Интересная Одесса: загадочный фуникулер

0

Одесский фуникулер, расположенный вдоль Потемкинской лестницы и соединяющий Приморский бульвар с Приморской улицей знает каждый одессит и многие гости Жемчужины у моря. Это неотъемлемая часть города, его почетная достопримечательность. Один из самых первых в Российской империи, он был открыт в далеком 1902 году, дабы решить проблему быстрого соединения центра города с портом и большого пассажиропотока.

В сегодняшней же статье речь пойдет о другом, практически «неизвестном» фуникулере, находившемся когда-то на территории Свято-Успенского мужского монастыря на склонах Большого Фонтана. В 80-е годы, вследствие сильных ливней, а затем оползней, фуникулер был разрушен, успев, однако около тридцати лет проработать на благо духовенства.

1

Появился же этот малоизвестный «монастырский» фуникулер в начале 50-х годов благодаря патриарху Московскому и Всея Руси Алексию I (Симанскому). По личной просьбе Патриарха, которому было крайне необходимо поправить пошатнувшееся здоровье, а одесский воздух и море оказывали на него весьма благодатное влияние, ему дают разрешение на использование здания бывшего архиерейского дома Свято-Успенского монастыря на Большом Фонтане для своей летней резиденции. Специально для Алексия I у самой воды оборудуют купальню и строят фуникулер!

Поскольку хозяйственная часть Одесской летней резиденции Патриарха находилась на балансе союзных, а не местных и даже не республиканских властей, по всем хозяйственным делам ходатайствовал уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК (СМ) СССР по Одесской области. До сих пор в архиве сохранились письма о выделении лифтовой лебедки для фуникулера в Успенском монастыре, об изготовлении подъемного механизма, об отпуске рельсов для фуникулера, а также об отпуске 0,5 тонны стального троса.

Накануне первого визита Патриарха Алексия I уполномоченный самолично произвел осмотр хозяйственных построек в резиденции, в частности, фуникулера. Кстати, лица, обслуживающие фуникулер также подчинялись Союзным органом контроля, а не местным властям.

«Монастырский» фуникулер соединял Свято-Успенский мужской монастырь на обрывистом берегу со специально оборудованным домиком-купальней у моря. Линия фуникулера проходила по вырубленной в известняковом обрыве «щели» под углом более 45 градусов. Один маленький вагончик-кабинка двигался по одному пути и никаких разъездов. Подниматься и опускаться вагончику помогал противовес. Так, исправно работая, фуникулер продержался до 1970-го года, когда впервые пострадал от оползня. Правда, тогда его удалось починить. Но уже повторный обвал, произошедший в 1980-х, полностью разрушил подъемник.

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

Александр Онищенко: «Деятельность уполномоченного Совета по делам РПЦ по Одесской области в первые послевоенные годы», Релігія в Україні

Александр Гиманов: «В главной одесской обители монахи сочиняют стихи и доят Кентавру», Думская

«Маленькие загадки старой Одессы: история монастырского фуникулера», Южный Курьер

Татьяна Руднева

Больше новостей на нашем телеграм-канале: https://t.me/volnorezodessa