Кросс-культура: Страна Лавкрафта. Поколение перемен

0

Страна Лавкрафта

Lovecraft Country

На экраны с успехом вышла киноадаптация романа Мэтта Раффа «Страна Лавкрафта». Действие хоррор-сериала, как и книги, происходит в Америке 1950-х годов. Главный герой Аттикус Фриман встречается на своём пути с фантастическими существами, а также настоящим американским ужасом в виде расизма в эпоху законов Джима Кроу.

Некоторые из перечисленных элементов включает в себя открывающая сцена первого эпизода сериала, а в каждой последующей серии нас ошарашивают новыми поворотами событий.

Оказывается Аттикус, только что вернувшийся с Корейской войны ветеран, является дальним потомком некоего Тита Брейтуайта, могущественного колдуна из города-призрака Арпхэм – (аналогия Аркхему — вымышленному Говардом Лавкрафтом городу в штате Массачусетс. Он часто упоминается в произведениях автора). В интриги колдовских лож вовлекается не только кровный родственник, но и его близкие друзья. Оккультизм, ритуалы на крови, таинственные книги на мертвых языках… Все, о чем Аттикус читал на страницах фантастических романов, стало вдруг явью.

Аттикус Фриман — книголюб, не выпускающий из рук научно-фантастическую литературу. Его дядя составляет путеводитель по стране, а тетя интересуется астрономией. В «Стране Лавкрафта» афроамериканцы не продают наркоту и не работают с огромными улыбками на лице в поле: это обычные члены общества, умные, красивые и любознательные.

В некотором смысле книга прямолинейна. Её можно назвать черно-белой. Здесь нет полутонов – если герой афроамериканец, значит, он положительный, добрый, смелый и находчивый. А если герой белый, то он обязательно расист и злодей со скрытыми или явными мотивами.

Сериал метафорическим способом даёт социальный комментарий к окружающей действительности, дополнив историю экшеном, спецэффектами и откровенными сценами. Экранизация значительно приукрашена, но, тем не менее, не испорчена. Поэтому рекомендуем вам «Страну Лавкрафта» к прочтению, а затем к просмотру. Окончательный вердикт вы вынесете сами.

ЧТО МЫ ВИДИМ?

В последовательности снов мы видим нечто большее, чем может показаться на первый взгляд. Здесь упомянуты сразу несколько культовых произведений научной фантастики.

Война миров

Герберт Уэллс

1897

Роман «Война миров» на момент публикации представлял собой необычное воплощение популярной в то время в Великобритании «литературы вторжения», в котором вместо реальных европейских держав стране угрожал фантастический враг — марсиане.

Книга сохраняла популярность в течение всего XX века, она оказала огромное влияние на жанр научной фантастики, а также развитие реальной науки. Так, один из пионеров ракетостроения Роберт Годдард утверждал, что именно «Война миров» вызвала у него интерес к освоению космоса.

По мотивам романа выпускались фильмы, музыкальные альбомы, радиопостановки, комиксы и многие другие произведения. Особую известность получила американская радиопостановка, стилизованная под выпуск новостей и вызвавшая массовую панику среди слушателей.

В канун Хэллоуина 1938 года в эфир радиостанции CBS вышла радиопередача, поставленная Mercury Theatre on the Air под руководством Орсона Уэллса, которая извещала жителей США о нападении марсиан. Американцев охватила паника: на выезде из страны сформировались километровые пробки, а в полицейские участки стали приходить вооруженные добровольцы. Шутка, приуроченная к празднику, заставила американцев массово покинуть дома и вступить на тропу межпланетной войны.

Герберт Уэллс также написал «Человека-невидимку», «Машину времени», «Остров доктора Моро» и многое другое.

Принцесса Марса

Эдгар Райс Берроуз

1917

35-летний бизнесмен-неудачник Эдгар Райс Берроуз скрывал свои литературные занятия, опасаясь, что это уничтожит его репутацию. Он тайно написал роман о человеке, которого забросило на Марс, в мир бесконечных приключений, в мир, совершенно не похожий ни на «картофельный» Айдахо, ни на деловой Чикаго. В мир, подобный волшебному сну.

Писатель не верил, что текст кто-то напечатает, но всё-таки послал рукопись в редакцию журнала All Story, подписав роман «говорящим» псевдонимом Normal Bean — «нормальный парень», чтобы все поняли, что он в своем уме.

Рукопись немедленно приняли, выписав на имя Берроуза чек на 400 долларов. Так вышел в свет роман «Принцесса Марса», успех которого породил сиквелы. Благодаря полюбившемся читателям историям о Джоне Картере Берроуз стал популярным писателем «эры макулатурных журналов». Первыми в свет вышли три книги о Тарзане, а затем и весь марсианский цикл.

Удивительные книги Берроуза оказали значительное влияние на развитие жанров научной фантастики и фэнтези в XX веке.

Хребты безумия

Говард Филлипс Лавкрафт

1936

Лавкрафт на протяжении всей жизни интересовался Антарктикой и другими неисследованными областями Земли. Тогдашние карты континента показывали множество провокационных пробелов, а писатель использовал своё воображение, чтобы заполнить их.

«Хребты безумия» — вероятная отсылка к раннему рассказу писателя «Безымянный город», а также к «Повести о приключениях Артура Гордона Пима» Эдгара По, заключительная часть которой происходит в Антарктиде.

Сам Говард Лавкрафт испытывал гиперчувствительность к холоду. Возможно, именно этот пугающий недуг натолкнул его на такую идею.

