Кросс-культура: Сергей Курехин. Странная механика СССР

1

Дорогие одесситы и читатели сайта ВОЛНОРЕЗ, мы рады представить Вашему вниманию новую рубрику, под названием «Кросс-культура» (Cross-Culture).

«Кросс-культура» представляет обзоры, рецензии и статьи на творения поп-культурных пересечений 20-21 вв. Кроме того, автор проекта «КК» проводит тематические лекции, прослушивания музыки и кинопоказы в Одессе!

Автор и руководитель проекта Марианна Загика

“Рок-музыканты считают меня джазменом, джазмены считают меня рокером, а серьезные симфонические музыканты — му…ком”

(С. Курёхин)

 

80-е годы в СССР. В полную силу вступает рок-движение «Ленинградский рок-клуб». На фоне классической рок-музыки и музыки созданной под влиянием западной сцены, появляется экспериментатор и человек-оркестр, шедший против течения — Сергей Курёхин, популяризировавший авангардную музыку.

Сергей Курёхин — советский музыкант-авангардист, джазовый музыкант, виртуозный пианист, аранжировщик, выдающийся композитор, актёр, создатель и руководитель легендарной группы «Поп-механика». Он первый шоумен эпохи 80-90-х годов и самый серьезный музыкант советского андеграунда, творчество которого во многом определило развитие российской авангардной музыки.

Хулиган-гений

«Поговорив с человеком о художественном творчестве, можно сразу понять, в каком возрасте прекратилось его развитие. Эти люди, как правило, называют эту остановку убеждениями или верой. Человеку начинает казаться, что он все уже познал, все изучил… Я же считаю, что процесс эволюции может остановить только смерть…»

(С. Курехин)

 

Музыкой Сергей стал заниматься с четырёх лет. Свой музыкальный путь начинал как рок-пианист. В семидесятых он выступал с известными самодеятельными группами: «Пост», «Большой железный колокол» и «Гольфстрим». Затем он увлекся джазом и вступил в квартет ленинградского саксофониста Анатолия Вапирова, с которым выступал на крупнейших джазовых фестивалях страны.

В первой половине 1980-х годов Курёхин на время вернулся к року, как аранжировщик и клавишник «Аквариума». При его участии записаны первые студийные альбомы «Треугольник», «Электричество», «Табу», «Радио Африка» и «Дети Декабря».

После этого был создан его самый известный проект — «Поп-механика», в состав которого вошли участники групп «Аквариум», «Кино», «Странные игры» и множество других.

О Курёхине заговорили в начале 80-х — аккурат после того, как в Лондоне, в обход “железного занавеса”, у него вышла пластинка импровизационного фортепианного фри-джаза. Никто и глазом не успел моргнуть, как композиции с диска “Пути свободы” вовсю зазвучали на “Голосе Америки”, Би-би-си, “Радио Свобода”. И не нужны были этому обаятельному длинноволосому гению ни пресловутый Союз композиторов, ни фирма грамзаписи “Мелодия”.

Впоследствии оркестр Курёхина объехал почти всю страну, а затем выступал за рубежом. На шоу в «Поп-механика» участвовали музыканты и художники разных школ, стилей и направлений, камерные и симфонические оркестры, фольклорные и танцевальные коллективы, рок и джаз группы, фокусники, мимы и укротители, эстрадные солисты и оперные певцы (иногда число участников достигало 300 человек).

В конце восьмидесятых Сергей Курёхин охладел к крупным формам и с головой ушел в кино и телевидение. Написал музыку к тридцати фильмам (“Господин оформитель”, “Трагедия в стиле рок”, “Три сестры” и др. ).

Мистификатор

«Личность мухомора вытесняет личность человека»

(С.Курёхин)

 

В 1991 году Курёхин в программе «Пятое колесо» выпустил совместно с Сергеем Шолоховым медиавирус, за которым закрепилось название «Ленин — гриб» или «тихая поп-механика». Во время этого телевизионного сюжета-мистификации создатели передачи с серьёзным видом подали как истину некий миф, согласно которому Ленин в больших количествах употреблял галлюциногенные грибы и сам в результате превратился в гриб. Этот абсурдный сюжет вызвал огромный резонанс, многие телезрители поверили в сказанное «профессионалами».

Остановка механизма

«Я делаю музыку только для других, а не для себя. Потому что, кроме усталости, мои выступления не предоставляют мне ничего вообще. Никакой радости, ничего. Только чувство очень сильной усталости»

(С.Курёхин)

 

Сергей Курёхин продолжал заниматься искусством до конца своих дней. Секрет его успеха был прост — он был одним из самых начитанных и одним из наиболее креативно мыслящих современных музыкантов. И никогда не уставал иронизировать.

Умер Сергей Курёхин в возрасте 42 лет, 9 июля 1996 года в 4 часа утра, после двух месяцев тяжёлой и редчайшей болезни — саркомы перикарда.

Памяти Сергея Курёхина посвящён Международный музыкальный фестиваль SKIF (Sergey Kuriokhin International Festival), придуманный виолончелистом Борисом Райскиным в конце осени 1996 г. и впервые им же осуществлённый в Нью-Йорке, в январе 1997 г. В марте того же года Борис Райскин трагически погиб. С тех пор фестиваль SKIF ежегодно проводится в Петербурге. Кроме того, курёхинские фестивали иногда проводились в Амстердаме, Берлине и в других городах.

В 2009 году Фонд и Центр имени Сергея Курёхина создали ежегодную премию в области современного искусства.

Материал подготовила: Марианна Загика

zagyka

[nggallery id=486]

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Да, уникальный был человек! С творчеством Курёхина я познакомился ещё учась в школе, в классе 8-м и если меня попросят назвать имя музыканта, который был самым своеобразным, интересным и плодовитым в эпоху Перестройки и начала 90-х, то им будет именно этот выдающийся Гений и неподражаемый Мистификатор! Человек, который мог появиться только в такое неопределённое для страны и культуры время.

Comments are closed.