Их вклад бесценен: первый в мире бомбардировщик

0

10 декабря 1913 года в воздух поднялся первый в истории мировой авиации пассажирский самолет и бомбардировщик «Илья Муромец» — детище известного конструктора и инженера, украинца Игоря Сикорского. Четырехмоторный цельнодеревянный биплан, получивший свое название в честь русского былинного богатыря, начал создаваться в августе 1913 года. Позже имя Ильи Муромца стало общим названием для различных модификаций этой машины, строившейся на Русско-Балтийском вагонном заводе Российской империи в течение 1914—1919 годов. На самолете поставлен ряд рекордов грузоподъемности, числа пассажиров, времени и максимальной высоты полета. «Илья Муромец» является первым серийным многомоторным бомбардировщиком.

2

1

Самолет-предшественник «Ильи Муромца»

Следует отметить, что предшественником «Ильи Муромца» был «Русский витязь» — первый в мире четырехмоторный самолет, также спроектированный на Русско-Балтийском вагонном заводе под руководством Сикорского. Первый полет «Русского витязя» состоялся 10 мая 1913 года, а уже 11 сентября того же года единственный экземпляр самолета был сильно поврежден: на конкурсе военных самолетов с пролетавшего над бипланом Сикорского самолета «Меллер-II» сорвался двигатель, который упал на левую коробку крыльев «Витязя». Восстанавливать его не стали. Прямым наследником «Русского витязя» стал «Илья Муромец», первый экземпляр которого был построен в октябре 1913 года.

3

Первый в мире пассажирский самолет

«Илья Муромец» стал первым в мире пассажирским самолетом. Он впервые в истории авиации был оснащен отдельным от кабины комфортабельным салоном, спальными комнатами и даже ванной с туалетом. На «Муромце» имелось отопление (выхлопными газами двигателей) и электрическое освещение. По бортам располагались выходы на консоли нижнего крыла.

5 4

Рекорды «Ильи Муромца»:

Рекорд грузоподъемности побит!

12 декабря 1913 года «Илья Муромец» поднял 1100-килограммовый груз на высоту 1000 метров, побив предыдущий рекорд грузоподъемности Соммера — 653 кг.

6-2

7

Рекордное количество пассажиров на борту самолета

12 февраля 1914 года Сикорский установил рекорд, подняв в воздух «Илью Муромца», на борту которого находилось 16 пассажиров и собака по кличке Шкалик общим весом 1290 килограмм.

Этот необычный полет с многочисленными пассажирами был небывалым достижением. «Илья Муромец» совершил много полетов над Санкт-Петербургом и его пригородами, довольно часто пролетая над городом на небольшой высоте – около 400 метров. В то время пилоты одномоторных самолетов избегали полетов над городами, так как в случае отказа мотора вынужденная посадка в городских условиях могла оказаться роковой. На «Муромце» было установлено 4 мотора, поэтому Сикорский был уверен в безопасности самолета. Интересно, что во время полета по крыльям самолета могли ходить люди, и это не нарушало равновесия «Ильи Муромца». Выход на крыло во время полета проделал сам Сикорский, чтобы убедиться, что при необходимости летчик сможет заняться ремонтом мотора прямо в воздухе.

3-1

Каждый полет «Ильи Муромца» приводил к остановке всего городского транспорта, поскольку собирались целые толпы, чтобы посмотреть на огромный самолет с его издающими сильный шум двигателями. На тот момент это было совершенно новым и производило большое впечатление.

rekord-i-sobachka

Перелет Петербург Киев: пожар, выход на крыло и абсолютный триумф!

Первый в мире скоростной дальний перелет тяжелого самолета был совершен «Ильей Муромцем» 16-17 июня 1914 года из Петербурга в Киев. Дальность перелета составляла более 1200 км.

Кроме Сикорского в перелете принимали участие второй пилот штабс-капитан Христофор Пруссис, штурман и летчик лейтенант Георгий Лавров и механик Владимир Панасюк. Самолет к старту готов: в баках почти тонна горючего, четверть тонны масла, а на случай ликвидации поломок — 160 кг запасных частей. Однако во время перелета произошло ЧП.

swscan00138_800

Из Петербурга вылетели нормально. Совершили запланированную посадку в городе Орше Витебской области, но вскоре после взлета, от правого мотора, скорее всего из-за сильной болтанки, отсоединился шланг подачи горючего, в результате чего вытекавшая струя бензина загорелась, и за мотором забушевало пламя. Механик Панасюк, пытаясь затушить пламя, выскочил на крыло самолета, но сам был облит бензином и загорелся.

К счастью, его спас летчик Лавров, сумев перекрыть кран подачи горючего, а затем потушив пламя огнетушителем. Сикорский успешно совершил вынужденную посадку, а самолет был быстро, в течение часа, отремонтирован, но так как надвигались сумерки, приняли решение заночевать. До Киева добрались без дальнейших происшествий.

Обратный перелет обошелся без крупных ЧП, но Сикорскому пришлось выходить на крыло, чтобы подтянуть разболтавшиеся от тряски гайки карбюратора одного из моторов.

