Идея запуска городской электрички в Одессе взята на вооружение и может быть осуществлена в сотрудничестве с «Укрзализныцей».

Итак, когда и по каким линиям могут поехать в Одессе городские электрички, какие они могут быть, сколько это будет стоить?

Все подробности проекта одесской городской электрички и его разработки — в видеосюжете.

Городская электричка: с чего все начиналось

8 лет назад, как раз в ноябре 2013 года, главный редактор издания «Пассажирский транспорт» Александр Вельможко сделал первый набросок проекта городской электрички в Одессе. Основная идея заключалась в том, чтобы использовать существующую железнодорожную инфраструктуру Одессы для организации по ней городских пассажирских перевозок по трем маршрутам. А также слегка проанализировал удачный опыт использования в том или ином виде железных дорог для городских перевозок в Москве, Берлине, Париже, Карлсруэ и, не слишком удачный, в Киеве.

Также выяснилось, что в Одессе уже пытались использовать железную дорогу в качестве городского транспорта. И это я говорю не о паровичках «Ванька-Головатый» на Фонтан и Хаджибейский лиман (по сути это были пассажирские узкоколейные железные дороги) и поездов на Куяльник, а о делах почти современных. В середине 1980-х в Одессе ходил городской дизель-поезд от станции Одесса-Восточная в порт для подвозки к рабочим местам докеров с поселка Котовского и Пересыпи. Почему дизель-поезд? А потому что железная дорога в одесский порт от станций Одесса-Пересыпь и Одесса-Застава-2 была неэлектрифицированной. Впрочем, проект оказался или неудачным, или нерентабельным для рушащейся советской экономики, или же городской дизель-поезд «не вписывался» в очень плотный график движения грузовых составов — и его отменили.

И вот, буквально на днях, моя идея 2013 года, изложенная городскому руководству, была озвучена мэром Одессы — на волне позитивной эйфории от запуска поезда «Дунайский экспресс» в Измаил. Этот поезд стал плодом развития моих идей областной администрацией и дальнейшего сотрудничества уже с руководством «Укрзализныци», Поэтому теперь — показываем проект городской электрички с двумя важнейшими линиями от станции Одесса-Восточная до вокзала и до порта, а также планами развития на перспективу.

Нюанс запуска городской электрички в Одессе состоит в том, что она будет идти по одним путям с другими поездами — и пригородными, и пассажирскими, и грузовыми. Поэтому запустить городскую электричку так, чтобы она ходила часто не получится чисто технически

Возможные направления городской электрички в Одессе

Конфигурация железных дорог в городской черте Одессы такова, что железнодорожный вокзал находится практически в самом центре города — и это очень удобно для пассажиров. Магистральные линии охватывают промзоны и проходят в непосредственной близости от крупного жилмассива — поселка Котовского. Также еще одна железнодорожная ветка заходит в порт — непосредственно в самом центре города, буквально в двух шагах от Дюка и парка Шевченко.

Поселок Котовского — самый проблемный район города с точки зрения транспортного сообщения. Он связан с остальными районами города всего двумя автодорогами — Николаевской дорогой и Объездной дорогой, а также трамвайной линией.

На основе исследований экспертов Европейского банка реконструкции и развития, суммарный пассажиропоток всех видов транспорта (трамвай, автобус, маршрутка) по Николаевской дороге на 2010 год составлял около 9 тысяч пассажиров в час. Такой поток пассажиров вполне могла бы «переварить» современная трамвайная линия с качественными путями и вместительным подвижным составом — наподобие, хотя бы линии скоростного трамвая в Киеве на Борщаговку. Но в условиях ограниченного парка вагонов трамвая и преобладания автобусов малой вместимости даже этот пассажиропоток с трудом «обрабатывают» и трамваи и автобусы. Мало того, в случае серьезных ДТП на Николаевской дороге, улицах Атамана Головатого и Черноморского казачества или погодных катаклизмов в виде сильных дождей с последующими затоплениями, транспортное сообщение с поселком Котовского прерывается на время от нескольких часов до суток. И тогда остается только Объездная дорога и железная дорога.

