Старообрядцы в истории Одессы

0

С первых дней основания Одессы важной группой городского населения − в экономике, политике, общественной и культурной жизни были старообрядцы. Старообрядчество в Одессе появилось с самих ранних этапов жизни города, когда в 1794 году четыре старообрядческие семьи из слободы Знаменки приехали на строительные работы в Гаджибей, подали прошение и были приписаны к только что основанному городу.

Большую часть староверов, осевших в Одессе, составляли беглые крестьяне из центральных российских губерний и выходы из-за границы – бежавшие сначала в Польшу, Турцию или Молдову, а после вернувшиеся обратно.

***

Старообрядчество (раскол) − религиозно-общественное движение, возникшее в России в XVII веке. Желая укрепить Церковь, патриарх Никон в 1653 году приступил к осуществлению церковно-обрядовой реформы, сущность которой сводилась к унификации богословской системы на всей территории России. Для этого следовало ликвидировать различия в обрядах и устранить разночтения в богословских книгах. Часть церковнослужителей во главе с протопопами Аввакумом и Даниилом предлагали при проведении реформы опираться на древнерусские богословские книги. Никон же решил использовать греческие образцы, что, по его мнению, облегчит объединение под эгидой Московской патриархии всех Православных Церквей Европы и Азии и тем самым усилит его влияние на царя. Патриарха поддержал царь Алексей Михайлович, и Никон приступил к реформе.

На Печатном Дворе начался выпуск исправленных и вновь переведенных книг. Изменение привычных обрядов и появление новых богословских книг, их насильственное внедрение породили недовольство. Начались открытые выступления защитников «старой веры», к ним присоединились недовольные усилением власти патриарха и политикой царя. Массовый характер раскол приобрел после решения Церковного собора 1666−1667 гг. о казнях и ссылках идеологов и противников реформы. Раскольники призывали к уходу от зла, к сохранению «старой веры», к спасению души. Они бежали в леса Поволжья и европейского севера, в Сибирь и основывали там свои общины.

Несмотря на суровые репрессивные меры властей, число старообрядцев в XVII веке постоянно росло, многие из них покинули пределы России.

***

В Одессе старообрядческая община стремительно разрасталась. Стоит заметить, что староверы числились преимущественно среди зажиточной части горожан и многие из них были приписаны к купеческому сословию.

В 1803 году у старообрядцев уже была своя каменная церковь: первый одесский старообрядческий храм располагался на месте будущего Преображенского собора.

Интересно, что в середине девятнадцатого века число старообрядцев по официальным данным, составляло более двух тысяч человек или около пяти процентов всех жителей города.

За время своего существования общиной было построено немалое количество храмов, которые, в конечном итоге, либо были отобраны, либо взорваны советской властью. К примеру: Покровский (на Александровском проспекте, в районе современной 1-й гимназии), Успенский (ныне – кафедральный собор по ул. Преображенской, 70), Михайловский и Петропавловский (на Молдаванке). Поэтому старообрядцы практиковали деятельность домашних часовен. Так, с 1820 по 1857 год активно функционировала домашняя часовня у купцов Никиты и Никифора Кондрашевых, а с 1905 по 1920-е годы – домашняя церковь во имя Николы Чудотворца в доме фабриканта Дмитрия Кирилловича Ларионова на Успенской улице. При этой церкви работала школа и был создан хор.

Также часовни открывались в различных частях города.

В 1906 году на углу улиц Малой Арнаутской и Преображенской началось строительство Покровской церкви. Храм возвели за четыре года, и в марте 1910 года храм Покрова Пресвятыя Богородицы был освящен архиепископом Московским Иоанном.

При церкви открыли приходское первоклассное училище для старообрядческих детей обоего пола.

 После революции в 1934 году  Покровский храм закрывают и разрушают, а  из его кирпича на его месте выстраивают здание средней школы № 118.

После освобождения Одессы старообрядческой общине было выделено в бесплатное и бессрочное пользование двухэтажное церковное здание на углу бывшей улицы Куйбышева и Колхозного переулка.

Здесь разместилась Старообрядческая православная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы которая действует  по настоящее время.

По материалам: Старообрядцы Украины и сайта Хронос

Татьяна Руднева

Больше новостей на нашем телеграм-канале: https://t.me/volnorezodessa