Их вклад бесценен: первый в мире троллейбусный поезд

0

В 1966 году на дороги украинской столицы вышел в свой первый рейс троллейбусный поезд — «ноу-хау» киевлянина Владимира Веклича — директора одного из крупнейших в СССР киевского Октябрьского троллейбусного депо. Первый в Украине кандидат технических наук в области городского электротранспорта смог не только изобрести, но и внедрить свои разработки на практике. Использование троллейбусных поездов Владимира Веклича позволило значительно поднять провозную способность троллейбусного транспорта и уменьшить потребность в водителях. Около тридцати лет они успешно эксплуатировались более чем в 20 городах Советского Союза.

str-1_w

1441107604n3ga_h

О городском транспорте, большом пассажиропотоке и недостатке водителей

В 1960-х годах в Киеве очень остро стояла проблема дефицита водителей троллейбусов. Несмотря на то, что при поступлении на работу водителям сразу предоставляли общежитие, а то и гостинку, идти на эту ответственную, нервную и малооплачиваемую должность не хотели даже иногородние. К тому же, столица просто изобиловала маршрутами с чрезвычайно большим пассажиропотоком. Такие маршруты проходили, как правило, по загруженным улицам с ограниченной пропускной способностью и одиночным троллейбусам справиться было не под силу.

tr_veklich_02

Тогда молодой и перспективный 26-летний Владимир Веклич, занимающий на тот момент должность директора Октябрьского троллейбусного депо города Киева, предложил свою новую разработку. Сцепленные с помощью специального крепления, которое впоследствии получило названия «система Веклича» троллейбусы, формировали так называемые троллейбусные поезда. Изобретателю понадобилось два года настойчивой работы, исследований и испытаний своей системы, чтобы внедрить проект в жизнь.

trollejbusnuj-poezd4

tr_veklich_07

Говоря о «новом» изобретении Веклича, стоит заметить, что еще в далеком 1887 году, а это за 79 лет до появления «системы Веклича», впервые такая система, под названием «система многих единиц», была применена в США на электропоездах Чикагской эстакадной железной дороги американским изобретателем Фрэнком Спрэйгом.

Фрэнк Спрейг
Фрэнк Спрэйг

Система многих единиц, или сокращенно СМЕспособ управления подвижным составом, при котором в один поезд сцепляется несколько локомотивов или моторных вагонов, а управление тяговыми двигателями ведется с одного поста управления и одной локомотивной бригадой.

Позже СМЕ стали активно применять на электропоездах пригородных и городских железных дорог, трамваях и локомотивах. Ярким же примером СМЕ на сегодняшний день является управление поездами метрополитена.

Владимир Веклич впервые в мировой практике применил систему многих единиц именно на безрельсовом транспорте. В 1966 году он соединил два троллейбуса МТБ-82/82Д по своей системе в поезд.

tr_veklich_03

trollejbusnuj-poezd1

Первый в мире троллейбусный поезд

12 июня 1966 года на маршруте №6 города Киева началась пробная эксплуатация первого в мировой практике троллейбусного поезда из двух троллейбусов марки МТБ-82. 

Троллейбусный поезд работал по системе многих единиц (СМЕ), то есть, при движении и торможении сцепленных троллейбусов работают тяговые двигатели обеих машин, управляемые из кабины первой машины.

tr_veklich_04

Впоследствии, поезда МТБ получили широкое распространение. Только в самом Киеве за период с октября 1967 года по июль 1968 года было сформировано 48 единиц, а экономический эффект от внедрения «новинки» был просто колоссальным. К примеру, в 1968 году на киевском маршруте №6, где на тот момент использовалось 25 троллейбусных поездов, доход составил около 160 тысяч рублей, а это 32 легковые машины Москвич-412 по тогдашним ценам.

trollejbusnuj-poezd-kopiya

Немного позже Веклич усовершенствовал свою систему так, что расцепить троллейбусные поезда МТБ можно было всего за 3-5 минут, прямо на маршруте между утренними и вечерними часами пик. После разъединения водитель поезда продолжал движение в первом троллейбусе, а водитель следующего за ним поезда пересаживался во второй. Освободившийся поезд оставался на маршруте для отстоя, или следовал в депо для профилактического осмотра.

Skoda 9Тр — визитная карточка Киева

Через 2 года после выхода в рейс первого троллейбусного поезда, по аналогичной схеме Владимир Веклич создает троллейбусный поезд на основе двух Skoda 9Тр. Конструкция оказалась настолько удачной и простой, что сдвоенный киевский троллейбус на многие годы стал визитной карточкой города. Всего таких поездов было сформировано около 300. Пик их эксплуатации приходится на 1983 год — тогда в поездах работало около половины парка киевских троллейбусов — свыше 500 единиц.

trolleybus_10

Троллейбусные поезда Skoda 9Тр колесили улицами столицы вплоть до 1993 года. В каждом таком вагоне было по 92 места, 40 из которых были сидячие. Таким образом, за один раз троллейбусный поезд мог перевозить около 200 пассажиров.

Система Веклича была также адаптирована под троллейбусные поезда «Киев-2» и «Киев-4», а совместно с С.Ф.Зуевым было усовершенствовано поворотно-сцепное устройство системы.

tr_veklich_10

Следует отметить, что за долгие годы эксплуатации троллейбусов разных типов, соединенных по системе Владимира Веклича в поезда, не было ни одной серьезной аварии произошедшей по вине конструкции системы. За создание же троллейбусного поезда, в 1971 году, изобретатель был награжден орденом «Знак Почета».

При подготовке статьи были использованы следующие материалы:

«Какое киевское изобретение предопределило развитие городского транспорта на несколько десятилетий», Auto consulting

Руднева Татьяна: «Этот день в Украине: В 1966 году в Киеве началась успешная эксплуатация первого в мировой практике троллейбусного поезда изобретателя Владимира Веклича, состоящего из двух машин МТБ-82», Волнорез

«Именно в Киеве изобрели троллейбусные поезда. Исторические фото», Auto consulting

Экскурс в историю: Киев мог стать главным городом по производству троллейбусов в СССР, Auto consulting

«Система многих единиц», Википедия

Татьяна Руднева

Больше новостей на нашем телеграм-канале: https://t.me/volnorezodessa