Как проехать электричкой по Одессе сейчас

В пределах Одессы проехать железной дорогой можно пригородными электричками. Из них по «колосовскому направлению», которое проходит через Пересыпь и поселок Котовского, ежедневно отправляются и прибывают шесть пар электричек — четыре до Колосовки, две до Помошной, а также один вечерний рейс из Знаменки. Также электричками в сторону Раздельной, Вапнярки, Балты, Белгорода-Днестровского можно доехать до станции Одесса-Застава-1, платформы «Житомирская».. Наиболее интенсивное движение электричек — от вокзала до первых двух остановок, платформ «Одесса-Малая» и «Одесса-Поездная».

Пригородные поезда неудобны для горожан. Во-первых, пригородные электрички ходят очень редко — и тут надо приспосабливаться к их расписанию. Во-вторых, чаще всего они заполнены пассажирами из соседних населенных пунктов, иногда до состояния битком набитых вагонов. В-третьих, в большинстве случаев остановки электричек находятся в не очень удобных местах. Например, станция Одесса-Восточная и платформа «Шевченко» обслуживают в пределах пешеходной доступности лишь небольшую часть поселка Котовского — от нечетной стороны проспекта Добровольского до железной дороги, а также поселок Шевченко.

Городская электричка: маршрут Одесса-Восточная — Одесса-Главная

Первый городской железнодорожный маршрут, совершенно естественно, пролегает от станции Одесса-Восточная на северо-восточной окраине поселка Котовского до железнодорожного вокзала. Нынешние пригородные электрички преодолевают этот участок длиной в чуть более 23 километров за 51 минуту. Электрички делают остановки на платформах и станциях «Одесса-Малая», «Одесса-Поездная», «Одесса-Застава-2», «Слободская», «Одесса-Пересыпь», «Одесса-Сортировочная», «Шевченко» и «Одесса-Восточная». Таким образом, средняя скорость движения составляет около 27 км/час. Это значительно больше, чем у трамвая (там сейчас около 16-18 км/час) и даже больше проектной скорости скоростного маршрута трамвая «Север-Юг» (22,5 км/час).

Кстати, еще несколько лет назад именно по этому маршруту курсировали электрички — был один рейс в сторону вокзала в утренний час пик.

Теоретически, время в пути от Одессы-Главной до Одессы-Восточной можно уменьшить до 45 и даже 40 минут — за счет более динамичного скоростного режима. В подобном случае электричка будет по скорости выигрывать по времени у автобусов и маршруток, которые даже при отсутствии пробок на дорогах едут от района вокзала до конца поселка Котовского около часа, а с пробками — часто даже более полутора часов.

При времени в пути в одну сторону от 45 до 50 минут технически удобно организовать отправления от Одессы-Главной и Одессы-Восточной каждый час, например, с 6 часов утра до 22 часов вечера с возможным пропуском одного-двух рейсов в середине дня. Тогда получится создать удобное и понятное для пассажиров «тактовое» расписание: с отправлением от конечной в начале каждого часа (6:00, 7:00, 8:00 и так далее). Затем по прибытию электропоезд будет стоять на одной из конечных 10-15 минут — этого времени достаточно, чтобы локомотивная бригада перешла из одной кабины в другую, сменив направление движения. В утренний час пик, когда больше всего пассажиров едет с поселка Котовского, эти электрички будут дополнены еще тремя пригородными поездами, аналогично в направлении от вокзала на поселок Котовского после обеда и вечером — еще тремя пригородными.