Источником вдохновения мог послужить роман Эдгара Райса Берроуза «В ядре Земли» 1914 года, в котором высокоразвитая раса доисторических рептилий Махар жила в полой Земле. Обе истории связаны с радикально новыми методами бурения; в обеих историях люди были выведены учёными нечеловеческой расы. Махар даже использует разновидность слуг, известных как Саготы (Sagoths), вероятно, источник лавкрафтовских Шогготов.

«И мы наконец-то добрались до тех холмов из слоновой кости, именуемые Горами Безумия…»

Эдвард Планкетт «Человек-Гашиш»

Кроме того, описание некоторых пейзажей повести частично вдохновлено азиатской серией Николая Рериха и иллюстрациями Гюстава Доре, которые так нравились Лавкрафту.

P.S: Шогготы появляются и в некоторых других произведениях автора, например «Тень над Иннсмутом» и «Тварь на Пороге».

Розуэлльский инцидент

1947

После этого события летающие тарелки стали частыми гостями в научно-фантастических романах и фильмах.

«8 июля 1947 года фермер и окружной шериф обнаружили «Летающий диск», который был доставлен на авиабазу Розуэлл, где подвергся предварительному осмотру», — с таким заявлением выступило командование армейской воздушной авиабазой Розуэлл, Нью-Мексико.

Этот инцидент стал причиной ожесточённых споров и теорий заговора, прежде всего из-за невыясненной природы обнаруженного объекта.

Популярна версия, согласно которой объект был внеземным кораблём, а его пилот — инопланетянином, которого правительство США захватило и засекретило. Это событие стало одним из самых известных элементов американской поп-культуры.

История Джеки Робинсона

1950

Это история о мальчике и его мечте.

28-летний Джек Рузвельт Робинсон считается именно тем человеком, который навсегда стёр невидимую линию, отделявшую цветных игроков от Высшей Лиги Бейсбола.

Спортсмен вместе со всем составом «Доджерс» столкнулся с самым настоящим расизмом. Отели и стадионы были против темнокожего игрока. Драматичная история Джеки Робинсона не могла не привлечь внимание кинематографистов. Так, в 1950 году на экраны вышел автобиографический фильм «История Джеки Робинсона», в котором первый темнокожий игрок в Главной лиге бейсбола сыграл самого себя.

В 2013 году вышел фильм «42», который сюжетно во многом повторяет Jackie Robinson Story, но длиннее почти в два раза. В создании фильма приняла участие Рэйчел Робинсон, жена бейсболиста.

Зов Ктулху

Говард Филлипс Лавкрафт

1928

Здесь впервые появляется Ктулху — исполинское морское чудовище, Великий Древний, владыка миров, спящий на дне Тихого океана и способный воздействовать на разум человека.

Эскиз Ктулху, нарисованный Говардом Лавкрафтом

Мотивы океана как чуждого человеку первородного хаоса и космогонической борьбы со змеем/драконом развиты в мифах Ктулху, но возникли они гораздо раньше. Мировой океан — в мифопоэтической традиции первозданные воды, из которых возникли земля и весь космос. В архаичных представлениях это одно из основных воплощений хаоса. Выступает как стихия в облике божественных персонажей и связанных с хаосом чудовищ.

В скандинавской мифологии асы поднимают землю или один только бог грома Тор вылавливает со дна океана «змея средней земли».

Тор сражается с мировым змеем, Генри Фусли, 1788

Скандинавское мировое древо Иггдрасиль и мировой океан, в котором плавает мировой змей Ёрмунганд. 1847

В мифологиях монгольских народов роль уплотнителя вод океана выполняет ветер, создающий из них особую молочную субстанцию, становящуюся земной твердью. По представлениям калмыков, из этой молочной жидкости первоначального океана со временем родились растения, животные, люди и боги. Эти версии обнаруживают связь с индийским мифом о пахтанье Молочного океана.

Вишну в образе черепахи ставит себе на спину гору Мандара; боги и демоны привязывают к ней вместо каната змея Васуки и вращают с помощью него Мандару, как мутовку, в Молочном океане, пока из него не начинают появляться 14 чудес/сокровищ.

Египетский Ра-Атум борется с подземным змеем Апопом, индийский Индра — с Вритрой, принявшим вид змея, месопотамские Энки, Нинурта или Инанна — с хозяином преисподней Куром, иранский Тиштрий (Сириус) — с дэвом Апоши. Энлиль или Мардук побеждает принявшую вид дракона прародительницу Тиамат, персонификацию тёмных вод хаоса. В Библии имеются намёки на борьбу Бога с драконом или чудесной рыбой, представляющей также водяной хаос (Рахаб, Техом, Левиафан). Героическая борьба Юя с космическим потопом завершается убийством коварного хозяина воды Гунгуна и его «приближённого» — девятиголового Сянлю.

Ра в образе рыжего кота поражает Апопа

Индра убил Вритру

Нинурта против семиглавого змея

Герой иранской мифологии убил дэва, которому «море было по колено, а голова его достигала солнца»

Тиамат

Левиафан на гравюре Гюстава Дорэ

Юй покоряет змея

Журнал Weird Tales

1923-1954

Благодаря журналу Weird Tales, который выпускался с 1923 по 1954 год и печатал множество работ Говарда Лавкрафта, а также Рэя Бредбери, возникла субкультура, оказавшая значительное влияние на компьютерную эру и поп-культуру в будущем. Сам термин «странная фантастика (рассказы)» до сих пор используется для описания определенного поджанра фантастики.

