В 1912 году в Одессе купцом и предпринимателем, одним из родоначальников отечественной авиации Артуром Анатрой был основан авиационный завод. Одесский завод Анатра был третьим по мощности и объемам производства на территории Российской империи. Вместе с Симферопольским филиалом завода за период с 1914 по 1917 годы здесь было построено более полторы тысячи «крылатых машин».
Мощное предприятие авиазавода начиналось со скромных ремонтных мастерских одесского аэроклуба. Дело в том, что Анатра, всерьез заинтересовавшись воздухоплаванием и будучи человеком очень состоятельным и образованным, становится одним из учредителей Одесского аэроклуба, а в последствии и его президентом. Понимая, что за воздушными полетами – будущее, он в 1910 году выступает инициатором открытия военно-авиационного класса при одесском аэроклубе, который всего через год преобразовывается в авиашколу. В авиашколе «Параллельно с подготовкой летчиков администрация заботилась о создании кадров механиков и мастеров для аэропланов. Для этой цели все работы по постройке и починке аэропланов и их частей исполнялись в мастерских ОАК (при Одесском морском батальоне)». И через некоторое время именно эти самые техники морского батальона станут первыми сборщиками самолетов на авиазаводе Анатра.
Официальной датой основания авиационного завода Анатра считается 20 мая 1912 года, когда в Одессу прибыл великий князь Александр Михайлович с сыном Андреем – в этот день завод был освящен. Однако этому событию предшествовало событие более значимое для авиации: 14 (27) апреля 1911 года пилотом завода Николаем Костиным был испытан «Фарман IV», построенный в мастерских Анатра. И этот день официально считается днем основания одесского авиастроительного завода «Анатра». Так что, получается, что у авиазавода два Дня рождения.
Первый год своего существования завод работал исключительно на сборку. Из импортируемых деталей одесские рабочие собирали лицензионные копии французских самолетов, − около пяти машин в месяц. Это такие знаменитые марки самолетов как «Фарман», «Вузен», «Ньюпор», «Моран». А самым первым заказом мастерских Анатра были пять самолетов «Фарман-4», которые рабочие собрали за пять месяцев.
Первая мировая война внесла свои, можно даже сказать, полезные коррективы в развитие авиазавода. С началом войны Анатра стал получать солидные заказы от военного ведомства, и Одесса приобрела статус одного из центров самолетостроения в Российской империи. Как следствие, завод начал переоборудоваться. По всему городу строились новые корпуса и открывались новые цеха – завод разрастался. Если после открытия на авиационном заводе работало всего 24 рабочих, то к началу 1917-го их число увеличилось до 2500 человек. В то время себестоимость изготовления одного аэроплана составляла около 7000 рублей, а продавали их за 20-25 тысяч. Производительность завода в 1917 году составляла два самолета в день, и завод Анатра был самым крупным заводом Российской империи по выпуску аэропланов. Но об этом немного позже.
В 1914−1915 годах авиазавод активно застраивался − новые помещения появлялись в степи у Стрельбищного поля в 12 верстах от города. Поэтому для централизованной доставки рабочих по приказу Анатры построили отдельную железнодорожную ветку, которая соединяла завод с городом. По маршруту Одесса — Завод аэропланов курсировал небольшой пассажирский состав с двумя паровозами. Кстати, учебно-испытательный аэродром при авиашколе и заводе, обозначавшийся сначала как «Учебное поле», а затем «Школьный» свое название сохранил и по сегодняшний день.
Летом 1915 года на заводе Анатра уже разрабатывали свою собственную модель самолета. Специально для этого было создано конструкторское бюро, в котором работали как одесситы, так и иностранные мастера, а идею взяли из проекта немецкого самолета «Р-20». Проект доработали, внедрили в производство и дали название «Анаде», или «Анатра»-Д. И уже в 1916 году кроме прочих заказов, завод получил заказ на поставку 700 самолетов марки «Анаде». Интересно, что в 1917 году штабс-капитан Макаров впервые в истории российской авиации выполнил на «Анаде», машине совершенно не рассчитанной на высший пилотаж, фигуру высшего пилотажа — петлю Нестерова.
Следом за «Анаде» на одесском авиазаводе создаются «Анасаль» − самолет «Анаде» с двигателем Сальмсон, которые выпускались в Российской империи по французской лицензии, затем модификация самолета «Вуазен-LAS», под названием «Анатра-Ви», или «Вуазен Иванова», созданная конструктором Ивановым и, наконец, оригинальный двуфюзеляжный двухмоторный бомбардировщик «Анадва», созданный летчиком-испытателем Хиони.
Самолеты Анатры пользовались огромным спросом. Так, в середине 1917 года был подписан контракт на поставку трехсот самолетов «Анасаль», а в конце года – на поставку пятидесяти самолетов «Анадва».
Необходимо отметить, что в 1916 году филиал одесского авиазавода открывается в Симферополе. И уже в конце 1917-го симферопольские рабочие собирают по 20 самолетов в месяц.
На первых этапах установления советской власти на Юге Российской империи, работа одесского авиазавода была приостановлена, а затем декретом Совета народных комиссаров вся авиапромышленность, находящаяся в пределах Советской России, была объявлена собственностью государства.
В 1921—1922 годах авиазавод выпускал для советского военного ведомства учебные самолеты Фарман. А в 1923 году Хиони сконструировал самолет «У-8» Конек-Горбунок, который уже со следующего года был запущен в серийное производство. В мае 1924 года завод реорганизовали, и он получил новое название «Государственные авиационные мастерские № 7». Выпуск самолетов прекратился и в дальнейшем здесь осуществлялся только их ремонт.
Что касается Артура Анатры, то он покинул Одессу еще летом 1919 года – улетел на своем самолете в Италию. А построенный им завод и ныне можно увидеть на территории Школьного аэродрома: там есть и памятник его основателю, и первому одесскому самолету «Анасаль».
Татьяна Руднева