Одесситам рассказали о тотальной коррупции

0

Борис Бабин, Исполнительный секретарь Украинского независимого Морского профсоюза Борис Бабин провел 13 марта брифинг на тему: «Трудоустройство украинских моряков: тотальная коррупция в условиях оккупации и борьбы за полномочия».

Тема очень актуальна для города и региона. Более 80 тыс человек в стане трудоустроены на судах под различными иностранными флагами.

Boris-Babin

Доходы моряка в современном мире достаточно высоки, особенно в Украине. Моряки – это экспортный товар, ценимый на мировом рынке. Они представляют собой золотую середина по соотношению цена/качество. Украинцы уверенно претендуют на нишу комсостава и, частично, рядового. Есть тенденция востребованности украинского комсостава и част рядового.

Зарплаты в сфере стартуют от 1 тыс долларов для рядового состава, и нескольких тысяч для командного. Не имея возможности устроиться на берегу в условиях кризиса, люди готовы идти на многое, в том числе и на нарушение закона, чтобы устроиться на судно. Среди таких желающих много людей неквалифицированных, без морского образования и опыта.

Трудовые отношения в морской сфере регулирует международная базовая конвенция о труде моряков, которая предусматривает жесткие требования к судовладельцам и службам найма. Украина к ней не присоединилась, но владельцы судов, как правило, ее одобрили. Украина же не проявила достаточного желания по приведению законодательства к этим международным стандартам, и украинские моряки попали в неконвенционную ситуацию, когда им постоянно приходится доказывать свою квалификацию и права.

Украина – первая в мире страна по работающему на судах командному составу, входим в десятку по рядовому. В Украине 20 профсоюзов моряков и 900 компаний по найму. Из-за большого числа компаний тяжело бороться с коррупцией.

Международные стандарты запрещают посредникам брать деньги моряков за трудоустройстово. Половина компаний по найму существуют только на бумаге. По международным стандартам работает только около 20. Остальное – крюинги, которым платят моряки. Причем порой эти компании часть этих денег еще и передают судовладельству. Что выглядит совсем возмутительно с позиции международных стандартов трудоустройства.

Разговоры о том, что надо соответствовать международным стандартам, ведутся давно. Но пока наши власти даже не определились, кто отвечает за трудоустройство моряков – Минсоцполитики, или Мининфраструктуры. Трудоустройство моряков на суда – деятельность лицензионная. Выдача лицензий сопряжена с проблемой контроля, который фактически не ведется. Крюинговые компании делают что хотят. Есть компании, работающие вообще без лицензии. Их жертвами, как правило, становятся лица без квалификации и знания языка. Органы прокуратуры и завалены заявлениями от обманутых моряков, но за последние годы ни одного недобросовестного посредника не привлекли к ответственности.

Верховная Рада проголосовала за закон о лицензировании. Сначала трудоустройство за рубежем исключили из списка лицензионных видов деятельности, потом они вновь появились. По международным стандартам лицензирование должно быть. Но вот введение других международных стандартов, связанных с оформлением трудовых отношений моряков, невыгодно компаниям.  Если не присоединимся к конвенции, мы можем потерять рынок вообще.

Минсоцполитики и Мининфраструктуры пока сами находятся в процессе реформирования, и им не до проблем моряков.

Наихудшие условия для моряков на судах под украинским флагом. Коллективные договора на них не регистрируются в установленном порядке. Речь идет о десятках судов. Из положительных моментов можно отметить, что Минсоцполитики менее коррумпировано стало относиться к вопросам лицензирования и страна наконец то выразила намерение присоединиться к международной конвенции о труде в морском судоходстве.

Большие проблемы сейчас у крымских моряков. Их дипломы не признаются теперь даже Россией. Люди остаются без работы, но в условиях войны никого эти проблемы не волнуют.

Пятнадцать судов Госрыбагентсва Украины зарегистрированы в Крыму, на них перестали брать моряков из Украины, но эта организация закрывает на это глаза.

Хотелось бы, чтобы больше внимания от власти уделялось вопросам защиты прав моряков на глобальном рынке труда, и прав моряков с оккупированных территорий.

Часто моряков используют для отжимов судов, если есть проблемы с зарплатой. Если вам не платят денег – немедленно прекращайте контракт и возвращайтесь. И не стоит связываться с людьми, которые обещают для вас выбить деньги из судовладельцев. Своей зарплаты вы так и не получите, зато будете замешаны в грязную историю.

Есть и такие случаи, когда семьи выталкивают моряков на заработки и дома они им не нужны. Отсюда многие попадают в острые ситуации. В портах стоят десятки судов, брошенных владельцами, и на них есть украинские моряки.

Что касается слухов о том, что моряков не выпускают за пределы страны из-за того, что в ней проходит мобилизация, это все неправда. Пограничная служба не требует никаких справок и разрешения военкоматов. Граждане покидают Украину на тех же условиях, что и раньше.

А вот у работников портовой сферы из-за этого действительно могут быть сложности. Зачастую повестки приносят прямо на предприятие. Коллизия тут в том, что порты считаются предприятиями стратегического значении и их сотрудники имеют «бронь». Но для этого руководство предприятий должно было заранее отправлять такие списки в военкоматы. Потому что составлять такой список после объявления мобилизации по закону нельзя.

Получить повестку у моряков очень большие шансы, потому что все выпускники морских вузов являются офицерами запаса, и их призывают в первую очередь.

Пограничная служба Украины не проверяет людей, на воинском учете , подлежат ли мобилизации . это дезинформация. Все, закончившие морские вузы – это офицеры запаса. И они подлежат первым делом мобилизации. Зная, что моряки люди обеспеченные

Проблема встала  на предприятиях портовой сферы. Куда стали приходить списки. Руководители должны были составить списки тех, кто не подлежит мобилизации. После начала мобилизации такие списки нельзя составлять.

Международные стандарты запрещают ведение черных списков моряков. Это список лиц, которые по тем или иным причинам не подходят работодателям. По закону такие списки запрещены, но они все же существуют. Туда попадают, как правило, воры, пьяницы и наркоманы. Случаев необъективного занесения в списки крупных судовладельцев очень мало. Часто судоходные компании обмениваются такими списками между собой и составляют общие. Чаще всего моряк в таких ситуациях действительно не прав. Чтобы выбраться из списков, они меняют фамилии и документы.

Источник

Больше новостей на нашем телеграм-канале: https://t.me/volnorezodessa