Изгой и другие истории

Говард Филлипс Лавкрафт

1939

Удачный выбор для первой текстовой ссылки на Лавкрафта в сериале. Книга оказала большое влияние, она содержит большинство известных рассказов, а также самых прямых расистских метафор и аллегорий писателя: чем для Лавкрафта были другие расы, фобия вторжения иностранцев в Америку и отвращение перед смешанными браками.

Аттикус упоминает одно из менее известных произведений автора — стихотворение 1912 года «О сотворении ниггеров»:

Когда в старь Боги Землю создавали,

Юпитера обличье Человеку дали.

Затем создали меньший ранг зверей –

Но непохожи вышли на людей.

Связать с людьми, исправить сей изъян,

Замыслили с Олимпа Боги план:

С людской фигурой тварь изобрели,

Порок вложили, НЕГРОМ нарекли.

Обсуждая расизм Лавкрафта, стоит учитывать одну важную вещь. Он презирал не только африканцев. Евреи и азиаты его тоже раздражали. Он ненавидел вообще всех. Вероятно, и саму жизнь. Даже собственное творчество не особо ценил.

Герберт Уэст — реаниматор

Говард Филлипс Лавкрафт

1922

Лавкрафт создал одно из первых упоминаний зомби в научном смысле — как оживленных препаратом трупов, чьи повадки подобны звериным и невероятно жестоки. Это первая «профессиональная» публикация писателя — он получил по 5 долларов за каждую из шести частей.

Говард Лавкрафт написал этот рассказ как пародию на «Франкенштейна» Мэри Шелли. К слову, название «Франкенштейн» Шелли заимствовала у немецкого замка, где в XVII веке работал алхимик Иоганн Конрад Диппель, ставший одним из прообразов главного героя романа. Благодаря книге замок приобрел популярность.

Иоганн Конрад Диппель называл себя «фон Франкенштейн», хотя никакого отношения к бывшим владельцам замка не имел. Он был знаменитым ученым алхимиком и врачом, читал лекции по хиромантии и алхимии в Германии, Голландии, Дании, Швеции, России, за что всюду подвергался преследованиям христианской церкви. Основной целью научной деятельности Диппеля был поиск секрета вечной жизни. Одним из его научных открытий было животное масло, известное как масло Диппеля, которое должно было стать эквивалентно «эликсиру бессмертия», состояло оно из крови животных. Во время своих многочисленных трудов по анатомии он не гнушался убивать животных и проводил эксперименты над мертвыми телами, которые эксгумировал на местном кладбище. Были такие эксперименты, как кипячение частей человеческого тела в огромном чане с целью создать искусственное существо, а также попытка переместить душу из одного тела в другое.

Смерть ученого покрыта такой же тайной, как и его жизнь.

«Путеводитель», известный как Зеленая книга

«Оазисы» посреди «пустыни» дискриминации.

Путеводитель для чернокожих автомобилистов, издавался в США с 1936 по 1966 год. Подготовкой справочника занимался Виктор Хьюго Грин, афроамериканец, проживавший и работавший в Нью-Йорке почтовым служащим, после смерти которого публикацию продолжала его вдова Элма.

Несмотря на широкое распространение расовой дискриминации и бедности, представители зарождавшегося афроамериканского среднего класса покупали машины. На дороге они сталкивались с различными неудобствами и опасностями — от отказа в обслуживании до произвольного ареста. В связи с чем они пользовались путеводителем по местам, относительно дружественным к афроамериканцам.

Мотель в Южной Каролине. Надпись: «домики для цветных», июнь 1939 года

Дракула

Брэм Стокер

1897

«Дети ночи. – Какую музыку они творят!»

Медленно встающий из гроба старик и девушка, которая, обняв любимого, тянется к его горлу… Когда эти образы возникли в голове у Брэма Стокера, он начал работать над романом «Дракула».

В первоначальной версии главный герой (Дракула) уже был графом, хотя и безымянным. Стокер брал в местной библиотеке книги по истории и фольклору Восточной Европы; среди них была книга английского консула Уилкинсона о правителях Молдавии и Валахии, откуда он старательно выписал все сведения, касающиеся рода валашского князя Влада Дракулы.

Прозвище «Дракула» заимствовано у реально жившего человека — Влада Цепеша, правителя Валахии в XV веке. Он также известен в историографии под именем Влад III Дракул (то есть «сын дракона»). Однако у исторического Дракулы не было резиденций вблизи перевала Борго в Трансильвании, где Стокер поселил своего персонажа.

На замысел Стокера могли повлиять как ирландские поверья о кровососущих существах, так и знаменитая повесть Шеридана ле Фаню «Кармилла» 1872 года. Кармилла – роковая красотка, которая выбирает в качестве жертв только женщин, хотя эмоциональную страсть у неё вызывают только некоторые из них. Кармилла ведет преимущественно ночной образ жизни. Она обладает мистической красотой, способна изменять свою форму и проходить сквозь стены. Её животное воплощение — чудовищный чёрный кот (в «Дракуле» — большая собака). Спать она вынуждена в гробу.

Первым в истории художественной литературы произведением, описывающим вампира, принято считать рассказ Джона Полидори «Вампир».

В «год без лета» на швейцарской вилле Диодати талантливые друзья лорда Байрона написали по «страшной» истории. Тогда был написан роман «Франкенштейн» Мэри Шелли, а доктор Полидори создал рассказ «Вампир», где впервые изобразил его не как «неопрятного упыря», а как уставшего от жизни аристократа, прототипом которого стал сам Байрон.

