Интересная Одесса: как в городе первый троллейбус появился

0

7 ноября 1945 года в Одессе в свой первый рейс вышло пять первых городских троллейбусов. Эта дата вошла в историю Одессы, как день рождения троллейбусного движения в городе.

В тяжелых условиях послевоенной разрухи, нехватки квалифицированных кадров и самих машин, проводилась подготовка и обучение первых водителей троллейбусов.

Стоит заметить, что идея проложить троллейбусный маршрут в Одессе появилась еще до войны, в 1941 году, однако с началом оккупации и военных действий из Одессы в Румынию было вывезено абсолютно все оборудование, подготовленное к запуску первой троллейбусной очереди. Забрали и первые десять новеньких троллейбусных машин «ЯТБ-4», построенных на Ярославском автомобильном заводе. И лишь три года спустя, в 1944 году, когда Одесса была освобождена, расхищенное во время оккупации имущество начало возвращаться в город, − побитое, поломанное, разукомплектованное, обгоревшее…

trol_1

Первые послевоенные троллейбусы Ярославского завода
Первые послевоенные троллейбусы Ярославского завода

За сравнительно небольшой промежуток времени работники Одесского трамвайного треста восстановили троллейбусные машины и городскую контактную сеть и после надлежащего ремонта начали на них проводить обучение будущих водителей.

4 октября 1945 года специальная комиссия приняла городскую троллейбусную сеть, а 6 октября по ней состоялся первый пробный рейс.

trol_3

Через месяц, 5 ноября, первые пять водителей троллейбусов из того самого первого выпуска, вышли на обкатку линии перед запуском в эксплуатацию, а уже 7 ноября торжественно открылся первый маршрут одесского троллейбуса. Самый первый троллейбус в истории города следовал по маршруту «Вокзал — Площадь Льва Толстого», проезжая по улицам Пушкинской, Дерибасовской и Льва Толстого.

Первый выпуск водителей троллейбусов
Первый выпуск водителей троллейбусов

Очень интересно, что начиная с 1969 года, по Одессе колесили целые троллейбусные поезда. Это ноу-хау пришло в Одессу из Киева, а изобретателем новшества стал директор одного из крупнейших в СССР – киевского Октябрьского троллейбусного депо, кандидат технических наук Владимир Веклич.

Владимир Веклич
Владимир Веклич

Веклич впервые в мировой практике применил систему многих единиц (СМЕ) именно на безрельсовом транспорте, соединив в 1966 году два троллейбуса МТБ-82/82Д по своей системе в поезд. Принцип действия такой системы заключался в том, что при движении и торможении сцепленных троллейбусов работали тяговые двигатели обеих машин, управляемые из кабины первой машины. Троллейбусы сцеплялись между собой с помощью специального крепления, которое впоследствии получило название «система Веклича», а расцепить такие троллейбусные поезда можно было всего за 3-5 минут.

Троллейбус «Киев-2»
Троллейбус «Киев-2»

На заре внедрения новшества троллейбусные поезда в Одессе состояли, в основном, из троллейбусов «Киев-2» и «Киев-4», а начиная с 1972 года, формируются поезда из троллейбусов «ЗиУ-9». Впоследствии эта марка троллейбуса становится самым массовым типом подвижного состава в городе.

Троллейбус «Киев-4»
Троллейбус «Киев-4»

Интересно, что троллейбусы «Киев-4» эксплуатировались исключительно на территории Украины. Единственный в России троллейбус такого типа использовался как служебный при открытии троллейбусного движения в Орле.

Троллейбус «ЗиУ-9»
Троллейбус «ЗиУ-9»

В целом, использование троллейбусных поездов Владимира Веклича позволило значительно поднять перевозную способность троллейбусного транспорта и уменьшить потребность в водителях. Они около тридцати лет успешно эксплуатировались в более чем 20 городах тогдашнего Советского Союза, включая Одессу.

Татьяна Руднева

Больше новостей на нашем телеграм-канале: https://t.me/volnorezodessa