На современном этапе непростое соседство Украины и Румынии стало визитной карточкой двусторонних отношений. Пожалуй, по количеству территориальных споров, украинско-румынские отношения не уступают даже газовым проблемам в двусторонних отношениях с восточным соседом. Борьба за ресурсы и исторические претензии выступают корнем ряда проблемных вопросов.

Не секрет, что в украинско-румынских отношениях существуют неоднозначные моменты, которые достаточно часто преувеличиваются частью политической элиты двух стран и используются в качестве средства для привлечения электората. Нередко отечественные масс-медиа пестрят заголовками о потенциальной «войне» с юго-западным соседом, а идея так называемой «Великой Румынии» уже многие годы является атрибутом любой румынской предвыборной кампании. Тем не менее, не следует преуменьшать возможные последствия для Украины от непростых отношений с Румынией, особенно в случае самоустранения либо уступчивой позиции.

Соответственно, рационально рассмотреть сущность территориальных споров между Украиной и Румынией, а также их «производные».

В определённой степени исторической предпосылкой данных споров следует считать факт максимального территориального расширения Румынского королевства до 1940-х годов. В частности, в состав расширенной «Великой Румынии» входила Молдова и территории Украины, включая Буковину, Заднестровье, территорию от Прута до Западного Буга. Однако согласно Пакту Молотова-Риббентропа, а затем по итогам Второй мировой войны, Северная Буковина и Герцаевский край перешли в состав Советской Украины. Соответственно, желание реинтеграции данных территорий до сих пор не покидает ряд националистических кругов Румынии. Несмотря на то, что Румыния была последней из соседних стран, которая признала независимость Украины в существующих границах, территориальные претензии до сих пор стоят на повестке дня.

В 1993 г. Румыния денонсировала советско-румынское соглашение и предложила создать на спорных территориях т. н. «общее культурное пространство», что можно расценивать как первый шаг к реинтеграции Румынией украинских территорий. Особенностью территориальных претензий Румынии к Украине является их опосредованный характер. Иными словами, громкие заявления о «Великой Румынии», о пересмотре существующих границ высказываются либо представителями оппозиционных партий либо неправительственными актерами, дабы не создавать негативного имиджа страны с неурегулированными территориальными вопросами в рамках Евросоюза и НАТО, членом которых является Румыния.

Тем не менее, Румыния активно создаёт «пятые колонны» на ранее входивших в её состав территориях Украины, используя российский опыт в Южной Осетии. Жителям Одесской и Черновицкой области, которые граничат с Румынией, предоставляется румынское гражданство в упрощённом виде, согласно закону Румынии «О гражданстве», что не исключает возможности иметь двойное гражданство, но противоречит украинскому законодательству. Как ни странно, но румынские паспорта пользуются немалым спросом среди местных украинцев. Поскольку Румыния является членом Евросоюза, наличие румынского паспорта освобождает украинских заробитчан от необходимости получать шенгенскую визу и тем самым открывает возможности для трудовой миграции и ведения бизнеса в ЕС. При этом нужно учитывать то, что около 250 тыс. граждан Украины имеют второе гражданство, в том числе и румынское. Теоретически, как и в случае с Южной Осетией, Румыния сможет использовать наличие «своих граждан» на территории приграничных областей Украины для взращивания сепаратистских настроений и тенденций. При этом нужно учитывать то, что юго-западные регионы Украины никогда не отличались высоким уровнем жизни, а значительная часть населения – безработные. Например, по данным соцопросов, около 70 % жителей Буковины хотят уехать в страны Евросоюза на постоянное место жительства. Также нужно учитывать и то, что до 40 % жителей Черновицкой области работают в странах Евросоюза. В виду экономической неразвитости приграничных регионов Украины и наличия «своих граждан», Румыния может поднять вопрос референдума.

Кроме сухопутных границ, болезненным является вопрос разграничения речных и морских пространств. К примеру, Румыния пытается приращивать территорию путём искусственного изменения русла Дуная и подмывания береговой линии Украины. В связи с этим Килийский фарватер, по которому проходит украинско-румынская граница сместился в сторону Украины. Оказавшиеся, таким образом, за пределами фарватера украинские острова Майкан и Ермаков стали объектом территориальных претензий со стороны Румынии с 2010 года. Помимо этого, несанкционированное строительство Румынией Георгиевского канала в дельте Дуная привело к началу обмеления устьев украинской части реки. Также Украина лишилась роли т. н. международного судоходного транзита между Дунаем и Чёрным морем. Проблема речных границ усугубляется и актами нарушения румынской стороной экологической безопасности Украины. Не редки случаи слива сточных вод в реки Дунай, Прут, Тису румынскими химическими и горно-обогатительными предприятиями.

При этом Румыния активно пользуется «молчаливым» согласием со стороны Евросоюза. Кроме репутации поставщика гастарбайтеров (13 % населения Румынии – трудовые мигранты) и маршрута перспективного газопровода «Набукко», Румыния играет роль сырьевой базы Евросоюза. Причиной, которая заставляет европейских партнёров сохранять сдержанную позицию по спорным вопросам с Украиной, является наличие в Румынии крупных неразведанных месторождений нефти и природного газа.

Потому Евросоюз поддерживает борьбу Румынии за владение спорными нефтегазовыми месторождениями. Такая поддержка проявилась во время разрешения спора между Украиной и Румынией вокруг нефтегазоносного шельфа о. Змеиный в Международном Суде в 2009 году. Известно, что по решению Международного Суда, остров Змеиный остался в составе Украины. В тоже время Румынии перешло 90% перспективного нефтегазового месторождения на геологической структуре «Олимпийская», в соответствии решением Международного Суда. По данным экспертов, Румынии перешло 2 млн. т нефти и 70 млн. м3 природного газа.

Однако, не следует преувеличивать преимущества Румынии в решении территориальных споров с Украиной. Существует ряд факторов, сдерживающих румынские амбиции.

Достаточно сложно говорить о румынской политике патернализма над приграничными территориями Украины, в виду достаточно сложного экономического положения страны. Известно, что Румыния является одной из беднейших стран в Евросоюзе. По уровню Внутреннего Валового Продукта на душу населения, Румыния (13 840 $) уступает даже нестабильной Греции (27 073 $). Это говорит о невозможности Румынии инвестировать в приграничные регионы Украины, по примеру РФ в Крыму. Известно, что общее количество румынских инвестиций в экономике Украины не превышает 21 млн. $. Это говорит о том, что Румыния на современном этапе не имеет возможности подготовить экономическую почву для сепаратизма украинских территорий. Кроме того, большинство граждан Украины, имеющих румынский паспорт, социализированы в украинском обществе и не имеют особых связей со «второй родиной». Зачастую, румынское гражданство используется для упрощения трудовой миграции в Евросоюз, что является отдельной проблемой Украины. Более того, румынское этническое меньшинство на приграничных территориях, не настолько многочисленно для того чтобы стать основой для сепаратизма (в Одесской области – 5 %, в Черновицкой области – 19,8 %).

Продолжение следует…

Больше новостей на нашем телеграм-канале: https://t.me/volnorezodessa