Фотографии Гордона Паркса (режиссер фильма «Шафт» 1971 года) и Маргарет Бурк-Уайт

Гордон Паркс – фотограф-самоучка, выросший в одного из самых влиятельных фотожурналистов XX века, а также кинорежиссёр, актёр, писатель и композитор. Он снимал модные фотографии для Vogue, стал первым чернокожим фотожурналистом в LIFE, документировал разборки гарлемских банд и будни бенедиктинских монахов, снимал показы мод в Париже, портреты знаменитостей и жизнь афроамериканских семей в условиях расовой сегрегации в Штатах.

Маргарет Бурк-Уайт — уникальная женщина, одна из легенд фотожурналистики. Первая женщина-фотограф в знаменитом журнале Life, первая женщина-военный корреспондент, первая женщина-фотограф, попавшая на боевую операцию… Кроме того, она была первым иностранным фоторепортером, получившим разрешение снимать в СССР. Она многое увидела и смогла показать это миру. Как утверждали все, кто знал Маргарет, она умудрялась оказаться в нужное время именно там, где творилась история.

Уильям Х. Ходжсон

Дом в пограничье

1908

Сын англиканского священника, моряк, культурист, фотограф, военный, писатель и поэт. С 1901 года Уильям Х. Ходжсон начал публиковать в прессе статьи о физической культуре, а затем фантастические и детективные рассказы с элементами оккультизма. Впоследствии творчество писателя оказало огромное влияние на научную фантастику и хоррор-литературу. Его романом «Дом в пограничье» восхищался Лавкрафт.

В глуши Западной Ирландии, на самом краю бездонной пропасти, возвышаются руины причудливого старинного особняка. Мрачную тайну скрывает дневник старого отшельника, найденный в этом доме на границе миров.

Солнце погасло, и ныне о днях света рассказывают легенды. Остатки человечества укрываются от порождений кошмаров в колоссальной металлической пирамиде, но конец их близок — слишком уж беспросветна ночь, окутавшая земли и души. И в эту тьму уходит одинокий воин — уходит на поиски той, которую он любил когда-то прежде или полюбит когда-то в будущем…

Многих читателей сюжет ставит в тупик. Что это было? Бред старика или путешествие сквозь пространство и время?

Орден Древнего Рассвета/Орден изначального рассвета

Это вымышленный культ, к которому принадлежат Бретуайты. Вероятно, это отсылка на Герметический орден «Золотая заря» — знаменитый магический орден, представляющий собой оккультную организацию, практиковавший теургию, магию, алхимию и поощрявший духовное развитие своих адептов.

В лучшие времена членами Золотой Зари были многие знаменитости, такие как Флоренс Фар, Мод Гонн, Памела Колман Смит, Уильям Батлер Йейтс, Артур Мэйчен, Эвелин Андерхилл и Алистер Кроули.

Некрономикон

Одно из самых известных изобретений Лавкрафта — вымышленная книга-гримуар, создавшая настолько сильное впечатление на читателей, что некоторые верят в существование реального прообраза древней книги, автором которой является Абдул Альхазред, а также в то, что у выдуманного Лавкрафтом автора существовал исторический прототип.

Впервые Некрономикон упоминается в рассказе «Пес» 1924 года.

Граф Монте-Кристо

Александр Дюма

1844

Работы одного из самых читаемых французских авторов – Александра Дюма – и по сей день переворачивают мировосприятие людей с ног на голову.

Вокруг имени Александра Дюма всегда ходило множество слухов. Одни преклонялись перед его талантом, а другие подозревали его в подлоге и уверяли, что невозможно одному человеку в течение жизни написать такое количество литературных произведений, которое вышло из-под пера Дюма.

Дюма считается культовой фигурой в мировой литературе. Невероятная творческая плодовитость, благосклонность дам, успех, долги, приключения – именно этими словами можно описать жизнь писателя.

Бабушка Александра Дюма была чернокожей рабыней с острова Гаити, об этом знают все культурные люди. Отец Дюма также был рабом, пока его не выкупил собственный отец, приходившийся знаменитому литератору дедом.

Однажды в литературном клубе кто-то попытался неудачно подшутить над происхождением писателя, на что Дюма ответил: «Мой отец был мулатом, моя бабушка была негритянкой, а мои прадедушки и прабабушки были вообще обезьянами. Моя родословная начинается там, где Ваша заканчивается».

Роман «Граф Монте-Кристо» был задуман Дюма в начале 1840-х годов. Имя своему герою писатель придумал во время путешествия по Средиземному морю, когда он увидел остров Монтекристо и услышал легенду о зарытых там несметных сокровищах.

Ещё до окончания журнальной публикации вышло первое книжное издание. Успех романа «Граф Монте-Кристо» превзошёл все предыдущие произведения писателя. Это был на тот момент один из крупнейших успехов какого-либо романа во Франции. По нему ставили спектакли в театрах. Заработки позволили Александру Дюма кроме дома построить ещё и загородную виллу. Шикарный дворец он назвал «Замок Монте-Кристо», и сам начал вести расточительную жизнь, достойную своего героя.

Джеймс Марион Симс

Джеймс Марион Симс является одной из самых противоречивых фигур в истории медицины. Мы знаем его как прародителя науки гинекологии. Ему удалось сделать невероятный прорыв, но ценой страданий самого незащищенного тогда слоя населения — темнокожих рабынь.

Девушек оперировали без анестезии. Они переносили десятки операций. Врач добился кое-какого успеха спустя четыре года.

