В Одессе состоялась премьера камерной оперы «Лифт»

0

«Впечатленность «Лифтом». У творческого человека катастрофически мало моментов, которые, пребывая в миксере памяти, не подверглись бы всяческим преображениям. Но, кажется, моей памятью пойман такой момент. Он так силен, что не нуждается в изменениях и дорисовках. Не нуждается в ретуши. И так самобытен, что перед этой самобытностью сложат оружие злокозненные ухищрения психики. Когда я говорю, что буду в мельчайших подробностях помнить премьеру оперы Людмилы Самодаевой «Лифт», подразумеваю: буду помнить незамутненно и незапятнанно. Потому что эта ВСТРЕЧА в интерпретации не нуждается», — такой пост на своей странице в соцсети Фейсбук написала писатель, лауреат литературной премии им. Пантелеймона Кулиша, Гоголевской «Триумф», им. Максимилиана Кириенко — Волошина, главный редактор литературного альманаха «Палисадник», литературный критик Элла Леус.

Элла Леус
Элла Леус

Я частенько оглядывалась на неё, под видом фото. Это очень скромный человек, всегда имеет намерение присесть где-то в зале… А тут ещё премьера музыкального произведения по её повести. Я видела: ей было очень любопытно, интересно, сопереживальчески. И, вообще, мне кажется, что она волновалась.

«Я побаиваюсь лифтов, так что много об этом думала. Вот мой Лифт и стал литературным персонажем и Существом. Эта повесть-пьеса была написана в 2011 году. Это не первое музыкальное произведение, написанное к моим произведениям. К пьесе «Собачий тупик» Людмилой Самодаевой была написана прекрасная музыка. Эта пьеса пока не поставлена, так что, этот тандем ждёт своего звёздного часа… Теперь о впечатлениях сегодняшних. Во многом я не узнавала текст, потому что он настолько здорово интерпретирован в музыке и голосе, в актёрской подаче солиста Андрея Малинича. Мне кажется, что это, как камерный спектакль – гениальный», — поделилась своими мыслями Элла Леус на премьере.

opera_1

«Это настолько необычно и так прекрасно, а диапазон голосовой так велик, да и перевоплощения необычайны, что кроме, как «гениально», ничего не могу и не хочу сказать!», — воскликнула одна из зрительниц, Лидия Маринич.

Конечно же, такую музыку может воспринимать только хорошо подготовленный слушатель: додекафония, какофония, игра на струнах открытой деки рояля, диссонирующие, на первый взгляд, хотя с математической точностью выверенные акценты, аккордовые позиции, трели и тремоло, коварные синкопы, партии баяна (потрясающий Алексей Мурза) и голоса. Нет, двух голосов, которыми владеет неподражаемый Андрей Малинич. Совсем юный, у которого, к тому же, в этот день ещё был и госэкзамен в Музыкальной академии им.Неждановой. А в зрительном зале присутствовала его педагог, композитор Алёна Томлёнова.

opera_2

«Я сбилась со счёта, какая уже у меня это камерная опера: то ли 13-я, то ли 14-я», — рассказала композитор Людмила Самодаева.

«По специфике этой музыки у меня должен быть особый состав исполнителей и таковой нашёлся. Это совершенно гениальный мальчик, Андрей Малинич. Такой уровень – просто счастье. Он владеет, как бы двумя голосами. Он бас-баритон, но партию сопрано он блестяще исполнил фальцетом. А здесь изначально были написаны партии для мужского и женского голосов. Однако певица заболела ещё перед первой премьерой, назначенной на фестивале «Два дня и две ночи». И Андрей подхватил это, что называется, выпавшее из рук знамя. Получилось блестяще. Здесь использована также повесть Эллы Леус «Аленький цветочек». А музыку – речитатив на слова Велимира Хлебникова «Я умер и засмеялся», с которым Главный герой выходит к зрителям, я написала специально к опере «Лифт»», — отметила Людмила Самодаева, автор вокальных циклов на стихи Беллы Ахмадулиной и Арсения Тарковского (вместе с супругом Игорем Потоцким она написала «Приношение Жаботинскому»), камерных опер – «Хью» по Хармсу, «Мирсконца» по Хлебникову, «Двойной Леон» по Ирчану.

opera_3

На следующее же утро после премьеры в Литературном музее, в свет вышла рецензия-эссе журналиста, литератора, культуролога, вице-президента Всемирного Клуба Одесситов Евгения Голубовского, где он, похоже, впечатлился и музыкой, и артистическим искусством исполнителей и абсолютно необычным сюжетом.

«Сюжет необычен.

Девушка встречать Новый год отправляется к своему молодому человеку.

Волнуется. Садится в лифт и между этажей подъемник застревает. И вдруг голос, мужской. Конечно же монтер. Или диспетчер. Но нет – это с ней беседует Лифт. И девушка начинает чувствовать нежность к влюбленному Лифту. И уже готова поверить, что ее юноша ей именно сейчас изменяет. Только поднимется, увидит и уйдет от него. Вернется в лифт. Но Лифт знает, что не вернется, что у него только одна возможность показать глубину своих чувств – покончить с собой…», — написал Евгений Михайлович.

opera_4

В общем-то, финал трагичный, оперный. Главный Герой, хотя и Лифт, посягнувший на человеческую сущность, погибает. Причём, самостоятельно обрывает свою жизнь. Ну не поднимется же язык утех, кто только что пережил вместе с ним и несчастной его заложницей столько драм одновременно, а затем его кончину, сказать, что это были всего лишь недоработки коммунальщиков из лифтового управления! Нет, это была драма жизни, о которой можно, нужно, обязательно необходимо петь на все голоса – струны души человеческой. И оставаться впечатлёнными…

Ольга Шубина