Интересная Одесса: страсти по Потемкинской лестнице

0

Незадачливого общественника, оклеветавшего строительство лестницы, как «вредного и неспокойного» человека выслали не только из Одессы, но и из Новороссийского края…

6

 

Около четырех месяцев одесситы были лишены своей любимой достопримечательности – Потемкинской лестницы, которая была закрыта на реставрацию. Во время реставрационных работ происходило множество дискуссий: о целесообразности, финансировании, правильности ремонта и, конечно же, самое главное – сроках окончания. Общественники сильно «переживали», что из-за халатности организации, производящей работы, лестница развалится, что в отведенное время никак не уложиться, и реставрация затянется на неопределенный период. Но… все успели и все сделали. Потемкинская лестница, а вместе с ней и новый Стамбульский парк сегодня предстанут перед одесситами и гостями города во всей красе…

5

В этом году памятнику архитектуры первой половины XIX века и одной из главных достопримечательностей города − 176 лет, но это если считать ее возраст от времен правления графа Воронцова в Одессе, который и задумал ее глобальную реконструкцию и по велению которого простая деревянная лестница в 1841 году превратилась в каменную. Однако надо отдать должное этому памятнику-долгожителю, ведь, правду говоря, лестница старше самой Одессы.

2

В 1764 году, когда Одессы еще и «на свете не было», а эти земли принадлежали туркам, лестница уже существовала. Ракушечная лестница соединяла вершину холма, увенчанного турецкой крепостью Ени-Дунья с берегом Черного моря и составляла с холмом одно целое. Затем, когда «одесские земли» вошли в состав Российской империи и Екатериной II был подписан указ о строительстве Одессы, соорудили более удобную деревянную лестницу. Ее 220 ступеней спускались прямо в морские волны.

7

Проект же знаменитой на весь мир «современной» Потемкинской лестницы в 1835 году разработали архитекторы Ф.Боффо, А.Мельников и К.Потье. Согласно намеченному плану, всего за семь месяцев на месте простой деревянной лестницы должен был появиться архитектурный каменный шедевр. Однако от начала и до полного окончания постройки Потемкинской лестницы прошло без малого пять лет. А виной всему, как утверждали те, кто достраивал лестницу, был подрядчик Г.Завадский, который в свое время вызвался проводить строительные работы, а потом внезапно, без видимой на то причины резко передумал и отказался. Достраивали лестницу долго, с большими перерывами и большими трудностями, и уже не подрядом, а хозяйственным способом, то есть под прямым руководством чиновников.

4231

Для контроля строительных работ была учреждена специальная комиссия, которая так и называлась – комиссия по достройке лестницы. После ухода Завадского, комиссия стала действовать по своему усмотрению и бывшему подрядчику это не понравилось. Стоит отметить, что Завадский отошел от дел отнюдь не с пустыми руками. Получив наперед на строительство лестницы большую часть денег, он от дальнейших работ отказался, а затем выдвинул комитету обвинение, что якобы они достраивают лестницу за полагавшиеся ему деньги. Завадский систематически писал доносы на работу комиссии, чем усугублял и без того конфликтную ситуацию. Однако сначала действовать открыто не решался, используя лишь угодных ему посредников-общественников. Ну, почти как в наше время…

3yi3um-qvd

Так, за год до происходящих событий, Завадский подговаривает известного в то время ябеду еврея Маршера донести начальству, что якобы по распоряжению комиссии, сваи под фундамент лестницы были забиты не на ту что нужно глубину. Специально сформированная для этого случая комиссия проводит расследование, но никаких погрешностей не находит. Когда обман раскрылся, горе-подрядчика уличили в преднамеренной лжи, а незадачливого еврея, по распоряжению начальства, как «вредного и неспокойного» человека выслали не только из Одессы, но и Новороссийского края. С этого момента Завадский начинает «играть» открыто.