Вероятно, Джеймс Марион Симс является прототипом чудовищного экспериментатора Хирама Эпштейна.

Встреть меня в Сент-Луисе

1944

Режиссер Винсент Миннелли пытался создать «сентиментальное настроение» для зрителей, уставших от тягот военного времени. Хотя Сент-Луис на рубеже веков был одним из самых больших городов Америки, создатели фильма ограничились изображением идеализированной жизни на примере одной семьи в элитном предместье.

Режиссёр впервые работал с техниколором. В результате цветастость «Сент-Луиса» стала эталоном для киномюзикла на десятилетие вперёд.

О том, что «Встреть меня в Сент-Луисе» снят в разгар самой страшной в истории человечества войны, напоминает нестандартный персонаж 6-летней Тути. Девочка болезненно озабочена всем, что касается смерти и убийства: она хоронит своих кукол, символически убивает на Хэллоуин соседей, чуть не сводит с рельсов трамвай и маниакально уничтожает целое семейство снеговиков, повизгивая от восторга: «Я самая ужасная!».

За исполнение роли Тути юная актриса Маргарет О’Брайен была удостоена специального детского «Оскара».

Режиссёр Винсент Минелли в ходе съёмок влюбился в исполнительницу главной роли, Джуди Гарленд; вскоре они поженились и через год у них родилась дочь Лайза.

Кумихо

Существо из корейской мифологии представляющее собой женщину-оборотня, способную превращаться в лису с девятью хвостами. Легенды о ней имели распространение во многих регионах Восточной Азии.

Кумихо может стать любая лиса, которой удаётся прожить тысячу лет. После этого она получает способность превращаться в красивую девушку, которая в легендах практически всегда играет отрицательную роль, часто соблазняя мужчин, после чего убивая их.

В Китае традиционно верили, что все существа могут принимать человеческий облик, приобретать волшебные свойства и бессмертие при условии того, что они найдут источник такой энергии, как например человеческое дыхание или эликсир с луны или солнца. В китайской мифологии тоже есть волшебная лиса по имени Хули-цзин.

В японском фольклоре лиса, способная принять форму обольстительной красавицы зовется Кицунэ. По преданиям это существо может быть как благожелательным, так и недоброжелательным.

Например, кицунэ по имени Хакудзосу приняла облик мужчины и притворялась буддийским монахом. Также как и Джи-А, которая притворяется примерной дочерью и медсестрой.

Влияние на европейский фольклор о лисах оказали тексты Панчатантры (индийские сказки о животных), а также басни древнегреческого поэта Эзопа, проникавшие через Византию и Италию. Так появился «Роман о Лисе», где главным героем выступает лис-трикстер по имени Ренар.

«Лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову»

Евангелие от Матфея 8 стих 20

Orinthia Blue и Panther Man

Одна из героинь сериала, дочь дяди Тика (в книге сын), рисует комиксы собственного сочинения. Для этого создатели сериала пригласили художницу Афуа Ричардсон. Она придумала мир, который представляет Ди.

Первым чернокожим супергероем в истории Marvel Comics был Т’Чалла aka Черная Пантера (1966). А первой супергероиней — Ороро Монро aka Шторм (1975).

История гласит, что в 1950-х годах происходила «война» между издателем Уильямом Гейнсом из EC Comics и Comics Code Authority, которые выступили против того, что центральный персонаж был черным. Гейнс пытался защитить свои журналы от цензуры. Он угрожал судебным иском, когда приказали изменить научно-фантастическую новеллу «Судный день» в Incredible Science Fiction # 33 (февраль 1956).

В комиксе изображен космонавт, представитель Галактической Республики, посетивший планету Кибриния, населенную роботами. Он находит роботов разделенными на функционально идентичные оранжевую и синюю расы, одна из которых имеет меньше прав и привилегий, чем другая. В финале он снимает шлем, оказываясь чернокожим человеком.

Афрофутуризм

Термин «афрофутуризм» появился всего 27 лет назад в сборнике эссе «Флейм-войны: дискурс киберкультуры» под редакцией американского критика Марка Дери, а конкретнее — в интервью Дери с тремя афроамериканцами: фантастом Сэмюэлем Р. Дилэни, музыкантом Грегом Тэйтом и критиком Тришей Роуз. Называлось интервью Black to the Future — непереводимый каламбур, сочетающий слово «чёрный» с названием фильма «Назад в будущее».

Афрофутуризм — это эстетика, в которой в безумной смеси сошлись фантастика и африканская культура. Однако началось это течение не в 90-е годы, а в конце 60-х годов, с появлением «Черной пантеры». За 20 с лишним лет жанр успел не только оформиться, но и стать очевидной частью мейнстрима. Не замечать его было уже как-то неловко, даже для белых.

Чернокожие американцы мечтали одновременно о двух утопиях: о золотом веке Африки прошлого и золотом веке Африки будущего. Им хотелось верить, что их прародина некогда не только была не хуже Европы, но и однажды снова будет великой, но уже благодаря технологиям.

В свое время некоторые из африканских государств были не менее развитыми, чем европейские, причем речь об относительно недавних временах. Например, безумно богатое Мали или способный похвастаться многоэтажными зданиями погрязший в изысках купеческий Занзибар поражали приезжих путешественников своим величием. Иными словами, афрофутуристам было где подчерпнуть идеи и исторические аналогии.

Так появились такие понятия, как черная материя, афронавты и гибсоновские боги Вуду, в виде алгоритмов искусственного интеллекта.

