В первую очередь, это касается закона «Об образовании», принятого Верховной радой 5 сентября 2017 г. и вступившего в силу 28 сентября после подписания президентом Порошенко. Принятый закон фактически вводит монопольный статус украинского языка в процессе школьного обучения – согласно ему, языки национальных меньшинств допускаются к преподаванию лишь в начальной школе, а с 2020 г. все образование в стране должно стать украиноязычным.

Показателем недовольства румынской стороны явилась отмена визита президента Клауса Йоханниса, намеревавшегося посетить Украину в октябре. По словам самого Йоханниса, визит отложен до того момента, пока «Украина не устранит проблему с принятым законом, который, на наш взгляд, противоречит добрым взаимным намерениям». Румынский парламент принял декларацию о дискриминационной политике соседнего государства в отношении национальных языков и в полном составе проголосовал за создание специальной комиссии по вопросу украинского образовательного закона.

Кроме того, представители Румынии, наряду с венгерскими коллегами, обратились в Парламентскую ассамблею Совета Европы (ПАСЕ), инициировав обсуждение действий украинской стороны, и направили запрос в Венецианскую комиссию Совета Европы о соответствии новопринятого закона международным и конституционным обязательствам государства. Наконец, румынское внешнеполитическое ведомство выступило с итоговым заявлением, объясняющим суть выдвигаемых претензий.

В нем, в частности, отмечается, что статья 7 украинского закона «Об образовании» в ее нынешней редакции ущемляет право получения образования на родном языке лицам, принадлежащим к румынскому меньшинству. По словам главы МИД Румынии Теодора Мелешкану, вопрос обеспечения данного права останется на повестке дня до изменения позиции Киева.

Реакция Совета Европы не во всем и не вполне соответствовала румынской позиции, но давала основания надеяться на дальнейшую поддержку. ПАСЕ приняла резолюцию, в которой выразила обеспокоенность новым украинским законом «Об образовании» как способствующим значительному сокращению прав национальных меньшинств. При этом в ходе дебатов ПАСЕ приняла большинство поправок румынских и венгерских представителей, отстаивавших наиболее неприемлемую для Киева редакцию резолюции.

Кроме того, Парламентская Ассамблея высказала недовольство тем обстоятельством, что Украина направила законопроект на рассмотрение Венецианской комиссии после его официального принятия, а не до этого [6]. В свою очередь Венецианская комиссия также установила обоснованность ряда ранее высказанных претензий к закону.

В соответствии с заключением Комиссии, «статья 7 содержит важные двусмысленности и, как представляется, не обеспечивает соблюдение ключевых принципов, необходимых для выполнения рамочного закона в контексте международных и конституционных обязательств страны». Вместе с тем было отмечено, что Закон об образовании является рамочным законом, предполагающим в перспективе разработку дополнительного закона о среднем образовании, который «мог бы предусматривать детальные и более сбалансированные решения», принятые после консультаций с представителями национальных меньшинств.

Кроме того, скандальный закон создает правовую основу для преподавания ряда школьных предметов на официальных «европейских языках». В дальнейшем данное положение послужило базой для двусторонних соглашений Украины со странами ЕС и, в частности, с Румынией. Нельзя сказать, что подобное несоответствие осталось незамеченным.

Как подчеркивается в тексте заключения, принятый законодательный акт «не дает решений для языков, которые не являются официальными языками ЕС, в частности для русского языка как наиболее широко используемого негосударственного языка», «менее благоприятное отношение к этим языкам сложно оправдать, и поэтому оно поднимает вопрос о дискриминационности нормы». Впрочем, упомянутое замечание сложно назвать ключевым для европейского арбитража, основное внимание экспертов Комиссии было сосредоточено на правах национальных меньшинств, имеющих «европейскую аккредитацию».

Таким образом, Будапешт и Бухарест совместными усилиями скандализировали ситуацию посредством привлечения внимания европейских структур к происходящему на Украине. В своем подчеркнуто негативном восприятии украинского законотворчества Румыния вслед за Венгрией заявила о готовности торпедировать любое сближение Киева с ЕС и НАТО до тех пор, пока не будет найдено приемлемое решение проблемы. В самом начале конфликта румынский МИД рассчитывал заручиться поддержкой не только еще более решительно и жестко настроенного Будапешта, но и других стран, «пострадавших» от злополучного закона — Польши, Словакии, Болгарии.

Вскоре, правда, выяснилось, что перечисленные страны предпочитают действовать поодиночке, улаживая свои противоречия с Киевом на двусторонней основе. В течение октября 2017 г. Румыния всячески демонстрировала свое недовольство, однако на уровне дипломатических консультаций с представителями Украины шел интенсивный поиск компромиссной формулы, учитывающей интересы обеих сторон. Киев в свою очередь старался погасить разгорающийся конфликт, особенно опасаясь скоординированных действий недовольных государств.

