Интересная Одесса: первым делом, первым делом – самолеты

0

В 1912 году в Одессе купцом и предпринимателем, одним из родоначальников отечественной авиации Артуром Анатрой был основан авиационный завод. Одесский завод Анатра был третьим по мощности и объемам производства на территории Российской империи. Вместе с Симферопольским филиалом завода за период с 1914 по 1917 годы здесь было построено более полторы тысячи «крылатых машин».

2

Мощное предприятие авиазавода начиналось со скромных ремонтных мастерских одесского аэроклуба. Дело в том, что Анатра, всерьез заинтересовавшись воздухоплаванием и будучи человеком очень состоятельным и образованным, становится одним из учредителей Одесского аэроклуба, а в последствии и его президентом. Понимая, что за воздушными полетами – будущее, он в 1910 году выступает инициатором открытия военно-авиационного класса при одесском аэроклубе, который всего через год преобразовывается в авиашколу. В авиашколе «Параллельно с подготовкой летчиков администрация заботилась о создании кадров механиков и мастеров для аэропланов. Для этой цели все работы по постройке и починке аэропланов и их частей исполнялись в мастерских ОАК (при Одесском морском батальоне)». И через некоторое время именно эти самые техники морского батальона станут первыми сборщиками самолетов на авиазаводе Анатра.

zavod3

zavod2

zavod

zavod1

Официальной датой основания авиационного завода Анатра считается 20 мая 1912 года, когда в Одессу прибыл великий князь Александр Михайлович с сыном Андреем – в этот день завод был освящен. Однако этому событию предшествовало событие более значимое для авиации: 14 (27) апреля 1911 года пилотом завода Николаем Костиным был испытан «Фарман IV», построенный в мастерских Анатра. И этот день официально считается днем основания одесского авиастроительного завода «Анатра». Так что, получается, что у авиазавода два Дня рождения.

1

Первый год своего существования завод работал исключительно на сборку. Из импортируемых деталей одесские рабочие собирали лицензионные копии французских самолетов, − около пяти машин в месяц. Это такие знаменитые марки самолетов как «Фарман», «Вузен», «Ньюпор», «Моран». А самым первым заказом мастерских Анатра были пять самолетов «Фарман-4», которые рабочие собрали за пять месяцев.

Первая мировая война внесла свои, можно даже сказать, полезные коррективы в развитие авиазавода. С началом войны Анатра стал получать солидные заказы от военного ведомства, и Одесса приобрела статус одного из центров самолетостроения в Российской империи. Как следствие, завод начал переоборудоваться. По всему городу строились новые корпуса и открывались новые цеха – завод разрастался. Если после открытия на авиационном заводе работало всего 24 рабочих, то к началу 1917-го их число увеличилось до 2500 человек. В то время себестоимость изготовления одного аэроплана составляла около 7000 рублей, а продавали их за 20-25 тысяч. Производительность завода в 1917 году составляла два самолета в день, и завод Анатра был самым крупным заводом Российской империи по выпуску аэропланов. Но об этом немного позже.

Артур Анатра
Артур Анатра

В 1914−1915 годах авиазавод активно застраивался − новые помещения появлялись в степи у Стрельбищного поля в 12 верстах от города. Поэтому для централизованной доставки рабочих по приказу Анатры построили отдельную железнодорожную ветку, которая соединяла завод с городом. По маршруту Одесса — Завод аэропланов курсировал небольшой пассажирский состав с двумя паровозами. Кстати, учебно-испытательный аэродром при авиашколе и заводе, обозначавшийся сначала как «Учебное поле», а затем «Школьный» свое название сохранил и по сегодняшний день.

Летом 1915 года на заводе Анатра уже разрабатывали свою собственную модель самолета. Специально для этого было создано конструкторское бюро, в котором работали как одесситы, так и иностранные мастера, а идею взяли из проекта немецкого самолета «Р-20». Проект доработали, внедрили в производство и дали название «Анаде», или «Анатра»-Д. И уже в 1916 году кроме прочих заказов, завод получил заказ на поставку 700 самолетов марки «Анаде». Интересно, что в 1917 году штабс-капитан Макаров впервые в истории российской авиации выполнил на «Анаде», машине совершенно не рассчитанной на высший пилотаж, фигуру высшего пилотажа — петлю Нестерова.

anade
Анаде

anade3

Следом за «Анаде» на одесском авиазаводе создаются «Анасаль» − самолет «Анаде» с двигателем Сальмсон, которые выпускались в Российской империи по французской лицензии, затем модификация самолета «Вуазен-LAS», под названием «Анатра-Ви», или «Вуазен Иванова», созданная конструктором Ивановым и, наконец, оригинальный двуфюзеляжный двухмоторный бомбардировщик «Анадва», созданный летчиком-испытателем Хиони.

vuazen las ivanov
Вуазен Иванова
anasal1
Анасаль

Самолеты Анатры пользовались огромным спросом. Так, в середине 1917 года был подписан контракт на поставку трехсот самолетов «Анасаль», а в конце года – на поставку пятидесяти самолетов «Анадва».

anava
Анадва

Необходимо отметить, что в 1916 году филиал одесского авиазавода открывается в Симферополе. И уже в конце 1917-го симферопольские рабочие собирают по 20 самолетов в месяц.

На первых этапах установления советской власти на Юге Российской империи, работа одесского авиазавода была приостановлена, а затем декретом Совета народных комиссаров вся авиапромышленность, находящаяся в пределах Советской России, была объявлена собственностью государства.

В 1921—1922 годах авиазавод выпускал для советского военного ведомства учебные самолеты Фарман. А в 1923 году Хиони сконструировал самолет «У-8» Конек-Горбунок, который уже со следующего года был запущен в серийное производство. В мае 1924 года завод реорганизовали, и он получил новое название «Государственные авиационные мастерские № 7». Выпуск самолетов прекратился и в дальнейшем здесь осуществлялся только их ремонт.

Конек Горбунок
Конек Горбунок

anasal3

Что касается Артура Анатры, то он покинул Одессу еще летом 1919 года – улетел на своем самолете в Италию. А построенный им завод и ныне можно увидеть на территории Школьного аэродрома: там есть и памятник его основателю, и первому одесскому самолету «Анасаль».

Татьяна Руднева

Больше новостей на нашем телеграм-канале: https://t.me/volnorezodessa