Путешествие Ипполиты

Бейонсе (суперзвезда)

Первым делом за пределами нашего мира Ипполита встречается с инопланетянкой с огромным афро по имени (как значится в титрах) Beyond C’est. Это словосочетание созвучно с Бейонсе.

Бейонсе – икона для афроамериканцев, одна из немногих темнокожих суперзвезд, чье имя у всех на устах уже четыре десятилетия. Талантливая и красивая Бейонсе не только превосходная певица, она также филантроп, актриса, основательница собственной линии косметики, парфюмерии и одежды. Бейонсе стала вдохновением для женщин всех профессий.

Жозефина Бейкер (кратер на Венере)

Афроамеркианка Жозефина Бейкер пережила множество разводов, первый из которых состоялся когда ей было 13 лет. Её творческая карьера в водевилях началась, когда ей было всего 15. Вскоре она перебралась в Париж и стала известной танцовщицей.

Жозефина была ярым борцом с расизмом и, как считала публика, первой афроамериканкой, носившей дворянский титул. Она усыновила 12 сирот с разным цветом кожи.

Во время Второй мировой войны Жозефина находилась во Франции и Северной Африке, выступая перед французскими войсками, будучи разведчиком движения Сопротивления. Она получила удостоверение лётчика, стала лейтенантом и после войны была награждена медалями Сопротивления (с розеткой) и Освобождения, знаком Военного Креста и, наконец, в 1961 году — орденом Почётного легиона.

Выступления Жозефины в знаменитой банановой юбочке сделали её секс-символом ревущих двадцатых годов. Примечателен тот факт, что в её танцах были заметны элементы хастла, степа, хип-хопа, брейка, которые появились спустя долгие годы.

В её честь назван кратер Бейкер на Венере.

Нави (звезда в созвездии Кассиопеи)

Гамма Кассиопеи некоторое время носила название Нави. Имя было дано астронавтом Вирджилом Айвеном Гриссомом и происходит от его среднего имени Ivan, читаемым задом наперёд.

После танцев с Жозефиной Ипполита переносится в мир, где становится воином Дагомеи. Сцену сопровождает песня Mother’s Finest – фанк-рок группа 70-х годов, возглавляемая афроамериканкой.

Начнем с того, что в древнегреческой мифологии Ипполита – царица амазонок, коей она и становится в этом эпизоде. Её обучает боевому мастерству сама Нави, которая по преданиям считается последней выжившей дагомейской амазонкой.

Итак, дагомейские амазонки – уникальное явление в мировой истории, поскольку это первое задокументированное женское военное подразделение, обитавшее к югу от Сахары и повергавшее в ужас европейских колонизаторов. Иностранцы назвали их «дагомейскими амазонками», а сами себя они именовали N’Nonmiton, что означает «наши матери».

Дагомейские амазонки считались элитными войсками в Королевстве Дагомея (современная Республика Бенин). Они защищали своего короля во время самых кровопролитных сражений и считались неприкасаемыми.

Амазонки вовсе не являются мифическими персонажами. Последняя оставшаяся в живых дагомейская амазонка Нави умерла сравнительно недавно, в 1979 году в возрасте 100 лет. А в 19-м веке в корпусе амазонок служили 6000 женщин-солдат.

Space Is the Place (Сатурн)

Ипполита и Джордж оказываются на неизвестной планете, а на фоне слышен монолог джазового исполнителя и космического философа Sun Ra из культового фильма Space Is the Place 1974 года. Сторонник афрофутуризма Сан Ра утверждал, что он пришелец с Сатурна.

Примечателен тот факт, что при создании вымышленной гуманоидной расы На’ви, населяющей планету Пандора в фильме «Аватар», Джеймс Кэмерон имел определенные вдохновения. Он хотел, чтобы Нейтири была чем-то между персонажем Ракель Уэлч в фильме «Фантастическое путешествие» 1966 года и Вампиреллой, героиней комиксов, созданных в 1969 году.

В результате сразу после встречи с амазонкой Нави Ипполита совершает космическое путешествие в стиле 60-х.

Эмметт Тилл

Восьмой эпизод начинается с похорон мальчика, на которых присутствовали тысячи возмущенных и отчаявшихся афроамериканцев. Он основан на реальных событиях.

14-летний Эмметт Тилл жил с матерью в Чикаго. В августе 1955 года он приехал навестить родных в городок Мони, штат Миссисипи, на юге страны, где по-прежнему существовала жесткая расовая сегрегация. Гуляя с другими подростками, он зашел за конфетами в один из окрестных магазинчиков, который принадлежал супругам Рою и Каролин Брайантам. Женщина в это время была в лавке одна.

На суде 21-летняя Каролин утверждала, что Эмметт сделал несколько непристойных намеков. Глядя на нее, он якобы характерно присвистывал. А расплачиваясь за конфеты, спросил: «Как насчет прогуляться, детка?» После чего взял ее за руку, велел не бояться его, использовал «непечатное слово» и сказал, что уже «бывал с белыми женщинами».

Поздно ночью в дом двоюродного деда Тилла, где гостил подросток, приехали 24-летний Рой Брайант и его сводный брат, 36-летний Джон Милам. Мальчика вытащили из кровати, перевезли в сарай, выкололи ему глаз, после чего выстрелили в голову и, привязав к шее колючей проволокой лопасть винта от хлопкоочистительной машины коттон-джин в 32 килограмма, сбросили его тело в реку Таллахатчи. Изуродованный труп был найден три дня спустя. Аналогичным способом в сериале киллеры убивают Кристину.

