Интересная Одесса: самый многострадальный мост

0

В нашем южном городе много мостов. Мосты с вековой историей и мосты современные, мосты, украшенные красивым чугунным литьем, и мосты в строгом духе конструктивизма, они выполняют очень важную функцию – обеспечивают транспортное и пешеходное соединение в городе. Ведь Одесса вся испещрена балками, и не будь мостов – передвигаться по городу было бы крайне затруднительно.

Так, самым длинным одесским мостом является Строгановский мост, построенный в 1863 году и получивший свое название в честь Новороссийского генерал-губернатора графа Александра Григорьевича Строганова.

1

Строгановский мост строили целых десять лет – с 1853 по 1863 год. Основные работы по сооружению моста проводил инженер Маевский, а потом, всего лишь за год, одесский архитектор Феликс Гонсиоровский завершил строительство.

6

Самый длинный мост города тянется вдоль Греческой улицы, над Польским и Деволановским спусками, соединяя, таким образом, разорванную Карантинной балкой Греческую улицу. Его длина составляет 120 метров, а наивысшая точка – более 13 метров. По сути, Строгановский мост состоит из двух соединенных мостов – это трехарочный мост над Польским спуском и двухарочный мост – над Деволановским.

2

Пока мост не оградили высокой чугунной решеткой, к его услугам прибегали некоторые разочарованные горожане чтобы свести счеты с жизнью, поэтому, у Строгановского было еще одно негласное название − «Мост самоубийц». Так, известный бытописатель Одессы Александр де Рибас писал о мосте следующее: «…снабжен ныне высокою чугунною решеткою для предотвращения самоубийств. Несчастные, замученные жизнью, опираясь в отчаянии на прежние низкие каменные перила моста, испытывали непреодолимое стремление полететь вниз головою. Случаи самоубийств так одно время участились, что пришлось сделать высокую решетку».

3

В своем первозданном виде мост просуществовал около 120 лет и в начале 80-х годов прошлого века был разобран. Что послужило причиной столь резкого решения, до сих пор остается неизвестным, хотя многие специалисты в один голос твердили о том, что конструкция моста – надежная и простоит еще много десятилетий, необходимо было провести лишь небольшую реставрационную работу. Однако мнение специалистов не было учтено, и уже в 1985 году на месте старого Строгановского моста выросла единая железобетонная конструкция.

10

А от старого памятника архитектуры не осталось ничего, кроме названия, да высокой литой чугунной решетки. Краевед Владимир Варна позже напишет: «После убогой «реконструкции» 80-х годов прошлого века мост частично утратил свой романтический шарм. Массивные опоры, сложенные из выщербленных превратностью бытия брусьев ракушечника, были заменены скучными бетонными конструкциями. Исчезли тяжелые ржавые плиты, вдвинутые в верхнюю часть моста и производившие впечатление загадки и смутной угрозы. Исчезли и многие другие живописные детали — вроде узкого металлического перехода, ведущего с моста прямо на верхний этаж одного из соседних домов». 

4

Интересно, что еще до реставрации, со Строгановским мостом соединялся маленький пешеходный мостик, который вел на третий этаж дома №9 на Польском спуске. В доме размещался притч польского костела, здесь собирались паломники по святым местам, и находилась небольшая богадельня. Выход на мостик был в торце третьего этажа. Однако после перестройки Строгановского моста пешеходный мостик не был восстановлен.

5

А еще Строгановский мост интересен тем, что по нему пошел в свой первый рейс первый электрический трамвай Одессы. Это произошло 24 сентября 1910 года. Ровно в 14.00 одесский градоначальник Иван Николаевич Толмачев перерезал цветную ленту, преграждающую путь четырем разукрашенным вагонам, которые тотчас же выехали из деревянного депо, сооруженного в районе Лидерсовского бульвара, и отправились в свой первый путь по центральным улицам Одессы. Трамвай следовал до Греческой площади.

7

«Трамвай показался на мосту (Строгановский) желто-красный со стеклянным тамбуром впереди. Под крики он прошел мимо нас тамбуром, наполненный людьми, среди которых был какой-то высокопоставленный священник, кропивший перед собой водой», − так описывал это радостное событие одесский писатель Юрий Олеша.

?????????????????

Трамвай по Строгановскому мосту ходил вплоть до начала февраля 1965 года. Сейчас там ходят только троллейбусы и автомобили.

Татьяна Руднева

Больше новостей на нашем телеграм-канале: https://t.me/volnorezodessa