Бывший подрядчик находит для комиссии новое обвинение – для постройки лестницы вместо «искусственного» камня используют «дикарь». Тут необходимы некоторые разъяснения терминологии. Так, «искусственным» камнем называли ракушечник, который пилили в одесских катакомбах и затем при строительстве учитывали поштучно, в отличие от «дикаря» − необработанного ракушечника, который учитывали в кубических саженях. Естественно, на добычу «искусственного» камня требовалось много времени.

37564

Замена «искусственного» камня «диким», по мнению бывшего подрядчика, составляла большую проблему.

По плану комиссии, лестничные перекрытия из искусственного камня должны были лежать на плечах, сооруженных из более крепкого «дикаря». Следует заметить, что в то время технику выкладывания стен из разнородных материалов очень часто использовали в Европе, поэтому в надежность сооружения верили. Комиссия же, в свою очередь, оправдывалась колоссальной нехваткой времени − грозила возможность обвала стен Приморского бульвара, что для Одесских склонов было делом вполне обыденным. Так, по мнению комиссии, благодаря их усилиям и комбинированной кладке лестницы, во время обвала, случившегося 8 октября 1838 года, удалось спасти не только строившуюся лестницу, но и памятник ДюкуДе Ришелье и часть бульвара. И снова ж таки, благодаря находчивости комиссии, удалось по проекту Уптона соединить лестницу с бульваром сводами, а если бы не комбинированная кладка – скала после оползня не выдержала бы давления сводов и каменой стены. И уже совсем скромно комиссия умолчала о том, что спешили они закончить строительные работы до конца года именно потому, что в противном случае должны были понести за это ответственность. Однако закончить вовремя все равно не успели. Строительные работы продолжались еще три года, а комиссию систематически осыпали жалобами.

53832

Для постройки лестницы и связанных с ней сооружений использовали совершенно разносортный камень. Изначально его добывали в одесских катакомбах. Кстати, первыми «добытчиками» камней для Потемкинской лестницы, согласно архивным документам, были запорожские переселенцы. Но как только Завадский отказался от подряда, запорожцы камень поставлять перестали. Комиссия постоянно искала выгодные закупочные цены и рассматривала варианты разных видов камня: «дикарь», «плиты дикарные», «поштучний восьмерик», «поштучный шестерик», «триестские плиты», одесский кирпич, итальянский кирпич… даже «ливорнский камень». Из ливорнского камня планировали строить лестничные парапеты, но по заключению комиссии под авторитетным влиянием мастера К.Девеки, проект ливорнского камня был отклонен, как некачественного. Небольшая неувязочка получилась: камень уже лежал в Одессе, исправно доставленный купцом 1-й гильдии К.Папудовым, но был не нужен. Впоследствии, при строительстве лестницы, Папудов не раз подавал прошения разрешить ему поставку камня, даже на условиях тщательной выбраковки «некондиционного материала», поскольку, по его словам, «камень уже давно загружен на одно греческое судно».

Potem-Bronenos1925г

Наконец, в 1841 году лестница была готова. Интересно, что изначально лестница имени не имела, и ее часто называли по разному, даже в одни и те же периоды времени. Лестница Николаевского бульвара, лестница при Николаевском бульваре, Ришельевская, Бульварная, Портовая, Большая, Каменная, лестница бульвара Фельдмана, Приморская, Потемкина и, наконец, Потемкинская. Кстати, Потемкинской ее стали именовать после выхода на экраны фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин». Одесситы сами придумали название, а в 1955 году лестница стала Потемкинской официально.

Изначально лестница планировалась так, чтобы соединить Приморский бульвар с морем и последние ее ступени спускались прямо в волны. На то время Потемкинская лестница состояла из десяти маршев и насчитывала ровно двести ступеней. С течением времени полоску суши между морем и лестницей значительно расширили и сделали искусственную насыпь. Теперь лестница состоит из 192 ступеней, а последние из них спускаются уже не в морские волны, а к асфальтированному покрытию Приморской улицы.

Татьяна Руднева

Больше новостей на нашем телеграм-канале: https://t.me/volnorezodessa