Мать Тилла, растившая сына без отца, настояла на публичных похоронах, с открытым гробом (отсюда в сериале акцент на запах), чтобы все увидели результат зверского убийства на расовой почве. Похороны, на которых присутствовали десятки тысяч человек, вызвали резонанс по всей Америке.

Афроамериканская общественность и сочувствующие белые критиковали государство. Однако суд оправдал Брайанта и Милама, которым вменялось похищение и умышленное убийство. Однако в интервью, данном в 1956 году журналу Look, они открыто признались в убийстве, пользуясь защищавшей их пятой поправкой к Конституции США о недопустимости повторного привлечения за одно и то же преступление.

Тимоти Тайсону, автору книги об убийстве Тилла, Каролин Брайант заявила, что никаких приставаний со стороны подростка не было. Она оговорила его. По словам Брайант, она боялась своего мужа и решила не перечить ему, когда он начал обвинять Тилла в приставаниях. Эти признания опубликовали в 2017 году.

Cream of Wheat

Завтрак без расизма.

Только в 2020 году, вслед за решением Uncle Ben’s, Aunt Jemima и Mrs. Butterworth сменить названия и упаковки, бренд манной крупы Cream of Wheat объявил о редизайне. С упаковки уберут изображение темнокожего шеф-повара, который украшал ее более 100 лет.

Cream of Wheat давно подвергался критике за использование оскорбительного лого с улыбающимся черным поваром. Известный как Растус (Это имя использовали, как уничижительное по отношению к черным в Америке с 1881 года, когда Джоэль Чандлер Харрис создал одноименного персонажа для «Сказок дядюшки Римуса»), он воспринимается как карикатура на веселого бывшего раба, которого часто изображали в так называемых «шоу менестрелей». Между тем моделью для образа Растуса стал профессиональный шеф-повар, уроженец Барбадоса, переехавший в 1875 году в Соединенные Штаты Фрэнк Л. Уайт.

Новая упаковка Cream of Wheat будет выпущена в 2021 году. Кроме того, компания запустит благотворительную программу, которая предоставит финансовую поддержку иностранным студентам в ведущих кулинарных школах.

Сиропы и смеси для блинчиков «Тетушка Джемима» — изображение очередной счастливой «рабыни-мамочки» с плантации на Юге.

Форму бутылочек сиропа Mrs. Butterworth в виде дородной женской фигуры считают «мамочкой», уходящей корнями в историю рабства в Соединенных Штатах, расистской карикатурой на чернокожих женщин, работавших нянями в белых семьях.

Откорректировать решили и «Дядю Бена» с изображением седовласого чернокожего джентльмена в галстуке-бабочке.

Хижина дяди Тома

Гарриет Бичер-Стоу

1852

«Хижина дяди Тома» стала самым продаваемым романом XIX века и второй по продаваемости книгой столетия, после Библии.

Роман произвёл большой общественный резонанс. По некоторым оценкам, книга настолько обострила один из местных конфликтов на почве рабства, что он вылился в Гражданскую войну в США.

Современные исследователи и читатели критикуют писательницу Гарриет Бичер-Стоу за снисходительное расистское описание черных персонажей романа, внешнего вида, речей и поведения героев, как и за пассивность дяди Тома, с которой он принимает судьбу и прощает всех в стиле Христа.

Роман «Хижина дяди Тома» (вместе с иллюстрациями) был бестселлером в течение XIX столетия, и это сыграло главную роль в укоренении оскорбительных стереотипов в сознании американцев. Имя «дядя Том» стало нарицательным. Его употребляли по отношению к черным мужчинам, которые подчинялись белой власти.

А изображение Топси как «дикой», злой черной девочки должно было вызвать сочувствие, но вместо этого создало повсеместную карикатуру на черных девушек.

«Хижина дяди Тома» возмутила людей на американском Юге и сторонников рабства в других частях страны. Они обвинили роман в недостоверности. Стоу получила множество писем с угрозами и даже посылку с отрезанным ухом чернокожего человека. В ответ на обвинения Бичер-Стоу в 1853 году написала книгу «Ключ к хижине дяди Тома», в которой приводились свидетельства того, что роман основан на реальных событиях. Прототипом главного героя романа послужил беглый раб Джосайя Хенсон.

Джосайя Хенсон родился рабом на ферме и терпел выходки рабовладельца. В 1830 году бежал в Британскую Канаду, где основал поселение и школу для других беглых рабов. Там беглецы осваивали нужные профессии, с помощью которых они могли зарабатывать себе на хлеб на свободе.

Позже стал пастором методистской церкви, путешествовал, читал лекции во многих районах Соединенных Штатов и Великобритании, будучи аболиционистом, помог более двум сотням черных рабов в организации побегов и переброски их из рабовладельческих штатов Юга на Север с помощью «Подземной железной дороги».

Написал автобиографию «Жизнь Джосайи Хенсона, бывшего раба, теперь жителя Канады, рассказанная им самим» (1849), которая, как полагают, вдохновила Гарриет Бичер-Стоу на создание романа «Хижина дяди Тома».

Королева Виктория считала Д. Хенсона таким выдающимся гражданином, что на его могильном памятнике была установлена корона, честь, оказанная лишь немногим гражданам.

Пиканинни

Две девочки, преследующие в странном танце Ди на протяжении всего восьмого эпизода, являются отсылкой к карикатурам пиканини.

Пиканинни использовались, чтобы издеваться над чернокожими детьми. Их изображали курчавыми, пучеглазыми, толстогубыми, непослушными, дикими и неухоженными. «Негритята пиканинни» сходили с ума при виде сладостей и арбузов. В «Хижине дяди Тома» персонажа, высмеивающего рабов, воплотила Топси. На этом акцентировали наше внимание и в сериале.