Обратный перелет Киев-Петербург был совершен за один день за 14 часов 38 минут, что было рекордом для тяжелой авиации. В честь этого события серия самолетов получила название «киевской». 

rekord-piter-kiev

«Илья Муромец» принят на вооружение

Во время Первой мировой войны, 10 декабря 1914 года, император утверждает постановление военного совета о создании эскадры бомбардировщиков «Илья Муромец», ставшей первым в мире соединением бомбардировщиков.

8

Однако на тот момент единственным летчиком, способным летать на «Муромцах» был Игорь Сикорский, остальные же с недоверием и даже враждебно относились к самой идее тяжелой авиации, — их следовало переобучить, а машины вооружить и переоборудовать.

Первый раз на боевое задание самолеты эскадры вылетели 14 февраля 1915 года.

10

Бомбы размещались как внутри самолета, так и на внешней подвеске. К 1916 году бомбовая нагрузка самолета возросла до 800 кг, а для сброса бомб был сконструирован электросбрасыватель. Также на «Илье Муромце» устанавливали корабельную скорострельную пушку «Гочкис» калибра 37-мм. Она размещалась на передней артиллерийской площадке и предназначалась для борьбы с «цеппелинами». В расчет пушки входили наводчик и заряжающий. Следует отметить, что различные модификации самолетов «Илья Муромец» оснащались оборонительным стрелковым оружием: в различном количестве и в разных сочетаниях на них устанавливались пулеметы Максима, «Виккерс», «Льюис», «Мадсен», «Кольт».

9

Во время Первой мировой войны было начато производство самолетов «Ильи Муромца» модифицированной серии В, — они отличались меньшими размерами и большей скоростью, а экипаж состоял из 4-х человек. В таких самолетах использовались бомбы массой около 80кг, реже — до 240кг.

murometz_main_640

Осенью 1915 года был произведен опыт бомбометания крупнейшей в мире, на тот момент, 410-килограммовой бомбы.

За годы войны в войска поступило 60 машин. Эскадра совершила 400 боевых вылетов, сбросила 65 тонн бомб и уничтожила 12 вражеских истребителей. При этом за всю войну непосредственно истребителями неприятеля была сбита всего 1 машина (которую атаковало сразу 20 самолетов), а подбито — 3.

Послевоенная судьба «Муромца»

После 1918 года самолеты «Илья Муромец» уже не выпускались, но сохранившийся после Первой мировой и Гражданской войн парк некоторое время еще эксплуатировался. К примеру, первая советская регулярная почтово-пассажирская авиалиния по маршруту Москва – Орел – Харьков была открыта 1 мая 1921 года и проработала до 10 октября 1921 года. За это время было выполнено 43 рейса, перевезено более 2-х тонн грузов и 60 пассажиров. Однако из-за сильной изношенности самолетного парка трасса была ликвидирована. Один из оставшихся самолетов был передан школе Воздушной Стрельбы и Бомбометания, расположенной в Серпухове. Он использовался для подготовки пилотов в 1922-1923 году, и за это время машина совершила порядка 80-ти учебных полетов, однако после этого самолеты в небо уже не поднимались.

300px-14082007-illya-muromec-1

Игорь Сикорский: краткая справка

Игорь Сикорский родился в 1889 году в Киеве. С 1903 по 1906 год учился в петербургском Морском училище. В 1907 году поступил в Киевский политехнический институт. Проучившись год в Политехе, Сикорский решает, что абстрактные науки и высшая математика, которые приходилось там изучать, имеют мало отношения к практическим проблемам и что полезнее и интереснее будет работать в своей собственной мастерской и лаборатории. С 1912 по 1917 год работал главным конструктором в отделе Русско-Балтийского вагонного завода в Санкт-Петербурге. В 1912—1914 годах создал в Петербурге самолеты «Гранд» (Русский витязь), «Илья Муромец», положившие начало многомоторной авиации.

Сикорский бежал из России в период революции 1917 года в Америку, где и прожил до конца жизни, занимаясь вертолетостроением. Игорь Сикорский — один из крупнейших авиаконструкторов XX века. В Америке им были созданы и доведены до серийного производства вертолеты 18 типов. Именно вертолет Сикорского первым в мире был поставлен на серийное производство.

11

При подготовке статьи были использованы следующие материалы:

«Первый в мире бомбардировщик и пассажирский самолет «Илья Муромец»», История государства

«Илья Муромец – первый в мире бомбардировщик», Русский портал

«Илья Муромец (самолет)», Википедия

Киреева Екатерина: «Какие самолеты можно назвать легендами и почему?»

Руднева Татьяна: «Одесситам на заметку: в этот день много лет назад: В 1914 году состоялся первый полет самолета «Илья Муромец» конструкции киевлянина Игоря Сикорского с рекордным количеством пассажиров на борту — 16 человек», Волнорез

Татьяна Руднева

Больше новостей на нашем телеграм-канале: https://t.me/volnorezodessa