С этой целью глава украинского МИД Павел Климкин совершил поездку в Бухарест, где провел переговоры с румынским коллегой Теодором Мелешкану. Визит состоялся 13 октября, то есть на следующий день после принятия болезненной для Украины резолюции ПАСЕ. Комментируя итоги своего визита, Климкин сказал: «В Румынии все совсем по-другому, чем в Венгрии. Есть готовность к открытому диалогу. Но нужно предметно работать с местной громадой».

Готовность к диалогу была продемонстрирована в ходе ответного визита главы МИД Румынии Мелешкану на Украину в декабре 2018 г. На этот раз встреча министров проходила в Черновцах — районе компактного проживания румынского меньшинства. Она сопровождалась целым рядом символических акций, призванных продемонстрировать Бухаресту, а также всему мировому сообществу отсутствие дискриминации украинских граждан по этно-языковому признаку. Самым значительным мероприятием стало открытие общеобразовательной румыноязычной школы в селе Йорданешти на Буковине.

Официальный Киев стремился всячески подчеркнуть конструктивно-партнерский характер взаимоотношений с западным соседом, и румынская сторона, как видно, не возражала. После окончания встречи Теодор Мелешкану назвал переговоры о проблемах румынской общины на Украине «очень хорошими и последовательными». При этом он подчеркнул, что речь не идет об изменении румынской позиции относительно украинского образовательного закона.

В Черновцах было решено начать переговоры по протоколу о сотрудничестве между министерствами образования Украины и Румынии. Данный документ должен предусматривать взаимные гарантии языковых прав нацменьшинств – предметом дальнейших переговоров становится не только положение румын на Украине, но и этнических украинцев в Румынии. Украинское правительство пообещало румынской стороне принять серию подзаконных актов, учитывающих особенности обучения детей в румыноязычных школах.

В соответствии с достигнутыми договоренностями, имплементация соглашений должна стать объектом постоянного мониторинга румынских властей, а финансирование учебных заведений планируется осуществлять при участии Бухареста. Несмотря на официальные заверения в неизменной и жесткой позиции, касающейся прав румынского меньшинства, власти Румынии продемонстрировали явное стремление к улаживанию спора с Киевом.

Причиной тому стали не только упомянутые геополитические соображения, состоящие в общности стратегических интересов двух стран. В определенной степени к улаживанию конфликтной ситуации может быть причастна и Польша, заметно сблизившаяся в последние годы с Румынией по поводу происходящего на Украине. Кроме того, в международной реакции на украинский образовательный закон отразился давний конфликт между Румынией и Венгрией, возникший также вокруг этнического меньшинства, только в данном случае — венгерского. Хотя обе страны выступили с осуждением Киева и в дальнейшем координировали свои усилия, надо полагать, Бухарест не намерен поддерживать непримиримый тон Будапешта, взятый им в отношении прав своих соотечественников, проживающих на Украине.

Это было бы контрпродуктивно, принимая во внимание, что и сама Румыния сталкивается с подобными венгерскими притязаниями, пусть и не столь ярко выраженными. Коль скоро у Бухареста есть возможность договориться с Киевом по самым принципиальным вопросам, обострение конфронтации представляется румынскому руководству нецелесообразным, во всяком случае, на данном этапе.

При этом сама этнотерриториальная первооснова конфликта с Украиной будет оставаться актуальной на обозримую перспективу как для Румынии, так и для Венгрии. Вскоре после принятия украинского образовательного закона, в момент, отмеченный особенно сильным недовольством румынской стороны, представители Киева и Бухареста встретились на заседании ПАСЕ. Комментируя агрессивно-эмоциональный тон заявлений румынской и венгерской делегаций, член украинской делегации в ПАСЕ, первый вице-спикер Верховной рады Ирина Геращенко обвинила своих восточноевропейских коллег в «скрытых территориальных претензиях к Украине», отметив, что «это недопустимо».

Возникает вопрос: насколько обоснованы подобные обвинения применительно к Румынии, и не являются ли они лишь болезненной реакцией украинской дипломатии на нежелательный международный резонанс, порожденный во многом действиями самих же киевских политиков и законотворцев? Озабоченность официального Бухареста судьбой соотечественников, проживающих в Украине, обусловила принятие масштабной программы поддержки румынской общины.

Продолжение следует…

А. Смирнов

Больше новостей на нашем телеграм-канале: https://t.me/volnorezodessa