Кросс-культура: Рэй Харрихаузен. Титан спецэффектов

0

«Мне пришлось учиться делать всё самостоятельно. Потому что я не мог найти родственной души в этом деле. Теперь вы видите, как 80 человек делают то же самое, что я делал в одиночестве»

Рэй Харрихаузен

Имея за плечами карьеру, которая стартовала с зарождения «Кинг Конга» (1933), Рэя Харрихаузена будут вспоминать каждый раз при просмотре легендарных кинолент, наполненных сюжетами и эффектами, поражающими воображение и заставляющими зрителей непроизвольно приоткрывать рты.

Особого внимания, как правило, заслуживают такие сцены: скелеты, восставшие из руин древней Греции для сражения в фильме 1963 года «Ясон и Аргонавты»; вертящая лезвиями статуя богини Кали в ленте 1973 «Золотое путешествие Синбада»; и конечно же первое появление в кинематографе, ныне увенчанного лаврами, гигантского мифического чудовища — кракена, в картине «Битва титанов» (1981). [Задолго до того как в ремейке 2010 года полуголый Сэм Уорингтон испортил впечатление всего-то одним хлопком сандалия в замедленной съёмке].

«Я всегда старался подарить своим персонажам какую-то привычку, которая делала бы их живыми. Например, один из скелетов всегда смотрит на землю прежде, чем сделать шаг. Я всегда обдумываю физическое состояние персонажа. Например, в «Золотом путешествии Синбада» Кали двигается необычно, это из-за ее центра тяжести, а Талос, которого всё время критикуют за странные негибкие движения, шагал так именно потому, что его суставы заржавели»

Рэй Харрихаузен

Харрихаузен зарекомендовал себя как первопроходца в стоп-анимации и креативных визуальных подходах, заслужив при этом целую плеяду поклонников, вдохновившихся работами маэстро. Множество фанатов позднее пошло по стопам своего кумира, также превратившись в известнейших деятелей кинематографа. Список можно начать со Стивена Спилберга («Челюсти», «Индиана Джонс», «Парк Юрского периода»), Гильермо дель Торо («Хронос», «Хэллбой», «Лабиринт Фавна»), Джона Лэндиса («Братья Блюз», «Американский оборотень в Лондоне», клип Майкла Джексона «Триллер»), Джо Данте («Пираньи», «Вой», «Гремлины»), Тима Бёртона («Бэтмен», «Эд Вуд», «Марс атакует»), Терри Гиллиама («Бразилия», «Монти Пайтон и священный Грааль», «Бандиты во времени»), Питера Джексона («Живая мертвечина», «Страшилы», «Властелин Колец»), которые предоставили свои комментарии к ленте «Рэй Харрихаузен: титан спецэффектов» (2011), отдав дань уважения своему «учителю».

«Ведь тогда все было совсем иначе. Эти фильмы считались лентами категории «Б», фантастику тогда всерьез никто не воспринимал. Это сейчас снимают многомиллионные блокбастеры, а тогда мы финансировались по остаточному принципу»

Рэй Харрихаузен

Фильм доказывает, используя сравнительный анализ между работами Рэя и его последователей, что влияние Харрихаузена на других режиссёров оказалось более масштабным, чем может показаться на первый взгляд. От техники движений динозавров в «Парке Юрского периода» Спилберга и моторики Кинг Конга в ремейке Питера Джексона (которые обязаны фильму Рэя 1956 года «Мир животных» больше, чем скучным палеонтологам), до двигающихся клешней Доктора Октавиуса в «Человеке Пауке 2», которые были срисованы с уничтожающего город осьминога 1955 года «Оно прибыло со дна моря». Присутствие Харрихаузена чувствуется по всему спектру научной фантастики и фэнтези, от столпов до маленьких деталей.

Влияние Рэя Харрихаузена вызывает исключительно слова благодарности и уважение во множественных интервью с различными режиссёрами. Особого внимания заслуживает рассказ Стивена Спилберга и Фила Типпетта о том, как они пригласили Рэя на съёмки «Парка Юрского периода», чтобы дать мастеру кинематографа понять, что создание этого фильма не осуществилось бы без его невероятного трудолюбия, безграничного воображения и бесконечной амбиции.

Материал подготовила Марианна Загика

zagyka