В музее западного и восточного искусства открылась художественная выставка «Люсьен Дульфан»

0

Придя на выставку «Люсьен Дульфан», которая открылась в помещении Ragtime (подвальный камерный выставочный зал с минималистическим оформлением и даже намеренными дырами в стенах) в музее западного и восточного искусства, я постоянно слышала сравнительные характеристики: Дульфан Тот и Дульфан сегодня….

dulfan_1

dulfan_2

Не могу сказать, что это были однозначно хвалебные оды или порицательные реплики, да и сама никак не могу сравнить эпохи творчества художника. Не была знакома с его работами Того времени. Уже на открытии узнала, что в своё время, а это были 1960-е – 80-е года 20 века, полотна Дульфана заняли свои места в коллекциях и домах одесситов. Мастер пользовался большой популярностью, прежде всего, за постоянное стремление разбить догмы. Его запомнили, как весёлого человека, писавшего попугаев на фоне моря.

dulfan_3

О, это был такой мастер эпатажа! — рассказала мне в частной беседе одна из очень уважаемых мною искусствоведов. — Начиная от внешнего вида и заканчивая его любимой темой «Поцелуй Иуды», которую он, пожалуй, первый начал так массивно раскручивать, не без доли даже сарказма и налёта современного цинизма. У нас тогда в музее находилась знаменитая картина Караваджо «Взятие под стражу». Надеюсь, что она к нам всё-таки вернётся после всех перепитий… А потом живописец уехал в США и выбрал своим постоянным местом жительства и творчества Нью-Йорк. То, что я вижу сегодня, — ничего нового, скучно, не интересно, глаз не горит. Да и художник так ни разу с тех пор и  не приехал в Одессу. Обычно все уехавшие одесситы, хотя бы раз стремятся приехать и навестить свой город.

— Как мне кажется, — вздохнула эксперт, — Америка его подчинила себе.

dulfan_4

Вообще-то, 77-ти летний художник ещё в 2015 году приезжал в Одессу, как рассказали друзья его, также из мира искусства. К слову, они подвергли сомнению, что все новые работы, представленные на выставке, принадлежат кисти Дульфана. Может поэтому некоторые корифеи от искусства постоянно твердили перед открытием, что и эта выставка вызовет скандал, как, дескать, в далёкой молодости. Но, это слухи, предположения… На экспозиции художник «общался» с посетителями путём записанной какой-то телепрограммы, которую демонстрировали на плазме. Но на выставке, где хочется всё получше разглядеть, куда пришло так много народу, долго у телека не задержишься.

dulfan_5

dulfan_6

Уточнила мнение известного арт-критика Уты Кильтер. Наивно так подхожу и  спрашиваю: «Ута, тебе нравится?»

За что тут же получила в её особом стиле отлуп: «Никогда мне не задавайте (мы на ты, это имеется в виду – передай дальше, чтобы неповадно было остальным) такой вопрос! Я — профессионал! (С этим не поспоришь) Поэтому, я не сужу такими (очевидно, примитивными ) категориями».

— Это – хорошо! — сказала Ута. — А для Одессы, так просто очень хорошо! Круто!

dulfan_7

О степени крутизны точно не стану вступать в дискуссию. К живописцам отношусь очень хорошо, но лучше всего, конечно, к Одессе. Собственно, обойти маленькое помещение получилось даже трижды, так что и работы удалось рассмотреть. Если честно, я не в восторге, понравились только некоторые работы из двух представленных серий «Kiss» и «My window». Больше, конечно, увлекли взгляды из окна художника: как он теперь воспринимает этот мир и что подмечает и как трансформирует. Не сладкая жизнь за окном, как мне показалось, а эпатаж отчего-то добавляет грустинку.

dulfan_8

dulfan_9

К слову, кураторы выставки, на мой взгляд, были больше озабочены благодарностью друг к другу за проделанную работу и состоявшееся, очевидно, не слишком легко мероприятие, чем готовы были по-настоящему обстоятельно рассказать о картинах, истории создания, американском периоде жизни и творчестве Люсьена Дульфана. Ну, «то таке», как сейчас принято говорить. По-сути, главное случилось – выставка «Люсьен Дульфан» открылась и будет работать до 3 декабря. Каков будет резонанс – время покажет.

Ольга Шубина (фото автора)