Лица современности: три осенних аншлага в Одессе

0

ВОЛНОРЕЗ продолжает постоянную рубрику «Лица современности», где рассказывается, прежде всего, о деятелях культуры и искусства персонально в деталях. Однако, театр, возникший ещё в Древней Греции на заре развития человеческой цивилизации и тем периодом, который ныне исчисляют целыми эрами, всегда был искусством коллективным и, если уж совсем на современный лад, синтетическим. Помимо драматургии, музыки, многочисленных действующих лиц, театральная постановка – синтез психологического, неуловимого для постороннего взгляда содействия драматургов, режиссёров-постановщиков, музыкантов исполнителей и композиторов, художников, балетмейстеров, декораторов, мастеров грима и сцены и, конечно, актёров. О некоторых одесских премьерах этой осени – в нашем очерке.  

Конец сентября 2018-го выдался жаркой порой в культурной жизни Одессы. Сразу два фестиваля, которые оказались Четвёртыми Международными («Золотые скрипки Одессы» и Четвёртый международный литературный фестиваль), невольно отбирали друг у друга своими насыщенными и интересными программами зрителей, слушателей, всех, кто ждал эти события целый год и стремился везде успеть (очень надеюсь, что все почитатели высокого искусства осуществили свои планы и попали на все запланированные мероприятия).

При этом параллельно Одесса театральная продолжала радовать премьерами. Так, 29 и 30 сентября, после многолетнего перерыва на сцене Одесского Театра Юного Зрителя им. Ю.Олеши возобновили постановку «Маугли» по сборнику рассказов Редъярда Киплинга «Книга джунглей».

Юрий Чайка, главный режиссёр Одесского областного театра кукол, которого специально пригласили для постановки «Маугли» в ТЮЗ, так рассказал о появлении спектакля: «В этой ситуации мой ребёнок тоже сыграл большую роль. Я знал, просто видел и чувствовал, что у Софийки есть друг, воображаемый. И это волк. И вот как-то раз мне позвонили из ТЮЗа и предложили поставить спектакль. Я сразу воскликнул, «Маугли»? Видите, где-то там сошлись звёзды. А в жизни каждого большую роль играют люди, которые нас окружают, особенно наши самые близкие, родные и любимые. Они и в творчестве дают большой толчок».

Роль волчьей стаи, сумевшей вырастить человека, в спектакле знакова, доминирующа. Как рассказал композитор Николай Безуглов, музыкальная волчья тема – барабаны, разнообразие которых используется на протяжении всего спектакля. Конечно, духовые инструменты и современные синтезированные звуки, а ещё индийские и африканские мотивы, чьё влияние сказалось и на костюмах. «Мне режиссёр сразу поставил задачу, что весь спектакль должны звучать барабаны. И я стал проводить эту интонационную линию. Так, в одной из сцен волки буквально «отстукивают» слово «Маугли». Свои ритмы и темы имеют Багира, Удав, Кобра, Лев и другие», — рассказал композитор.

Maugli

И следует отметить, что практически на всём протяжении спектакля присутствует ритуальность образов и действий, что, очевидно, так созвучно духу индийских джунглей. Оттого-то, рассказала режиссёр по пластике Марина Замчевская, для которой «Маугли» стал первой крупной постановкой, «здесь движения не хореография, а пластика». Соединив Африку и Индию, создав афро-джаз в музыкальном, пластическом и драматическом исполнении новая постановка «Маугли», предназначенная для семейного просмотра, прошла, что называется «НА УРА!», поскольку на премьере не было свободных мест. А в восторге от воплощения сказки остались, как дети, так и взрослые.

А вечером того же субботнего дня, 29 сентября, ( ещё одна премьера была 6 октября) одесситы и гости города смогли побывать, кому конечно, посчастливилось достать билеты, на премьере спектакля «Лекарство от депрессии» по пьесе киевского драматурга 29 сентября Владимира Володарского. Звёздный актёрский состав и жанр пьесы, «комедия-мистификация», определили успех новой постановки задолго до премьеры. «Это должно быть интересно, должно прозвучать, — уверено говорила на репетиции директор Одесского академического драматического русского театра, а также режиссёр нового спектакля «Лекарство от депрессии» – Елена Пушкина. По её мнению, люди идут сегодня в театр уже за человеческими эмоциями, а не только для удивлений, когда ухо режиссёра «торчит из-за каждой кулисы с подспудным вопросом – ну, я вас удивил? Порадовал?».

