Интересная Одесса: полгода на велосипедах

0

В 1935 году в Одессе произошло событие, которое и по сегодняшний день никто не решается повторить. Восемьдесят три года назад пятерка отважных велосипедистов под руководством известного одесского велогонщика Михаила Рыбальченко совершила уникальный велопробег Одесса – Владивосток, преодолев за полгода 14317 километров.

Подобный велопробег проводился впервые в мире и был приурочен к десятилетию «Комсомольской правды». Идея была такова: проехать через весь Советский Союз на велосипедах «Украина», выпускаемых харьковским заводом имени Петровского, продемонстрировав силу и выносливость советских спортсменов, а также проверить отечественные «машины» на прочность. Это, в свою очередь, должно было привлечь внимание к велоспорту.

Velo_1

Стартовали спортсмены 30 мая 1934 года у заставы Каролино-Бугаз. Пять велосипедистов – все динамовцы. Им предстояла нелегкая задача − пересечь всю страну с запада на восток, от Черного моря до Тихого океана, пройдя более трети земного экватора. Заранее был проложен маршрут: Одесса – Киев – Харьков – Москва – Горький – Казань – Ижевск – Свердловск – Челябинск – Омск – Новосибирск – Красноярск – Иркутск − Улан-Удэ – Чита – Благовещенск – Хабаровск – Ворошилов – Владивосток. Спортсменам предстояло проехать через степи, пески, леса, тайгу, болотистые местности и преодолеть несколько горных хребтов.

Velo_4

Команда была молодая, самому младшему участнику пробега исполнилось двадцать лет, а самому старшему – тридцать два года. К велосипедам приспособили специальные вещевые сумки, в которые положили запас продовольствия на два-три дня, теплые вещи, медикаменты, запчасти к велосипедам и оружие от диких зверей.

«Весь путь был очень тяжелым, и даже первая половина его оказалась не такой уж легкой. По Украине и части РСФСР до города Горького (ныне Нижний Новгород, — прим. автора) ехали в жару, избавляясь от палящего солнца лишь к вечеру. Рабочий день начинался с рассветом и продолжался до темноты. От Горького и до Омска нас ежедневно сопровождал дождь. Беспрерывные ливни окончательно портили и без того плохие дороги. Десятки километров, часто по колено в грязи, несли машины на себе»,− рассказывал технический руководитель экспедиции Михаил Рыбальченко.

Михаил Рыбальченко
Михаил Рыбальченко

Спортсмены шли узкими охотничьими тропами, постоянно балансируя, чтобы не упасть, а вредная сибирская мошка набивалась в глаза и нос − от нее никакая москитная сетка не спасала. Ночевали где придется: часто под открытым небом, ибо населенные пункты встречались крайне редко.

«В районе Красноярска попали в сильную грозу. Промокшие насквозь, все в грязи, упрямо шли вперед, продвигаясь в сплошной темноте почти на ощупь и ежеминутно окликая друг друга. Часто кто-нибудь из нас проваливался в яму, наполненную водой. Тогда мы останавливались, чтобы помочь товарищу выбраться оттуда»,− продолжает свой рассказ Михаил.

Velo_3

Почти полторы тысячи километров спортсмены вообще прошли пешком, ведя велосипед рядом, либо таща его на себе. Часто ребятам приходилось сооружать себе переправы из подручных материалов, так как в болотистой местности дороги были в крайне плохом состоянии.

«Зону вечной мерзлоты мы проходили при обильном снегопаде. Мороз достигал тогда пятнадцати градусов. Однажды, переходя какую-то покрытую льдом речку, один из велосипедистов неожиданно провалился по пояс в ледяную воду вместе с машиной. Потом долго бежали, чтобы согреться. Одежду сушили на редких привалах»,− вспоминает Михаил.

Упорно перемещаясь с запада на восток к долгожданной цели, спортсмены попутно проводили с населением беседы о целях и задачах пробега и помогали местным жителям в ремонте их велосипедов, ведь в то время далеко не все умели правильно разобрать и собрать велосипед.

Velo_5

А советским рекордсменам, в свою очередь, местное население устраивало теплые встречи. Часто спортсменов встречали целыми праздничными колоннами из машин и велосипедистов и организовывали спортивные праздники. В беде не бросали, помогали чем могли. Случай произошел за два дня до финиша, под Уссурийском (тогда еще Ворошиловым). Для велосипедистов это стало самым большим испытанием – здесь они впервые ощутили на себе силу настоящего дальневосточного снежного тайфуна. «Шли среди сопок. Неожиданно полил сильный дождь, который тут же на наших глазах превращался в снег. Одежда сразу покрылась ледяной коркой. Ветер буквально валил с ног. Дороги не было видно дальше, чем за три – четыре шага. Силы иссякали. Хотели сделать привал и переждать, как вдруг вверху – рокот мотора. Это на небольшой высоте кружил самолет. Летчиков не было видно, но нам тогда показалось, что мы слышим их голоса, которые подбадривали нас. И мы поняли, что если в такую погоду люди отважились вылететь навстречу, чтобы придать нам силы, то мы останавливаться не имеем права, и снова пошли в пургу»,− делится воспоминаниями Михаил Рыбальченко.

Наконец долгожданный финиш! 6 ноября 1935 года, в канун 18-й годовщины Великой Октябрьской революции, пятерка отважных велосипедистов въехала в празднично убранный Владивосток в сопровождении двухсот велосипедистов и множества автомашин и мотоциклов, под ликующие звуки оркестров. Полугодовой велопробег Одесса – Владивосток успешно завершился.

***

Михаил Рыбальченко (1910-1994 годы) – единственный спортсмен, который по довоенным, но непревзойденным по сей день достижениям, был занесен в Книгу рекордов Гиннеса. Этот человек за свою спортивную карьеру сумел установить 18 всеукраинских и всесоюзных рекордов. Родился в Одессе.

По материалам Виктора Корченова

Татьяна Руднева

Больше новостей на нашем телеграм-канале: https://t.me/volnorezodessa