СГНИ по ОКП в г.Одессе МГУ Миндоходов в ноябре текущего года провела очередной сеанс телефонной «горячей линии», посвященной правам и обязанностям налогоплательщиков и органов государственной фискальной службы при проведении проверок.
Предлагаем вашему вниманию наиболее интересные вопросы и ответы на них.
- Должен ли контролирующий орган сообщить субъекту хозяйствования о предстоящей документальной проверке?
В соответствии с п.77.4 статьи 77 НКУ не позднее, чем за 10 календарных дней до начала проведения документальной плановой проверки контролирующий орган должен вручить субъекту хозяйствования под расписку или прислать заказным письмом с уведомлением о вручении копию приказа о проведении проверки и письменное уведомление с указанием даты начала проведения проверки.
- Какие документы являются основанием для начала проведения проверки?
Должностные лица контролирующего органа имеют право приступить к проведению документальной выездной проверке, фактической проверке при наличии оснований для их проведения, определенных НКУ, и при условии предъявления таких документов:
— направления на проведение такой проверки (с указанием даты, названия контролирующего органа, реквизитов приказа, наименования и реквизитов субъекта или объекта, проверка которого проводится, цели, вида проверки (документальная плановая/внеплановая или фактическая), основания, дата начала и длительность проверки, должность и фамилия должностного (служебного) лица, которое будет проводить проверку.
Направление на проверку является действительным при наличии подписи руководителя контролирующего органа или его заместителя, которая скреплена печатью контролирующего органа;
-копии приказа о проведении проверки;
-служебного удостоверения лиц, которые указаны в направлении на проведение проверки.
- 3. Имеет ли право налогоплательщик отказаться от проведения проверки?
Налогоплательщик имеет право отказать в допуске к проведению проверки в случае, если должностные лица контролирующего органа не предъявили или не направили в случаях, определенных НКУ следующие документы: направление на проведение проверки; копию приказа о проведении проверки; служебные удостоверения лиц, которые указаны в направлении на проведение проверки.
При этом составляется акт, удостоверяющий факт такого отказа (ст. 81 НКУ).
- Какие проверки имеют право проводить контролирующие органы без предварительного уведомления?
Без предупреждения налогоплательщика контролирующие органы могут осуществлять фактические проверки в случае:
- проведения плательщиком налогов расчетных операций, и если по результатам проверок других налогоплательщиков выявлены факты, которые свидетельствуют о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства относительно производства и реализации подакцизных товаров,
- осуществления плательщиком налогов расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия патентов, лицензий и других документов, контроль за наличием которых возложен на контролирующие органы, и возникает необходимость проверки таких фактов (п.п. 80.1-80.2.6 п.80.1-80.2 ст. 80 НКУ).
- получения информации об использовании труда наемных лиц без надлежащего оформления трудовых отношений и выплаты работодателями доходов в виде заработной платы без уплаты налогов в бюджет, а также осуществление физическим лицом предпринимательской деятельности без государственной регистрации. (п. 80.2.7 п.80.2 ст. 80 НКУ)
- Какие документы имеют право требовать контролирующие органы во время проверки?
Контролирующие органы имеют право получать безвозмездно от налогоплательщиков всех форм собственности в порядке, определенном законодательством, справки, копии документов, заверенные подписью плательщика или его должностным лицом и скрепленные печатью (при наличии) о финансово-хозяйственной деятельности, полученных доходах, понесенных расходах и другую информацию, связанную с исчислением и уплатой налогов, сборов, платежей, свидетельствующих о соблюдении требований законодательства, а также финансовую и статистическую отчетность в порядке и на основаниях, определенных законом (п.п.20.1.2 п.20.1 ст.20 НКУ);
Контролирующие органы имеют право во время проведения проверок запрашивать и изучать первичные документы, которые используются в бухгалтерском учете, регистры, финансовую, статистическую и другую отчетность, связанную с исчислением и уплатой налогов, сборов, платежей, выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы ( п.п.20.1.6 п.20.1 ст.20).