Интересная Одесса: по рельсам на лошадях

0

Строительство Одесской конки датируется 80-ми годами XIX столетия. В конце 70-х годов организуется агентство Бельгийского общества Одесской конной железной дороги. Его руководитель француз Пьер Бонно и городская Дума 27 августа 1879 года подписывают договор о строительстве конки и, таким образом, Одесса становится четвертым городом Российской империи после Санкт-Петербурга, Москвы и Казани, где пустили конку.

13916836058865

Вообще конка представляла собой вагончик, который тянула по рельсовым путям пара лошадей, управляемая кучером.

20 июля (8 июля по старому стилю) 1880 года состоялось торжественное открытие первой линии конки «Ланжерон». Ее маршрут проходил от улицы Ришельевской по улицам Почтовой, Канатной, Сабанскому переулку, через Александровский парк к пляжу «Ланжерон».

odesskaja konka3

Ширина колеи конки была один метр. По линиям курсировали открытые и закрытые вагоны. В открытые вагоны можно было запрыгнуть прямо во время движения. Они вмещали пару десятков человек, и таких вагончиков имелось 115. Закрытые вагоны были рассчитаны на 20—30 человек, их было 85 штук.

Для входа в вагон пассажир мог требовать его остановки в любом месте, кроме подъемов и поворотов. В вагоны допускались сверх мест для сидения на заднюю площадку не более шести человек, а окрашены вагоны были в два цвета: желтый и коричневый.

odesskaja konka2

К концу 1884 года использовалось 198 вагонов и 733 лошади. Первоначально вагоны доставляли из Бельгии, а в середине 90-х годов их стали изготавливать в Одессе.

В начале ХХ века появились, в количестве 40 единиц, закрытые вагоны с империалом — открытой площадкой на крыше. Они вмещали до 50 человек. Ехать на империале женщинам первоначально было запрещено, запрет отменили только в 1903 году после бурных дискуссий.

К слову, маршруты конки не имели номеров, на вагонах просто писали названия конечных остановок.

Первое депо вагонов конки находилось на Куликовом поле, а конюшни — на улице Ботанической (ныне проспект Гагарина) между Канатной и Французским бульваром. Затем, в 1898 году, депо переехало в начало улицы Водопроводной — туда, где сейчас располагается трамвайное депо №1.

odesskaja konka

Формально история конки закончилась в 1910—1912 годах, когда большую часть ее линий электрифицировали и пустили по ним трамвай. Однако во время гражданской войны, в 1918 году, когда начались перебои с подачей электричества, конка снова вернулась.

Татьяна Руднева

Больше новостей на нашем телеграм-канале: https://t.me/volnorezodessa