В современном прогрессивном мире многие ранее востребованные профессии, канули в лету. Кольщики льда для хранения продуктов, ловцы крыс, чтецы на предприятиях, будильщики, − их всех давно уже вытеснили блага цивилизации.
После войны, в сороковые − пятидесятые годы прошлого века, большой популярностью в Одессе пользовались чистильщики обуви. В основном, этим ремеслом занимались люди бедные, подчас инвалиды. Они сидели на низеньких скамеечках перед высоким креслом с ящиком, в котором держали свой инвентарь. Различные щетки, вакса, бархотки, гуталин – вот и весь незатейливый арсенал, который изо дня в день использовали чистильщики обуви, натирая башмаки клиента до блеска и, тем самым, зарабатывая себе на пропитание.
В своей книге «Из воспоминаний об Одессе» известный писатель и журналист Лев Штерн напишет: «Уличный чистильщик обуви весь свой инвентарь носил в деревянном ящике (иногда возил его на колесиках), который одновременно служил сидением для клиента. Я был мал и не могу обобщать, помню только одного чистильщика работавшего на Пушкинской угол Греческой. Это был инвалид. Каждое утро он, опираясь на костыль, выкатывал высокий деревянный ящик, что-то собирал и ящик превращался в высокое сидение для клиента со спинкой и подставкой для ног».
Интересно, что кроме обычных кожаных башмаков чистильщики белили пользовавшиеся в то время огромной популярностью белые парусиновые туфли. Для этого они использовали специальную краску с витиеватым названием «цинквайс», а на деле – обыкновенными цинковыми белилами.
Конечно же, далеко не все пользовались услугами чистильщиков. В основном, горожане чистили свою обувь сами, а парусиновые туфли «обновляли» зубным порошком.
Татьяна Руднева