Конечно, для театральных деятелей зрелище необходимо, но и судьбы, и человеческие лица – очень важны. Поэтому именно так режиссёр-постановщик и актёрский состав старались позиционировать этот спектакль. «Когда я прочитала пьесу, то была удивлена сложной структурой и очень человечной идей, — в последнее время так мало человечного, что хотелось обратиться к этой теме, чтобы каждый задумался, — рассказала Елена Пушкина. — Очень хотелось, чтобы каждый после спектакля позвонил родителям, близким, никогда бы не проходил мимо людей, попавших в затруднённые обстоятельства и, прежде всего, чем осудить кого-то, подумал бы как этот человек жил, в какое время и в каких условиях. Почему он оказался в трагических или комедийных ситуациях», — отметила режиссёр.

lekarstvo depressiya

Мистификация в спектакле – с первых минут, когда главная героиня, к сожалению, уже на закате жизни, проживает все лучшие и трагические минуты в разных ипостасях, никак не соглашаясь с тем, что всё в прошлом, особенно лучшее. Когда она оказывается комичной и одновременно надрывно трагически беспомощной, что блестяще передаёт исполнительница этой роли – актриса Ирина Токарчук.

«Лекарство от депрессии», по мнению Ирины Токарчук, — повествование о судьбе обычной женщины, чья жизнь пришлась на все перманентно сложные времена истории нашей страны. «Мы играем нормальных людей, таких миллионы, — рассказала актриса, — это может случиться с каждым, поэтому мы просто предлагаем, кто хочет душой вспомнить молодость, вообще подумать про свою жизнь, — приходите и в дальнейшем на этот спектакль. Мы поможем, мы с вами будем думать», – отметила актриса. Нужно ли говорить, что премьера прошла под овации зрителей!?

Ещё один аншлаг и пятнадцатиминутные овации заслужило исполнение сцен из оперы Джузеппе Верди «Трубадур» Национальным симфоническим оркестром под управлением народного артиста Украины Хобарта Эрла на сцене Одесской Филармонии.

Национальный Одесский филармонический оркестр под управлением американца Хобарта Эрла, ставшего уже легендой музыкальной жизни Одессы и Украины, не перестаёт удивлять и восхищать творческой активностью. На протяжении пяти последних лет коллектив создаёт прекрасные постановки — сцены из опер с хором, вокалистами, оркестром, чтецами, солистами-инструменталистами. Первой ласточкой был — «Пер Гюнт» по симфонической сюите Эдварда Грига. Затем последовали постановки полуоперных-полусимфонических пяти фрагментов оперы «Иоланта» Петра Чайковского, а впоследствии, — всего пятое исполнение в мире, пяти фрагментов оперы «Ундина» этого же автора. Состав классического филармонического оркестра — более 100 человек, но, как рассказал дирижёр-постановщик Хобарт Эрл, он «уменьшает, суживает пространство», дабы освободить место для выхода солистов, чтецов, хора. В «Трубадуре» в новой интерпретации хор пел и за кулисами и на сцене. Абсолютно волшебно звучали голоса солистов Национальной Оперы Украины, приглашённых специально для этой постановки Александры Цымбалюк, Людмилы Монастырской, Аллы Позняк, Сергея Полякова, Александра Алиева и других. «Это получился и мини-спектакль, — рассказал дирижёр Национального Одесского филармонического оркестра Хобарт Эрл. — Для меня — безумная радость создавать подобные постановки. Я дирижировал и раннего Верди «Набуко» и позднего Верди «Аида», а вот Верди его середины, можно сказать, накала творчества — впервые. Этот спектакль в Киеве не идёт уже 15 лет, он очень сложный насыщенным вокалом», — поделился маэстро.

Trubadur_1

2 октября зал Филармонии в прямом смысле был битком набит слушателями, не спасали ситуацию даже приставные ряды. А овации были слышны далеко по улицам Пушкинской и Бунина (место расположения Филармонии). Будем надеяться, что продолжение подобных постановок от Одесского филармонического оркестра под управлением Хобарта Эрла будет иметь место. Дирижёр поделился планами, в числе которых — постановки open-air в стенах Белгород-Днестровской крепости, «где историческое место само за себя говорит». Но это дело будущего, как гастроли «Трубадура» по Украине и за рубежом. К слову, меценатами проекта выступили итальянские бизнесмены.

Пока не станем забегать вперёд, публикуя ближайший премьерный календарь. Но, продолжение следует…

Ольга Шубина

Больше новостей на нашем телеграм-канале: https://t.me/volnorezodessa