Городская электричка: маршрут Одесса-Восточная — Одесса-Порт

На станции Одесса-Порт когда-то имелся внушительный вокзальный комплекс, центральная часть которого была разрушена во время Второй мировой войны. От него уцелели два боковых корпуса и пассажирская платформа — между Потемкинской лестницей и Таможенной площадью. Этого вполне достаточно для обслуживания электропоезда в формате городской электрички. Общая длина маршрута от станции Одесса-Восточная до станции Одесса-Порт — чуть более 15 километров с остановками «Шевченко», «Одесса-Сортировочная», «Одесса-Пересыпь», Длина участка от станции Одесса-Пересыпь до платформы на станции Одесса-Порт — чуть более 3 километров. Время в пути сейчас от Одессы-Восточной до Одессы-Пересыпь — 19 минут, оставшийся участок, с учетом сложного профиля и следования по станционным путям на небольшой скорости, преодолеет еще за 8-10 минут. Таким образом. общее время в пути составит около 28-29 минут в одном направлении.

Однако, с учетом загруженности железных дорог и, теоретически, наличия «основного» маршрута от вокзала до Одессы-Восточной, отправления городских электричек по данному маршруту имеет смысл также раз в час. Например, чтобы от станции Одесса-Восточная они отправлялись в 30 минут каждого часа с 6:30 до 22:30 — в 6:30, 7:30, 8:30 и так далее.

В таком случае от станции Одесса-Восточная на поселке Котовского каждые 30 минут будет отправляться городская электричка — по очереди, либо к железнодорожному вокзалу, либо в порт в самый центр Одессы.

Городская электричка: маршрут Одесса-Главная — Одесса-Порт

Такой маршрут может ходить от станции Одесса-Главная до станции Одесса-Порт с остановками на «Одессе-Малой», «Одессе-Поездной», «Одессе-Заставе-2», «Слободской». Его длина чуть более 13 км. Время в пути — чуть менее 30 минут, из которых 22 минуты — на участке от Одессы-Главной до платформы «Слободская».

Данный маршрут имеет смысл только при наличии значительного потока пассажиров из района Ближних Мельниц, Заставы, Слободки в сторону центра города с Приморским бульваром. В случае же низкого пассажиропотока запуск такого маршрута не имеет смысла – для перевозки пассажиров вполне хватит нынешнего «автономного» троллейбуса №15, который ходит по улицам Приморской и Балковской.

Городская электричка: маршрут Одесса-Главная — «западное» направление

Городскую электричку, теоретически, можно запустить в так называемом «западном» направлении — от Одессы-Главной через платформы «Одесса-Малая», «Одесса-Поездная», «Житомирская» до станции Одесса-Западная. Длина такого маршрута составит чуть более 10 км с временем в пути 22 минуты. Однако, пассажиропоток охватываемых этим маршрутом районов города крайне невелик. А когда-то существовавший поток пассажиров с электричек к промрынку «7-й километр» давно иссяк как по причине меньшей популярности самого рынка, так и по причине регулярной работы в данном направлении различных автобусных маршрутов.

Однако, железнодорожные пути там идут далее, и не только по магистральной линии к Белгороду-Днестровскому. Электрифицированные пути станции Одесса-Западная продолжаются почти до автодороги Одесса-Черноморск, а затем продолжаются еще дальше — но уже в виде неэлектрифицированной, чисто «грузовой» ветки к паромному комплексу и к Рыбному порту. Последняя ветка вплотную примыкает к населенным пунктам — пгт Таирово, селу Бурлачья Балка и жилмассиву Совиньон. С учетом массового многоэтажного жилого строительства в этих местах, следует проработать экономическую эффективность электрификации этой ветки с обустройством на ней двух остановочных пунктов — у пгт Таирово и около Совиньона. Общая длина подобного маршрута составит около 22 километров с временем в пути 30-35 минут в одну сторону. О регулярности движения по такому маршруту судить пока сложно, но если такой проект будет реализован — то электропоезда имеет смысл запускать раз в час.

