Их вклад бесценен: кто потревожил кобальтов

0

В 1932 году донецкий изобретатель Алексей Бахмутский разработал конструкцию и построил опытный образец первого в мире угольного комбайна. Комбайн Бахмутского «Б-1» был первой машиной, одновременно выполнявшей зарубку, отбойку и навалку угля в забое. В 1939 году, после ряда усовершенствований, Горловский завод имени Кирова выпустил промышленную серию комбайнов − 5 машин типа «Б-6-39», которые успешно работали на шахтах Донбасса вплоть до начала Великой Отечественной войны, а конструктивные решения, предложенные Бахмутским, нашли применение во многих типах советских угольных комбайнов. Но, к сожалению, испытателю не привелось видеть серию своих новых комбайнов, ровно, как и держать в руках свидетельство о создании первого в мире комбайна – он погиб в 1939 году в шахте, при испытании угольного комбайна новой конструкции.

bahmutskij

Первый в мире угольный комбайн!

В 1931 году был объявлен первый Всесоюзный конкурс на создание угольного комбайна. Следом за ним, в 1932 году − второй. За небольшой промежуток времени изобретателями и конструкторами было предложено около 50 конструкций комбайнов, и четыре из них, в 1932 году, были реализованы на практике. Как раз одна из таких разработок и принадлежала Алексею Ивановичу Бахмутскому − главному механику Первомайского рудоуправления треста «Кадиевуголь».

Комбайн Бахмутского, названный «Б-1», был первой машиной в мире, одновременно выполнявшей зарубку, отбойку и навалку угля в забое. В конце лета 1932 года «Б-1» спустили в шахту «Альберт» треста «Кадиевуголь» для испытаний. Производительность угольного комбайна была колоссальной для того времени. Так, комбайн добывал до двадцати тонн угля в час, что, в свою очередь, увеличило производительность труда рабочего по лаве в 3 раза.

7

В сентябре того же года Кадиевский горком партии рассмотрел информацию об испытаниях «Б-1» и принял решение помочь поскорее пустить такие машины в забои: «Придавая огромное значение этому новому механизму в горном деле, обещающему большое будущее в деле социалистической механизации Донбасса, горпартком считает необходимым: поручить тресту Кадиевуголь поставить перед Наркомтяжпромом вопрос о выпуске первой серии комбайнов для развернутого применения их в нескольких шахтах».

Через несколько дней технический совет треста Кадиевуголь заслушал отчет Бахмутского. И здесь было отмечено, что проблема создания комбинированной машины, позволяющей одновременно производить зарубку, отбойку и навалку угля, с изобретением Бахмутского «принципиально и практически решена».

О том, как создавался комбайн

«Алексей Иванович не скрывал ни замысла, ни конструкции — все делал в механических мастерских, на виду у людей. Рабочие, увлеченные его затеей, помогали чем могли: кто вытачивал детали, кто свинчивал узлы, кто пробовал мотор. Постепенно вырисовывались контуры агрегата: продолговатый корпус с горизонтальным и вертикальным барами, отбойными штангами и ленточным погрузчиком. Пришло время, и все это ожило, задвигалось, завертелось, сотрясая июльский воздух лязгом и грохотом. Прислушиваясь к гулу машины, Алексей Иванович ликовал:

—- А что я говорил! Такой машины не было и нет еще в мире!» 

5

«Комбайн пошел!»

После того, как конструкция была готова, ее надо было испытать в шахте, подыскав новую лаву. Однако это оказалось не так просто – воспротивился управляющий трестом, мол, на каждую лаву уже есть план и он не хочет получить выговор из-за чудачеств Бахмутского. Наконец-то, с большими усилиями, на несколько дней удалось заполучить лаву в шахте №1. Ее полностью освободили от людей и машин и туда загнали новый агрегат Бахмутского.

1

Но тут испытателей ожидало разочарование: «А вести из лавы шли тревожные: комбайн несколько раз с урчанием вгрызался в пласт и тут же останавливался. Подрезанный и отбитый уголь оставался на месте: лента транспортера была гладкой и проскальзывала под ворохом угля». Пришлось изготовить новый погрузчик: на ленту транспортера набили стальные ребристые пластины, а это заняло еще некоторое время.

6

«Но вот наступил долгожданный час. Куски угля сначала робким ручейком, а затем широким потоком устремились по транспортеру к конвейеру. Заполнена одна вагонетка, вторая, третья… По шахте разнеслось радостное: «комбайн пошел!». Это случилось 17 августа 1932 года».

Большой технический прорыв − шесть комбайнов за семь лет!

В 1934 году появилась новая, технически улучшенная модель угольного комбайна Бахмутского «Б-2». Комбайн не пылил и не искрил, стал более подвижен и хорошо показал себя на пластах пологого падения. Потом третья, четвертая, пятая и шестая модели… Особенно руководству понравилась шестая модель угольного комбайна «Б-6-39» и Горловскому машиностроительному заводу имени С.М.Кирова было поручено изготовить целую партию таких комбайнов.

За семь лет кропотливой работы изобретатель создал целых шесть моделей комбайна! При этом ему помогала лишь небольшая группка энтузиастов. На то время и при тогдашнем техническом оснащении это было настоящим подвигом!

 bahmut3

Умер изобретатель Алексей Бахмутский 25 сентября 1939 года вследствие травм, полученных при испытании нового комбайна «С-24» производства Горловского машиностроительного завода им. С.М.Кирова. Он много смен провел в лаве, испытывая данную модель. 25 сентября, осмотрев агрегат, Бахмутский крикнул напарнику: «Ключи!». Тот воспринял это как команду «Включи!» и нажал кнопку. Цепь дернулась и потащила за собой главного механика…

 bahmutskij1

Советский изобретатель Алексей Бахмутский. Родился в 1893 году в поселке при руднике Петрово-Марьевка (ныне − город Первомайск Луганской области). Работал главным механиком Первомайского рудоуправления в Донбассе.

baxmytskij

При подготовке статьи были использованы следующие материалы:

Марина Рыбалко: «Алексей Иванович Бахмутский», Добропільська Центральна Міська Бібліотека

«Советский изобретатель Алексей Иванович Бахмутский − Исторические заметки»

«Бахмутский , Алексей Иванович», Википедия

«О Советских инженерах….(часть V) «Как потревожили Шубина…»»

Татьяна Руднева

Больше новостей на нашем телеграм-канале: https://t.me/volnorezodessa