это замаскированный «ПАЗ» российского производства. Шел четвертый год российской военной агрессии на Востоке Украины… В постановлении, в частности, значилось следующее: «Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что решение №3853-р/пк-ПО от 14.06.2017 является обоснованным, поскольку автобус АС Р-4234 «Мечта» является переоборудованным автобусом «ПАЗ-4234», производства ООО «Павловский автобусный завод», который включен в перечень физических и юридических лиц, к которым применяются ограничительные меры (санкции) введенные в действие Указом Президента Украины от 15.05 .2017 №133/2017».

MECHTA_1

Похожие недоразумения с закупками автобусов сложились и в Киевской и Житомирской областях. В последнем случае два пассажирских автобуса закупались для ОАО «Объединенная горно-химическая компания», и решение тендерного комитета было признано недействительным именно из-за «русского следа». Кстати, владельцем «Радиал» является ООО «Гармония» харьковчанина Владислава Куликова (он же и конечный бенефициар транспортного предприятия). По местонахождению «Гармонии» (г.Киев, пер.Балтийский,20) значится еще одно предприятие – ООО «Группа компаний «АИС». Оно, по информации проекта «Наши Деньги», аффилировано к экс-регионалу, а ныне нардепу от «Возрождение» Дмитрию Святашу, и еще одному бывшему члену Партии регионов – Василию Полякову.

Неэтичные рассуждения

По закону, не допустить к торгам компанию, в которой в документах не указывается, что она предлагает санкционный товар, — невозможно. Право на участие имеют все, даже лица-нерезиденты. Педагоги ведь не должны проверять, откуда на украинском предприятии та или иная деталь. Единственное, чем помогло Минобразования в этой ситуации – еще в 2016 году, когда волонтеры впервые по этому поводу публично высказались, порекомендовало заказчикам отдавать предпочтение отечественному производителю. Поэтому этические соображения, которыми так озабочены журналисты и активисты, можно оставить для дискуссий, а именно:

— Как, несмотря на санкции (Павловский автозавод внесен в список юридических лиц, к которым применяются санкции, введенные СНБО в апреле 2017 года), на 95% готовые пассажирские автобусы завозятся из России в Украину?

— Как уже здесь они становятся «Украинскими» школьными автобусами (как выяснилось, в этом им помогает ООО «Производственное объединение «Авто-Холдинг»)?

— Как можно во время войны тратить миллионные средства налогоплательщиков из украинских бюджетов на автобусы российской компании, которая входит в состав холдинга, связанного с оборонной промышленностью РФ?

Отметим, что на сайте «Радиал» нет ни одного упоминания о российских комплектующих автобусов. Зато среди поставщиков – Европа (Италия, Дания, Франция, Германия), Китай и США. В то время, как на сайте «Авто-Холдинг» вы не найдете упоминания о школьных или хотя бы пассажирских автобусах, а только о самих грузовых автомобилях. Правда, на нескольких фотографиях автобусы все же «засветились», поэтому компания точно имеет к ним отношение.

MECHTA_2

А что же с победителем?

Вернемся к победителю тендера, где заказчиком был отдел образования Кодымской райгосадминистрации. ООО «АК «ИНТЕР АВТО-ТРЕЙДИНГ» в этом году уже побеждал в тендере в Ивано-Франковской области на закупку 17-ти школьных автобусов более чем за 31 млн. гривен. Собственно, общество было создано в 2017 году, и только в этом году начало активно участвовать в публичных закупках. Участник успел посоревноваться более чем в трех десятках тендеров, и довольно часто его участие сопровождалась жалобами. Например, в одной из закупок общество предоставило гарантийное письмо от своего почти полного тезки – ООО «ИНТЕР АВТО-ТРЕЙДИНГ». Владельцами предприятия оказались супруги Скворцовы: Анна Игоревна и Андрей Михайлович. Всего в ООО «АК «ИНТЕР АВТО-ТРЕЙДИНГ» на 13 заключенных контрактов приходится 9 дисквалификаций за несоответствие предложения тендерной документации, например – окончания срока действия сертификата типа колесного транспортного средства.

Согласно положениям соглашения, которое заключило предприятие с Кодымским отделом образования, местных школьников будут возить на печально известной «Мечте» АС-Р 4243. Кстати, по соглашению сторон срок поставки транспортного средства был продлен. По предварительному соглашению, автобус должны были поставить до 31 июля, а по новой – до 31 декабря 2018 года. Поэтому дети вряд ли в этом году смогут добираться до школы новым автобусом.

MECHTA_3

Отметим, что автобус «Мечта» — это не безальтернативный вариант школьного автобуса в Украине. Как минимум есть еще Эталоны, которые часто фигурируют в аналогичных тендерах. Хотя, откровенно говоря, они далеко не являются тем средством передвижения о котором можно мечтать и на котором хотелось бы возить украинских школьников. Их, кстати, также поставляет и «ИНТЕР АВТО-ТРЕЙДИНГ». В самом же предприятии вообще не видят проблемы по автобусам из российских комплектующих в «Мечте». Журналисту Офиса регионального развития здесь ответили, что занимаются продажей сертифицированной в Украине продукции, которая соответствует государственным стандартам. А именно о «Мечте» отметили, что в прошлом году львовский орган сертификации долго и скрупулезно проверял транспортное средство и харьковское предприятие, где его собирают. В результате сертификат на «Мечту» был издан, и участие в тендерах с таким предложением никак не нарушает законодательство Украины.

Однако такая позиция явно противоречит результатам досудебного расследования (Дело № 428/4550/18, Уголовное производство № 1-кс/428/2317/2018) по поводу тендеров на закупку школьных автобусов в Луганской области. Педагогов обвинили в том, что они «совершили незаконную закупку 16-ти автобусов ПАЗ4234-04 экологического стандарта Евро-4, которые произведены в Российской Федерации и незаконно ввезенные на таможенную территорию Украины и легализованы в период 2016 года на общую сумму 21 млн. 259 тыс. гривен следующими предприятиями:

— ООО «Радиал-Украина» (участник Кодымского тендера)

— ООО «Интер Авто-Трейдинг» («тезка» победителя Кодымского тендера)

— ООО «ПО «Авто-Холдинг» (предприятие, переоборудует российские пазы на украинском «Мечты»)

— ООО «Автомобильная компания «Укравтоторг»

— ООО «Автоинвестстрой-Брок»

— ГП «УкрЦВСЗПП»

— ОАО «Запорожский автомобилестроительный завод»

— ООО «Автостиль Киев»

Первая тройка предприятий нам уже знакома.

К сожалению, выяснить, будет ли в Кодыму поставлен именно российский ПАЗ, переделанный под украинские стандарты и названный «Мечтой», нам не удалось, тем более, что срок поставки большой и договора еще могут измениться. Однако поставщики имеют право публично высказаться по этому поводу: подтвердив, что автобус «Мечта» АС-Р 4243 имеет российское происхождение, или опровергнув такое утверждение, предоставив информацию о производителе основных составляющих транспортного средства.

Больше новостей на нашем телеграм-канале: https://t.me/volnorezodessa