Новые станции

Нынешняя структура станций и остановочных пунктов на железной дороге в Одессе сформировалась несколько десятилетий назад и, в основном, отражает тогдашние нужды самих железнодорожников и крупных промышленных предприятий, расположенных вдоль железных дорог. Вместе с тем, ряд существующих станций обеспечивают удобные пересадки на городской транспорт и могут служить удобными транспортными узлами. Например, платформа «Одесса-Малая» обеспечивает пересадку на трамваи «люстдорфского» направления №3, №13, №26, №27 и трамвай №10 на Черемушки. Станция «Одесса-Застава-2» обеспечивает пересадки на троллейбус №3 и трамвай №21, которые через Молдаванку идут в центр города. Станция «Одесса-Сортировочная» очень удобна летом для отдыхающих на пляже Лузановка.

Инфраструктура одесских станций везде, кроме остановки «Одесса-Малая», позволяет принимать электропоезда в 8-10 вагонов — общей длиной 160-200 метров. Но при этом платформы на станциях Одесса-Главная и Одесса-Восточная высокие, также высокая одна из платформ на «Одессе-Малой», и платформа «Житомирская», Все остальные платформы — низкие. Однако, для удобства пассажиров имеет смысл реконструировать все платформы по линиям городской электрички на высокие. Это обеспечит достаточно удобную посадку в существующие электропоезда «ЭР9», а при заказе электропоездов иного типа можно оговорить конструкцию, удобную для посадки с высоких платформ.

Вместе с тем, расположение железной дороги в непосредственной близости от крупных транспортных развязок просто заставляет предложить, как минимум, три новых остановки.

Первая — «Херсонский сквер» в случае запуска маршрута городской электрички на станцию «Одесса-Порт» может быть построена непосредственно на насыпи железной дороги между двумя мостами над улицами Атамана Головатого и Черноморского Казачества. Организовав удобные лестницы или даже эскалатор с железнодорожной платформы, пассажиры могли бы пересаживаться на трамваи, следующие от Пересыпского моста и Херсонского сквера на Пересыпь, поселок Котовского, центр города, Слободку, а также на троллейбусы №10 и №15 и множество автобусов.

Еще одна станция может быть организована после реконструкции в виде строительства заново Ивановского путепровода непосредственно под ним (или над ним). Это даст возможность пересадки на троллейбусы №3 и №12 в сторону Заставы, Молдаванки, центра и Черемушек, а также на ряд пригородных автобусов, идущих по трассам на Рени, Овидиополь и Кучурган. В подобном случае здесь имеет смысл даже организация пригородной автобусной станции – чтобы разгрузить центр Одессы от автобусов.

Третья станция может быть создана у путепровода, по которому железную дорогу пересекает улица Михаила Грушевского. Это даст возможность использовать городскую электричку жителям Сахарного поселка и новых микрорайонов вдоль улиц Грушевского, Пестеля, Промышленной и т.д., а также возможность пересадки на троллейбус №8 и доехать всего одну остановку к центральному автовокзалу.

Дополнительные автобусы

Не самое удобное расположение станции Одесса-Восточная и платформы «Шевченко» на поселке Котовского можно компенсировать запуском «фидерных» или «подвозящих» маршрутов автобусов или электробусов. Это два маршрута от станции Одесса-Восточная и два от платформы «Шевченко» — все до торгового центра «Ривьера» как крупного узла притяжения людей. Эти маршруты пройдут по основным «перпендикулярным» улицам поселка Котовского — Паустовского, Генерала Бочарова, Академика Заболотного и Марсельской.

Такие маршруты должны обслуживаться подвижным составом большой или даже особо большой вместимости по графику, который обеспечил бы прибытие к железнодорожной станции перед отправлением электропоезда в сторону вокзала или порта и отправлением после прибытия электропоезда. Учитывая, что электропоезда при запуске двух маршрутов будут ходить каждые 30 минут, а к ним также будут «добавляться» пригородные поезда — то оптимальнее всего просто организовать работу таких автобусов с постоянным интервалом в 10 минут.

На чем ехать?

