В 1970 году в состав космического морского флота вошло научно-исследовательское судно «Академик Сергей Королев», получившее имя основоположника практической космонавтики – главного конструктора ракетно-космических систем Сергея Павловича Королева. НИС «Академик Сергей Королев» предназначалось для управления космическими аппаратами из любого района Мирового океана. Корабль, построенный на Черноморском судостроительном заводе города Николаева был приписан к порту Одесса.
Зачем космическому флоту нужны были научные суда?
После запуска первого искусственного спутника Земли расчеты баллистиков показали, что из 16 витков, которые делает за сутки космический аппарат, 6 проходят над океанами. Их называли «глухие точки», с территории СССР они были «невидимы», а значит, полет проходил вслепую, без возможности управления.
У СССР не имелось островов и баз в другом полушарии, для того чтобы оборудовать там научно-измерительные пункты, поэтому решением проблемы стали научные суда, способные обеспечить связь Земли с космосом почти в любой точке океана. Впоследствии благодаря использованию космического флота все 6 труднодоступных витков стали видимы.
В первый экспедиционный рейс судно отправилось 18 марта 1971 года. За все время эксплуатации, с 1971 по 1990 год, «Академик Сергей Королев» выполнил программы 20 экспедиционных рейсов продолжительностью от трех до десяти месяцев, проведя в плавании в общей сложности почти десять лет.
Основное назначение судна
Научно-исследовательское судно «Академик Сергей Королев» обеспечивало оперативное управление космическими аппаратами: измерение параметров траектории движения, прием и обработку телеметрической информации, передачу командной информации, а также обеспечивало связь с космонавтами за пределами зоны радиовидимости наземного автоматизированного комплекса управления. Помимо этого, в задачи научных работников судна входило проведение исследований верхних слоев атмосферы и космического пространства. Основной район работы – Атлантический океан.
Научно-исследовательское судно «Академик Сергей Королев», как и другие суда космического флота, управляло космическими объектами обычно по централизованной схеме, когда команды рассчитывались и передавались из Центра управления полетом, а через судно проходили транзитом. Также была возможна автономная схема управления, когда команды рассчитывались и передавались на орбиту с самого судна, но такой режим управления использовался редко.
Основная многоканальная линия связи научно-исследовательского судна с Центром управления полетом проходила через спутники «Молния».
Среди выполненных в 20 рейсах работ – контроль и управление орбитальными комплексами «Салют» и «Мир», автоматическими и пилотируемыми объектами «Союз», «Прогресс2, «Космос» и другими при их стыковке, в орбитальном полете и при посадке. Работа по международной программе «Союз» – «Аполлон», участие в программах межпланетных полетов станций «Марс» и «Венера». Контроль вместе с НИС «Космонавт Георгий Добровольский» и «Кегостров» включения разгонных ступеней ракет-носителей при запуске двух межпланетных станций типа «Фобос» и др.
НИС «Академик Сергей Королев»
Научно-исследовательское судно «Академик Сергей Королев» по своей функциональности приравнивалось к флагману космического флота, судну «Космонавт Юрий Гагарин».
Судно длиной 181,9 м, шириной 25 м и высотой 13,2 м имело две платформы и четыре палубы. Корпус судна был разбит поперечными водонепроницаемыми переборками на четырнадцать отсеков. На судне имелась носовая и кормовая надстройки. В носовой надстройке находились ходовой мостик, судовая радиостанция, каюты комсостава и экспедиции, в кормовой — передающий радиоцентр и каюты экипажа. Палубы и платформы соединялись между собой трапами и пятью грузовыми лифтами.
НИС «Академик Сергей Королев» был рассчитан на 300 мест: экипаж –120, экспедиция – 180.
Члены экипажа и экспедиции размещались в одноместных и двухместных каютах. Для проведения досуга участники рейсов использовали салоны отдыха, библиотеку с читальным залом, спортивный зал, два плавательных бассейна (закрытый и открытый). Кают-компания была рассчитана на 64 места, столовая — на 156 мест. О здоровье участников экспедиционных рейсов заботились три врача-специалиста и фельдшер. Медицинский блок состоял из амбулатории, операционной, рентгеновского, физиотерапевтического и стоматологического кабинетов.
На судне было две универсальные вычислительные машины и несколько специализированных. Они обрабатывали траекторную, телеметрическую и научную информацию, осуществляли многообразные вычислительные операции, необходимые для подготовки к сеансам связи и для управления судовыми космическими системами во время сеансов.
Общее число лабораторий на научно-исследовательском судне «Академик Сергей Королев» составляло 85.
Главная энергетическая установка находилась в трюме кормовой части судна. Электроснабжение общесудовых и экспедиционных потребителей обеспечивалось семью дизель-генераторами мощностью по 100 кВт. Система кондиционирования и вентиляции поддерживала постоянную температуру в лабораториях, жилых и общественных помещениях. На судне имелась криогенная установка, которая вырабатывала жидкий азот для охлаждения параметрических усилителей командно-измерительной системы.
***
После распада Советского союза судно досталось Украине, но в связи с сокращением космических программ и отсутствием средств дальнейшая эксплуатация и содержание судна оказались невыгодными.
В 1996 году судно было продано Индии, переименовано в Orol и осенью того же года разделано на металлолом на кладбище кораблей в Аланге.
При подготовке статьи были использованы следующие материалы:
Андрей Шинкаренко: «НИС «Академик Сергей Королев», Капсула времени Николаевского базара
Татьяна Руднева