Что стоит за процессом, который уже третий учебный год оказывается единственной возможностью продолжать обучение школьников и студентов, как в Одесской области, так и в Украине в целом? Каковы ожидания и перспективы? Что думают об этом учителя, ученики, учёные, чиновники, родители? Постараемся рассказать в дальнейших публикациях.

Сразу отметим, что в условиях мировой пандемии, которая обрушилась на весь мир ранней весной 2020 года метод удалённого образования сыграл весьма положительную роль. Школьники и студенты продолжили образование, завершили учебный год, выпускники получили аттестаты и дипломы. Как мы помним, в Украине уже с 16 марта впервые был введён жёсткий локдаун.

Улицы опустели, люди смотрели сквозь глазницы окон домов на владельцев собак, гулявших с питомцами, с нескрываемой завистью, общественный транспорт замер. За продуктами и в аптеки – короткими перебежками, без толчеи, только в масках.

Дети, маленькие и большие, студенты и школьники остались дома, с родителями.

Чтобы как-то компенсировать «прогулы» занятий, в школах и вузах ввели удалённое обучение, благо средств связи нынче много, компьютерных программ, тем паче. И, как-то само собой подразумевалось, что абсолютно у всех есть компьютеры и свободный доступ к ним. Так ли это на самом деле в нашей реальности?

Городские жители, конечно, имеют куда больше возможности для приобретения компьютерной техники для детей. Но, далеко не каждая семья сейчас может позволить купить ребёнку личный ноутбук, а это значит, что один семейный компьютер он должен делить со взрослыми. К тому же, если детей двое и более, то, невзирая на возраст, школьные занятия проходят в одно и то же время. Ну, и кто же тогда первым сядет за компьютер?

А что делать жителям отдалённых районов области, где зачастую с интернетом большие проблемы? Его или нет, или, как, к примеру, в Болградском районе, жители многих сёл жалуются на то, что с целью «поймать» интернет им приходиться взбираться на возвышенность. Тут и наличие гаджета не в помощь. В северных, традиционно называемых, депрессивными районах, та же история. И далеко не в каждом доме есть компьютер, даже устаревшей модели (Вспомним, что в тарификационной сетке зарплаты сельских тружеников на самом последнем месте).

Кроме того, трудности начались и в самом процессе обучения. К примеру, с адаптацией к онлайн-формату. Если в обычном классе от учащихся ожидается пассивная прослушка, то виртуальные дискуссии, работа с личным кабинетом и материалами в разных мультимедийных форматах требуют действий. Ученикам, даже «компьютерным детям», бывает трудно адаптироваться к подобным переменам.

И родителям, прежде всего, было сложно мониторить новые технологии, новинки в школьной программе. Более успешно справились семьи, которые были готовы. Своевременно инвестировали в медийную грамотность, занимались с ребёнком. И те дети, которые более самостоятельны и мотивированы, наверное, более успешно пережили этот локдаун, отголоски которого мы ещё долго будем слышать, тем более, что это всё ещё продолжается.

Тут ещё добавляется низкая компьютерная грамотность некоторых преподавателей. А технологические навыки являются обязательными для успешного прохождения дистанционного обучения. Многие до сих пор не умеют работать с персональным компьютером и стандартными офисными приложениями типа MS Word или Excel, а также программами для видеоуроков вроде Zoom. Ну, ещё фактор самодисциплины, так, чтобы работа шла в отсутствии родителей, а не из-под палки. О технических неполадках упоминалось выше.

Но, пожалуй, особняком среди проблем онлайновских методов учёбы стоит появившийся «эмоциональный голод».

«Дистационка только с одной стороны, технической, улучшила коммуникации. А все остальные человеческие моменты жизни, — свела на нет, — считает Генеральный директор Одесской национальной научной библиотеки Ирина Бирюкова. — Через личные компьютеры можно вступать в диалог, но не услышать интонацию или понять подлинное настроение и отношение человека, не увидеть его глаз. Сколько сегодня средств коммуникации, а как упало доверие друг к другу, насколько люди оказались одинокими в сети. Отсюда падение социального капитала, доверия в обществе. Такая разобщённость влияет негативно. Любое же мероприятие, да и встреча, проведённые в живую, доставляют несравненно большее удовольствие, дают ощущение полноценности жизни. И эмоционально обогащают», — рассказала Ирина Александровна.

По её словам, первым посетителем, который пришёл в библиотеку после локдауна стал 60-ти летний читатель, которому просто понадобился интернет. А знаменитый читальный зал библиотеки уже давно работает, как коворкинг. Большинство приходит со своей техникой, им нужно место, где они могли бы сосредоточиться, но в тоже самое время и увидеться друг с другом.

Одним словом, диджитализация, безусловно, — в помощь, но никогда не заменит живое общение. Как и  «удалёнка», скорее всего, не сможет дать полноценное образование. По крайне мере, не сейчас. И, как выясняется, пандемия в этом вопросе не главный козырь.

Ольга Шубина

Больше новостей на нашем телеграм-канале: https://t.me/volnorezodessa