В 1938 году в фильме «Все поют» юная Джуди Гарленд изображает пиканинни.

Термин «пиканинни» произошел от португальского слова обозначающего «маленький ребёнок», но применяли его особенно часто именно к афроамериканским детям, а позже и к детям австралийских аборигенов.

В одной из сцен можно услышать цитату 11-летней активистки Наоми Уолдер. Девочка выступила в защиту афроамериканских детей и женщин с этими красивыми словами на «Марше наших жизней» в 2018 году.

«Я говорю от лица афроамериканских девочек, чьи истории не попадают на первые полосы всех газет, чьи истории не крутят по новостям. Я говорю от лица афроамериканок, которые из ярких, многообещающих и прекрасных девушек превратились в статистику. Слишком долго их имена, имена черных девушек, были лишь цифрами. Я пришла сказать за них: «Больше никогда!». Я пришла сказать, что их жизни тоже важны! В память о черных девочках и женщинах, убийства которых принимают пугающие масштабы, я призываю вас помочь мне исправить сложившуюся парадигму, чтобы их смерти не были напрасны».

Trumbull Park Homes

Летиша покупает дом в белом районе Чикаго. Оценив безмолвные взгляды потенциальных соседей, ее сестра Руби ссылается на Трамбалл парк.

Trumbull Park Homes — это настоящий район в Чикаго, где в 1953 и 1954 годах произошли крупные расовые беспорядки. Причиной этому послужил переезд чернокожей женщины с семьей в район белых.

Несколько недель белые забрасывали ее дом камнями, а после перешли к поджогам. В октябре 1953 года в этом районе поселили ещё 10 чернокожих семей, что вызвало новую волну насилия. Только с 1963 года афроамериканцы могли беспрепятственно прогуливаться по своим улицам.

The Dreamland Theatre

Театр Dreamland был настоящей достопримечательностью района Гринвуд, где показывали немые фильмы и устраивали театральные представления. Он был разрушен во время резни в Талсе путем поджога.

Расовые беспорядки в Талсе

30 мая 1921 года в Талсе (штат Оклахома) чернокожий чистильщик обуви Дик Роуленд был обвинен в нападении на белую 17-летнюю Сару Пейдж. Роуленд был задержан и помещен в тюрьму, у которой 31 мая на акцию с требованием казнить его собрались члены местного отделения Ку-Клукс-Клана. Когда к тюрьме подошли местные чернокожие ветераны Первой мировой войны с требованием отпустить Роуленда, началась перестрелка, в которой погибли 12 человек, большинство из которых — белые. После этого начались массовые беспорядки в благополучном чернокожем квартале Талсы Гринвуде, который в то время называли Уолл-стрит для черных за большое количество богатых адвокатов, врачей и ученых афроамериканцев, живших там.

1 июня район обстреляли зажигательными снарядами с воздуха — несколько членов Ку-Клукс-Клана использовали для этого бипланы городской почтово-транспортной авиакомпании. Гринвуд был полностью уничтожен. Без крова остались около 10 тыс. человек. Погибли 350 человек. Роуленда отпустили из тюрьмы, так как обстоятельства нападения, в котором его обвинили, так и не были установлены. Он и его семья вскоре покинули Талсу.

Гринвуд был восстановлен за несколько лет, но не стал таким же благополучным и полностью исчез как отдельный район в 60-х годах XX века. Мемориал погибшим во время погрома был открыт только в 2010 году. В 2020 году расовые беспорядки в Талсе стали частью школьной программы Оклахомы. Последний мужчина, выживший во время резни, джазовый саксофонист Хэл Сингер, скончался 18 августа 2020 года в возрасте 100 лет.

А. С. Джексон

Dr. A.C. Jackson

Пока город горит, Монтроуз называет имена жертв резни. Это реальные люди, погибшие в ходе беспорядков. Среди перечисленных был и А. С, Джексон, который считался самым способным черным хирургом, по мнению братьев Майо, основавших один из крупнейших медицинских и исследовательских центров мира.

Некоторые из изобретенных Джексоном хирургических инструментов используются до сих пор. На момент смерти ему было 40 лет.

Бар Denmark Vesey Saloon

Это отсылка к реальному человеку по имени Денмарк Весси.

Весси был рабом. В 32 года он выиграл в лотерею 1500 долларов и купил свою свободу за 600 долларов. Позже он спланировал одно из самых крупных восстаний рабов в США. Информация о его планах дошла до властей, которые арестовали лидеров до того, как восстание смогло начаться. Весси и более 30 его единомышленников были казнены путем повешения.

Многие активисты против рабства стали почитать Весси как героя. Во время Гражданской войны в США отменивший смертную казнь Фредерик Дуглас использовал имя Весси как боевой клич, чтобы сплотить полки афроамериканцев.

Джеймс Болдуин

Во время путешествия Аттикуса, Лети и Джорджа мы слышим цитату писателя и активного борца за права человека Джеймса Болдуина.

Он задается вопросом о природе реальности, об американской мечте и о возможности примирения между ними.

Соня Санчес

Стихотворение «Поймай огонь» звучит в сцене пожара. Оно написано и исполнено активисткой за гражданские права Соней Санчес.

Общая тема поэмы, как и всего сериала, заключается в том, как афроамериканцы используют изобретательность, чтобы превратить инструменты угнетения в инструменты освобождения.

Материал подготовила Marianna May