Предложенные маршруты требуют, исходя из графика с отправлениями каждый час в каждую сторону, по два электропоезда на каждый маршрут. То есть, при запуске маршрутов от Одессы-Восточной до железнодорожного вокзала и станции Одесса-Порт, потребуется 4 состава, Организация маршрутов городской электрички делает необходимой либо закупку не менее 4 новых составов, либо переброску «Укрзализныцей» 4 существующих составов после модернизации и капитального ремонта.

В зависимости от финансовых возможностей, электропоезда в режиме городской электрички в Одессе могут быть как новыми, например типа «Stadler Flirt», так и модернизированными существующими типа «ЭР9» или «ЭПЛ9».

Парк электропоездов на одесском железнодорожном узле сравнительно невелик: все перевозки обеспечивают всего 17 составов типов «ЭР9П», «ЭР9Е» и «ЭР9Т», почти все они работают в полной 10-вагонной составности и находятся в хорошем или очень хорошем техническом состоянии.

Вместимость стандартной 10-вагонной электрички типа «ЭР9» только по сидячим местам в обычной комплектации — более 1000 человек, плюс еще некоторое количество стоячих пассажиров — суммарно 1600-1700 человек. Использование электричек этого типа в 6-вагонной составности даст возможность перевозки около 600 человек сидя при стандартной компоновке салона и до 1000 человек со стоячими. При использовании 6-вагонной электрички с уменьшенным числом сидячих мест (до 70-76 в промежуточных и 50-56 в головных) можно обеспечить, в среднем, 380-400 сидячих мест и около 1200 человек общей вместимости со стоячими.

Если же будет закупаться электропоезд «Stadler Flirt» в стандартной составности в 5 вагонов, он будет иметь около 260 сидячих мест и брать еще примерно столько же стоячих пассажиров — всего до 500 человек. Такой поезд удобен для посадки на низких платформах благодаря низкому уровню пола у дверей и большей части салона.

Цена вопроса

По большому счету, в плане капитальных затрат речь идет вначале лишь о стоимости закупки упомянутых выше 4 электропоездов, либо стоимости модернизации 4 электропоездов.

Если мы говорим о закупке 5-вагонного электропоезда с характеристиками, как у «Stadler Flirt», то, судя по проводимому сейчас «Укрзализныцей» тендеру, стоимость одного такого поезда составит около 390 миллионов гривен или 13 миллионов евро. То есть — 4 поезда обойдутся в 1,2 миллиарда гривен при единовременной закупке, или же эта сумма будет растянута на 15-20 лет в кредит или лизинг.

Модернизация одного электропоезда типа «ЭР9», как это делают на Киевском электровагоноремонтном заводе в 2021 году, обходится примерно в 70 миллионов гривен для 10-вагонной электрички (или 42 миллиона для 6-вагонной). За эти деньги полностью обновляется салон, ставятся новые стеклопакеты, пандусы для въезда в вагон колясок с высоких платформ, ставится электронное табло, капитально ремонтируется электротехническая и ходовая часть. В Одессе уже имеется  несколько электричек, отремонтированных в 2019-2021 гг. по такому или похожему образцу. В таком варианте затраты составят от 160-170 миллионов гривен при модернизации 6-вагонных электричек до 280 миллионов при модернизации 10-вагонных. При этом в случае вывода одного из составов на ремонт или регулярное техобслуживание, он может быть легко заменен одним из обычных составов пригородных электричек на 1-2 дня или несколько дней.

Далее следуют эксплуатационные расходы по техническому обслуживанию электропоездов, оплате работы локомотивных бригад и проводников-кондукторов.

Опыт работы городской электрички, когда сами электропоезда были переданы для обслуживания КП «Киевпасстранс», которое должно было оплачивать их техобслуживание в моторвагонных депо «Укрзализныци», оказался неудачным.

