Интересная Одесса: крупнейшая в мире китобойная база

0

27 июня 1957 года на стапеле Судостроительного завода имени И. И. Носенко в Николаеве была заложена одна из крупнейших китобойных баз своего времени «Советская Украина». Судно построили за два года и в октябре 1959-го «Советская Украина» из Одесского порта ушла в свой первый рейс в Антарктику.

5k1vgrpf8n

Китобойная база предназначалась для приема китовых туш в море от китобойных судов, замораживания китового мяса, выработки китового жира и муки, хранения и транспортировки продукции китобойного промысла, снабжения китобойных судов, культурно-бытового и медицинского обслуживания их экипажей.

10-5917185-zavtra-flotiliya-ukhodit-v-rejs

14-5937357-schastlivogo-plavaniya-

14-5937485-kitobaza-na-polnom-khodu

Длина судна составляла 217,8 м, ширина 27,8 метров. На палубе отводилось место для вертолета, который вел разведку китов, а команда – 536 человек − размещалась в одно-двух- и четырехместных хорошо оборудованных каютах.

Погрузка продовольствия
Погрузка продовольствия
На палубе китобазы в дни погрузки
На палубе китобазы в дни погрузки

 

Занятия в вечерней школе на китобазе во время рейса
Занятия в вечерней школе на китобазе во время рейса

Работали советские китобои практически на износ. Рейс длился не меньше семи, а порой и девяти месяцев. Смена каждого моряка − по 12 часов с последующими 12 часами отдыха. Бывало, что охотились даже в сильный шторм. Среди китобоев ходила примерная статистика: в 1950–70‑х из тысячи ушедших в рейс моряков домой не возвращались около 15.

16-5946085-myte-paluby-u-vertoleta
На палубе возле вертолета МИ-1
Вертолет флотилии и китобойное судно «Гордый» в открытом море
Вертолет флотилии и китобойное судно «Гордый» в открытом море

В своей работе китобои широко применяли метод буксировки китов, выделив для этой цели одно-два судна. Такая практика себя оправдала: выделение буксировщика способствовало ритмичной работе производственных цехов, повышало кондиционность доставленного на базу китового сырья, и значительно экономило ресурсы. А гарпунеры были настоящими богатырями. Вес снаряженного гарпуна достигал ста килограммов, и его нужно было зарядить в орудие, на скользкой палубе китобойца порой в сильный шторм.

383587_3

«Советская Украина» могла обрабатывать до 75 китов суммарным весом 4000 тонн в сутки, производя до 1000 тонн жира и 200 тонн пищевой муки при стопроцентной переработке туши.

Киты на судно доставлялись через специальную конструкцию на корме – слип. Отсюда китовые туши втягивались прямо на разделочную палубу.

Слип
Слип

Стоит заметить, что в то время дальний китобойный промысел рассматривался руководством СССР как важное подспорье для восстановления экономики. К примеру, жир китов применяли в пищевой, кожевенной и мыловаренной промышленности. Из мяса китов производили колбасы, консервы, белковые концентраты, из печени − вырабатывали витамины, лечебные препараты, в частности, инсулин. Кормовая мука и упаренные бульонные концентраты добавлялись в корм животных и птиц.

"Советская Украина" в Антарктике
«Советская Украина» в Антарктике
Пингвины на палубе
Пингвины на палубе
Алексей Николаевич Соляник в штурманской
Капитан Алексей Николаевич Соляник в штурманской

В связи с интенсивным выловом уже в конце 1970-х количество китов значительно уменьшилось, поэтому в 1982 году Международной китобойной комиссией был принят мораторий на китовый промысел, который вступил в действие в 1986 году.

В 1987 году «Советская Украина» вернулась из своего последнего рейса.

Судно переоборудовали в рыбопромысловое, а через восемь лет, 31 июля 1995 года, списали и разобрали на металл в турецком городе Алиага.

По материалам сайтов Морская библиотека, Капсула времени – фотогалерея Николаевского Базара

Татьяна Руднева

Больше новостей на нашем телеграм-канале: https://t.me/volnorezodessa