У берегов Одессы произошло масштабное кораблекрушение

0
Теплоход «Моздок»

Около полудня 13 января 1972 года у берегов Одессы, на траверзе между пляжами Дельфин и Отрада, произошло столкновение двух судов − болгарского танкера «Лом» и груженого ядохимикатами теплохода «Моздок» Черноморского морского пароходства. В результате кораблекрушения оба судна затонули.

Рано утром 13 января 1972 года случился резкий перепад температур. Температура воздуха в Одессе опустилась с +15 до -20°С, и над морем поднялась густая стена тумана высотой 30−50 метров.

Несмотря на неблагоприятные погодные условия, сухогруз «Моздок» вышел из порта в рейс Одесса − Хайфон. Тем же утром к Одессе подошел болгарский танкер «Лом» и запросил разрешение на вход в порт. На это ему ответили, что фарватер занят выходящим из порта сухогрузом «Моздок».

Болгарский танкер «Лом»

И может быть, все бы обошлось, но на танкере из-за неработавшего локатора пользовались эхолотом и сбились с курса. Когда увидели, что глубины уменьшаются и судно идет прямо в сторону пляжной зоны, капитан танкера развернул его на 180° и пошел в открытое море. А в это время к тому же месту уже подходил сухогруз «Моздок».

Избежать столкновения не удалось. Танкер «Лом» ударил сухогруз «Моздок» в правый борт, образовав пробоину площадью 35 квадратных метров. В момент удара на болгарском судне взорвались недегазированные танки и вспыхнул пожар. Ударная волна была такой силы, что на берегу в домах повыбивало стекла.

Район столкновения и гибели сухогруза «Моздок» и болгарского танкера «Лом»

В штормовое море вышли суда и спасатели. Первым у места аварии оказался дунайский буксир «Оперативный». Затем подошли другие буксиры, катера и теплоходы. Все попытки сдвинуть с места столкнувшиеся суда, а также разъединить их, чтобы отвести «Моздок» на мелководье, успеха не имели, поскольку они, как якорем, удерживались затонувшей средней частью танкера. Оба судна затонули…

В результате столкновения на теплоходе «Моздок» погиб один человек, который, запаниковав, спустил надувной плотик, и его утянуло течением. Сразу его найти не смогли, и только через полтора месяца обнаружили у берегов Румынии без признаков жизни. На танкере «Лом» из-за взрывов танков погибло сразу девять человек. Остальных членов команды обоих кораблей спасли вовремя подошедшие суда.

«Моздок» затонул на глубине 23 метра на расстоянии 2,5 миль от берега. На борту судна на тот момент находилось 10 тысяч тонн груза, в том числе мешки с ядохимикатами (более 1000 тонн дуста) и свыше 1600 тонн нефтепродуктов (топлива и масла).

Последние минуты сухогруза «Моздок» (на втором плане) и болгарского танкера «Лом»

Лед, покрывший район затопления, не позволил до марта месяца работать на затонувшем корабле. Судоподъемные работы сухогруза проводились в течение двух лет, в летние месяцы и до поздней осени. В отдельные дни на грунте находились и работали до ста водолазов одновременно. Судно необходимо было поднять в целом виде, без разделки на месте, поскольку существовала реальная угроза разлива нефтепродуктов и отравления близлежащей акватории дустом.

Работы по подъему теплохода «Моздок» в сложных метеорологических условиях открытого моря выполнял коллектив экспедиции в количестве 350 человек с привлечением 20 единиц различных судов.

Вид теплохода «Моздок» после подъема

Успешное завершение судоподъемных работ позволило не только расчистить район интенсивного судоходства от помех и загрязнения моря нефтепродуктами, но и спасти для использования в народном хозяйстве значительную часть груза и топлива, находившихся на судне.

По материалу Анатолия Одайника

Татьяна Руднева