А вот другая модель работы, которую сейчас пробуют в качестве пилотного проекта на дизель-поезде сообщением «Одесса — Измаил», может оказаться приемлемой для Одессы. Суть этой модели — Public Service Obligation (PSO), состоит в том, что «Укрзализныця» предоставляет для «заказанных» местными властями перевозок качественный и современный подвижной состав. А местные власти доплачивают из местных бюджетов разницу между реальными расходами на содержание такого рейса и средствами. полученными от продажи билетов. Таким образом, расходы на приобретение или модернизацию подвижного состава для городской электрички при такой модели берет на себя сама железная дорога. А город (в случае маршрута по «западному направлению» — также Таировская ОТГ) оплачивают лишь разницу между стоимостью проданных билетов и себестоимостью перевозок.

Это позволит железной дороге получить безубыточную систему перевозок. Люди при этом получают удобное железнодорожное сообщение на качественном подвижном составе. А местные власти частично дотируют эти перевозки.

Тарифный вопрос

Это один из главных вопросов — сколько будут платить одесситы за проезд в будущей городской электричке. Сейчас участок от Одессы-Главной до Одессы-Восточной (мы будем рассматривать его как максимальный) считают в 24 километра длины и применяют к этому тариф при полной стоимости в 15,9 гривен. То есть, электричка на данном этапе в городских перевозках оказывается в 1,6 раза дороже маршрутки и в 2 раза дороже городского электротранспорта.

При запуске в Одессе городской электрички тарифная система должна быть сделана максимально удобной, максимально простой и интегрированной в общую тарифную сеть городского транспорта, что можно и нужно сделать в системе электронного билета. Например, при нынешней базовой стоимости разового проезда в маршрутках, цена билета на электричку в городской черте Одессы также не должна превышать 10 гривен. Имеет смысл включить электропоезда в систему городских постоянных билетов, которые также должны действовать во всех видах городского транспорта Одессы. В эту же тарифную сеть должны быть включены билеты на проезд и в пригородных электричках в черте города Одессы.

При оплате же разового билета имеет смысл делать билет на одну поездку стоимостью 10 гривен, билет с правом одной пересадки на другой вид городского транспорта или разовый билет с ограниченным сроком действия (90 минут и возможность любых пересадок в течении этого времени) стоимостью 15 гривен.

Проезд льготных категорий пассажиров в городской электричке необходимо оставлять бесплатным только для тех видов льгот, которые предусмотрены законодательством Украины. Проезд же пенсионеров по возрасту именно в городской электричке необходимо либо делать платным, предусмотрев, например, 50% скидки при покупке проездного билета, либо монетизировать эти льготы, исходя из определенного лимита поездок на месяц.

Сроки запуска

В том случае, если детальный проект запуска городской электрички будет разработан до конца 2021 года, а затем на его основе будет подписан меморандум между одесской мэрией и «Укрзализныцей» по принципу Public Service Obligation, то запустить городскую электричку можно в 2022 году. Но для этого примерную сумму софинансирования со стороны города уже нужно заложить в городской бюджет на 2022 год — проект бюджета уже есть, но его надо доработать.

Если будет выбран максимально дешевый вариант с модернизацией 4 составов по 6 вагонов — то силами «Укрзализныци» это может быть сделано за первое полугодие 2022 года или даже ранее. А за это время могут быть оперативно построены высокие платформы на всех станциях в Одессе.- «Укрзализныця» показала, что может это делать быстро при наличии четко поставленной цели.

Город же к этому времени должен будет подготовить удобную систему тарифов.

Таким образом, минимально возможный срок запуска городской электрички в Одессе — примерно к 1 июня 2022 года. Более реальный, учитывая бюрократические проволочки и возможные технические проблемы — к дню города 2 сентября 2022 г. При этом в тестовом режиме с ограниченным числом рейсов (например — 2-3 рейса в утренний и еще 2-3 рейса в вечерний час пик) можно пытаться запускать в любой момент с одним-двумя составами из имеющегося парка обычных пригородных электричек.

Больше новостей на нашем телеграм-канале: https://t.me/volnorezodessa