Приватизация Одесского порта: выдумка или реальность?

0

Слухами о приватизации Одесского порта город полнится давно. Смена руководства на предприятии эти домыслы только подтвердила. Казалось бы, приезд в Одессу вице-премьер-министра Украины Бориса Колесникова и его официальное заявление о том, что порт приватизирован не будет, а причальная стенка предприятия и акватория порта останутся государственными, расставило все точки над «и». Но как быть с новым законопроектом «О морских портах Украины» и как его расценивать: как оптимальный способ привлечения иностранных инвестиций или прямой путь к скрытой приватизации?

Попытка реформирования морской отрасли Украины была предпринята еще в прошлом году, однако тогда проект закона «о морских портах Украины» был заветирован. Год спустя к аналогичному проекту возвратились снова.
Открытое поле для приватизации объектов морехозяйственного комплекса и создание администрации портов Украины – два главных и наиболее спорных пункта законопроекта. Согласно документу, причалы могут быть объектами аренды и концессии сроком до 49 лет без проведения конкурса. С одной стороны, это может обеспечить долговременные отношения со многими странами. С другой – позволит беспрепятственно передавать порты в частные руки: все акции в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных на базе единых имущественных комплексов, построенных за счет государственных и частных инвестиций, подлежат приватизации.
Какую пользу принесет приватизация Одесского порта и создание администрации портов подсказывает опыт других стран: наличие в каждом порту филиала этого предприятия позволяет более эффективно координировать всю хозяйственную деятельность и обеспечивать безопасность мореплавания. Что касается частных инвестиций, то на сегодняшний день более семидесяти процентов грузооборота только Одесского порта – это грузооборот именно частных компаний.
Но как быть с централизацией средств и с отдельно взятыми городами, в которых порт – главный источник финансирования? Ведь если раньше порты называли главными кормильцами морских городов, то сейчас это звание весьма сомнительно. Хотя по сравнению с другими портами, Одесский все еще держится. Если в том же Измаильском порту грузообороты за год сократились в двое: с шести миллионов до трех, то в Одесском, наоборот, возросли. Так, за март 2012 года объем грузооборота составил более двух миллионов, что почти на двадцать процентов превышает аналогичный период. Останутся ли такими же показатели, если порт все-таки приватизируют – неизвестно.
О скрытой приватизации Одесского порта говорит и тот факт, что на предприятии увольняют людей, некоторым сотрудникам урезают зарплаты или же отправляют в отпуск за свой счет. По словам некоторых сотрудников, работы на всех не хватает, а некоторые компании отказываются сотрудничать с предприятием.

Инна Лисовская

Больше новостей на нашем телеграм-канале: https://t.me/volnorezodessa